Теория воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:08, доклад

Описание работы

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ.docx

— 204.17 Кб (Скачать)

     Литература

     1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособиедля  студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений  / С.А.Смирнов,      И.Б.Котова,  Е.Н.Шиянов   и др.;  Под ред.  С.Л.Смирнова. -     4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.   

     3. Коллектив как объект и субъект воспитания

     Студент должен:

     знать: сущность понятий «коллектив», «группа», «межличностные отношения в коллективе»

     уметь: устанавливать причины конфликтных ситуаций между личностью и группой, коллективом   

     3.1. Сущность понятия  «коллектив»

     Групповая форма организации воспитания получила название коллективной.     Коллектив – это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляются два значения понятия "коллектив".

     Первое  под коллективом понимается любая  организованная группа людей (например, коллектив предприятия) второе под  коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе понятие коллектив рассматривается как организационная форма объединения людей на основе какой либо определенной целенаправленной деятельности.

       Коллектив отличается рядом важных  признаков

    1. Общая  социально значимая цель. 

    2. Общая  совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. 
     3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждении (моральное единение). 
      4.Общий выборный руководящий орган. 
       

     Кроме названных качеств коллектив  отличается и другими очень важными  особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание защищенность причастность к коллективу. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. 
    В дружном сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному
   

     4.2. Личность и коллектив.  Педагогическое руководство  коллективом 

     Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат  многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана  методика коллективистского воспитания. Большое значение А. С. Макаренко  придавал внутриколлективным отношениям.

      Вопрос  об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания соблюдения прав и свобод человека приобретает  особую важность.

     Считалось, что личность должна подчиняться  коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие времени  решения, опираясь на глубинные философские  концепции человека и опыт мировой  педагогической мысли. 
     Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, нередко противоречив.       Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.

     В научных исследованиях выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью  и коллективом.

1)личность  подчиняется коллективу – конформизм; 
2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях – гармония;  
3) личность подчиняет себе коллектив – нонконформизм.    

 Процесс  формирования коллектива проходит  через ряд этапов. Этапы развития  коллектива, где требование выступает  основным параметром, определяющим  его становление, впервые были  обоснованы А.С. Макаренко. 

     На  первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, является мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива.

     На  втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Вступает в действие метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на воспитанников, которые его поддерживают. 

     Третий  этап «когда требует коллектив» говорит  о сложившейся системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом.

     Группа  студенческая (ученическая) может развиваться  от типа «ассоциация» к уровню «коллектив», либо изменяться к типу «корпорация».

     Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

     Корпорация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

     Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими формами управления, объединенная целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

     Вопросы и задания для  самостоятельной  работы

  1. Что понимается в педагогике под «коллективом» и каковы его основные признаки?
  2. Кратко охарактеризуйте основные признаки коллектива и методы руководства им.
  3. Заполните таблицу следующим образом: знак "+" поставьте там, где признак проявляется, и "–", где его нет. Сравните затем признаки коллектива и группы.
     Признаки      Группа      Коллектив
     Общая деятельность.

     Общая организация.

     Выборные  органы.

     Социально значимая цель.

     Сотрудничество.

     Управление.

     Сплоченность.

     Общая ответственность.

     Взаимозависимость.

     Доброжелательность.

     Взаимопомощь.

             

     4. Назовите этапы и уровни развития коллектива.

     5. Перечислите факторы, которые обеспечивают или тормозят этот процесс.

     Литература

     Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для  студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин  и др. – М.: Издательский цент «Академия», 2004. – С. 356-361.

     Байер Е.А., Стародубцев С.В. Педагогика для  студентов вузов /Е.А. Байер, С.В. Стародубцев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – С. 120-123. 

     5.Семья  как субъект педагогического  взаимодействия и  социокультурная  среда формирования  личности.

     Студент должен

     знать: современные тенденции и проблемы семейного воспитания

       уметь: определять особенности семейных взаимоотношений, значимые для воспитания и социализации личности

     5.1. Семья как структурная  единица общества

     Семья относится к одной из разновидностей социальных институтов, обеспечивающих существование и развитие общества. Это малая группа, общность,  основанная на браке и (или) кровном родстве. Ее члены  объединены совместным проживанием  и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными  обязанностями по отношению друг к другу. В семье оптимально удовлетворяется  потребность в самосохранении (продолжении  рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает  у человека понятие дома не как  помещения, где он живет, а как  чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Это такое образование, которое “охватывает” человека целиком  во всех его проявлениях. В семье  могут формироваться все личностные качества человека.

     Семья как социально-педагогическая группа людей предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

     При рассмотрении вопросов семьи, ее часто  идентифицируют с понятием «брак».  Но  семья - это и отношения между  родителями,  детьми,  братьями,  сестрами,  и  другими родственниками.   Каждая  семья  создает собственную  культурную  среду  в  рамках  общей  культуры определенного  народа,  конфессии,  государства.  И  потому «войти в  семью» - означает  принять  и  усвоить  ее  субкультуру.  Тех,  кто  не  признает  такой  порядок,  семья чаще  всего  отторгает.

     Семья  меняется  не  только  под  воздействием  социально политических условий,  но и  в  силу внутренних  процессов своего  развития.  Изменяются  виды  семейных отношений,  иными  становятся  система власти  и  подчинения  в  семейной  жизни,  роли и функциональная  зависимость  супругов,  положение  детей.  

     Самостоятельно  регулируя  семейные  отношения,  семьи несут  огромную  ответственность  за  собственное  выживание  и воспитание  полноценных  граждан.  Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без нее. Семья – неотъемлемая часть общества и ее значение невозможно уменьшить.

     5.2. Семейное воспитание 

     Семейное  воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в  условиях конкретной семьи силами родителей  и родственников. На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это  органично переплетается и в  каждом конкретном случае проявляется  по-разному.

  • Выделяются следующие особенности семейного воспитания1:
  • органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
  • непрерывность и длительность воздействия;
  • многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
  • интимность, естественность, многократность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
  • относительная замкнутость;
  • общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью;
  • взаимная направленность формирующих воздействий.

     Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Родители являются первыми воспитателями ребенка и  имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Информация о работе Теория воспитания