Теория воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:08, доклад

Описание работы

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ.docx

— 204.17 Кб (Скачать)

     ТЕОРИЯ  ВОСПИТАНИЯ 

     Студент должен знать

    • сущностные характеристики воспитания, соотношение содержания воспитания и содержания образования, их взаимосвязь и взаимовлияние. 
    • основные средства и методы педагогического воздействия на личность, условия их применения
    • сущность понятий «коллектив», «группа», «межличностные отношения в коллективе»
    • современные тенденции и проблемы семейного воспитания

     Студент должен уметь

    • анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс.
    • использовать методы воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом
    • устанавливать причины конфликтных ситуаций между личностью и группой, коллективом.
    • определять особенности семейных взаимоотношений, значимые для воспитания и социализации личности
 

     ПЛАН

    1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
    2. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
    3. Коллектив как объект и субъект воспитания.
    4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.
 

     1. Сущность воспитания  и его место  в целостной структуре  образовательного  процесса.

     1.1. Сущность процесса  воспитания

     Обучение  и воспитание представляют собой  процессы целенаправленного влияния  на ребенка. Это ключевой, основной элемент социализации, так как  именно воспитание дает возможность  ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей  и норм.

       Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

     В литературе часто описывается процесс  самовоспитания. Самовоспитание также представляет собой процесс целенаправленной социализации. В этом случае ребенок сам оказывает влияние на свои действия. Обычно самовоспитание есть результат и продолжение процесса воспитания.

     Особенности воспитательного процесса. Воспитание есть относительно самостоятельный  процесс, имеющий ряд особенностей.

     Во-первых, воспитание -  процесс целенаправленный. Основным ориентиром воспитания служит общественная направленность. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания или модель, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает ее.

     Во-вторых, процесс воспитания - процесс многофакторный. При его осуществлении педагог должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов, так как личность подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

     В-третьих, огромную роль в воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. Это говорит о том, что воспитание, как и педагогическая деятельность, в целом является искусством.

     В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется  отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения.

     В-пятых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, - это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы оно ярким ни было, не способно сильно повлиять на поведение ученика. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий. Если же процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать новые устойчивые привычки.

     1.2. Принципы воспитания.

     Процесс воспитания как относительно самостоятельный  вид деятельности предполагает свои принципы, обусловленные целями воспитания. Принцип - это то, что педагог планирует, к чему стремится; это путь, который позволяет педагогу привести детей к идеалу.

     Наибольший  успех в воспитании дает следующая  система принципов.

     Формирование  личностного стиля  взаимоотношений  ученика со сверстниками и педагогом.

     В воспитании первостепенное значение имеет  знание воспитателем не столько возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сколько учет личностных характеристик  воспитанников. Личностные качества определяют ведущие человеческие характеристики - основные ценностные ориентации, жизненные  планы, идеалы, общую направленность деятельности, доминирующие мотивы поведения. Именно поэтому развитие личностных качеств является основной задачей  воспитания.

     Выдвижение  системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей. Основной движущей силой развития является мотивация. Формулирование мотива - очень сложная задача. Чаще всего для того, чтобы сформировать мотив, недостаточно поставить перед ребенком одну цель и разъяснить ее преимущества. Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей («перспективных линий развития», как говорил А. С. Макаренко). При этом каждая цель имеет свой масштаб (выиграть в этой игре, научиться ставить палатку или готовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной, выработать в себе какое-либо качество, стать интересным человеком и т.д.) и, конечно же, свой временной период (один день, неделя, год, несколько лет, вся жизнь). Обязательным условием выступает взаимосвязь всех этих целей, их поддержка друг друга. Ближние цели (на один - пять дней) вытекают из средних, а средние обоснованы и поддержаны дальними. Такое построение целей позволяет подбирать и менять ближние цели, подбирая более соответствующие характеру и возрастным особенностям воспитанников.

     Создание  положительного эмоционального фона и атмосферы  эмоционального подъема. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником. Недопустимо акцентировать внимание учащихся на их промахах и недостатках. Мастера воспитания действуют наоборот - выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны учащихся, формируют у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема.

     Воспитывать через взаимодействие. Основной задачей воспитания выступает развитие личностных качеств учащегося. Проявляются эти качества в большей степени в ходе общения и взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Активизация взаимодействия предполагает не столько увеличение времени, выделяемого на взаимодействие, сколько изменение самих принципов взаимодействия. При этом шире используются групповые и парные формы работы, формируются гуманные отношения в коллективе.

     Воспитывать через творчество. Психологи утверждают, что формировать какие-либо качества можно только через деятельность. Деятельность может быть разной: одна воспитывает в ребенке способность и стремление к созиданию, другая приучает к подчинению и выполнению заданного, учит ни на шаг не отступать от предписанного. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что ребенок сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.

     Контрольные вопросы и задания

     1. Раскройте особенности воспитания  и его отличие от обучения.

     2. Составьте свою систему принципов  воспитания и обоснуйте необходимость  каждого взятого вами принципа.

     Литература

     1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособиедля студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов,      И.Б.Котова,  Е.Н.Шиянов   и др.;  Под ред. С.Л.Смирнова. -     4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.   

     Средства  и методы педагогического  воздействия на личность.

     В Энциклопедическом словаре понятие  «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. Отсюда метод воспитания - это «способ действия воспитателя»;  способ воздействия воспитателя  на сознание, волю, чувства, поведение  воспитанников с целью выработки  у них убеждений и навыков  поведения. Но воспитатель может  действовать по-разному: - «воздействовать»; «противодействовать;  «содействовать»; «взаимодействовать.

     Метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания - явления окружающей действительности, которые воспитатель  подчиняет своему влиянию и использует в воспитании. По существу, средства воспитания - это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, различная  деятельность, слово, книга, кино и т.д.

     Некоторые средства всегда «под рукой», например слово. Поэтому большая часть методов воспитания словесные.

     Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его «социальной  ситуации развития» (Л.С.Выготский), т. е. от влияния на ребенка социальной среды и его отношения к  этим влияниям. Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными  качествами самого воспитателя.    

     Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система.    В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную, процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

– методы формирования сознания личности, 
– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; 
– методы стимулирования поведения и деятельности.
 

     Методы  формирования сознания личности 

     Для формирования взглядов, понятий, убеждений  используются методы формирования сознания личности. Методы этой группы очень  важны и для успешного прохождения  следующего важного этапа воспитательного  процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная учащимися идея облекается в яркие, волнующие образы.

     К этим методам относятся: убеждение,  методы словесно-эмоционального воздействия: рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады, метод наглядно-практического воздействия – пример.

       Рассказ на этическую  тему, который используется преимущественно в младших и средних классах, – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа – служить способом использования положительного примера в воспитании. 
    К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие. 
    1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников.

     2. Рассказ сопровождается иллюстрациями,  которыми могут стать произведения  живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает  его восприятие хорошо подобранное  музыкальное сопровождение. 
    3. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех. 
    Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников; применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. 
    В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение.   

Информация о работе Теория воспитания