Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:08, доклад
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.
Задачи семьи состоят в следующем:
- создание максимальных условий для роста и развития ребенка;
-
обеспечение социально-
- передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
-
обучение детей полезным
Семейное воспитание имеет
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания:
Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Семья выполняет несколько важных функций. Их сущность можно свести к обеспечению связи времен, созданию условий для непрерывного, точнее, прерывно - непрерывного развития человечества.
Социальная функция заключается в постепенном приобщении ребенка к социальной жизни и расширении его кругозора и опыта. Эта функция имеет два основных источника возникновения: потребности общества и потребности самой семьи. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются.
Общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.
Воспитательная функция семьи заключается в систематическом воспитательном воздействии на каждого члена семьи в течение всей его жизни. Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Назначение регулятивной функции в регулировании отношений внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом.
Семья
как социальная общность является первичным
элементом, опосредующим связь личности
с обществом: она формирует у
ребенка представление о
Все большее значение придается коммуникативной функции семьи, которая определяет многообразные связи между членами семьи, характер ее восприятия, организацию внутрисемейного объединения, отношения членов семьи с окружающей природной средой и т.п.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Фелицитологическая функция семьи заключается в создании условий для счастья каждого члена семьи.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.
Содержанием семейного воспитания является формирование базовой культуры личности2. Сразу после рождения ребенка семья создает условия для физического развития и воспитания, которое заключается в создании соответствующих санитарных и гигиенических условий, в закаливании, физических упражнениях, охране физического и психического здоровья. Забота о физическом развитии и воспитании ребенка не должна заканчиваться с обретением ребенком навыков самообслуживания и относительной самостоятельности. По мере роста ребенка желательно приобщать к занятиям физкультурой и спортом.
Интеллектуальное развитие детей, подготовка детей к школе являются предметом особой заботы большинства родителей. Детям читают, с ними играют, отвечают на вопросы, обсуждают интересующие их ситуации, расширяют их кругозор. Школьник также нуждается в поддерживающей помощи и контроле со стороны родителей.
Нравственное и гражданское воспитание детей в семье осуществляется, прежде всего, через пример родителей и родственников. То, как ведут себя родители, о чем и как говорят, какую систему ценностей внушают, определяет нравственный багаж, с которым их дети выйдут в жизнь.
Экономическое воспитание осуществляется всем хозяйственным укладом семьи, отношением к деньгам, к материальным ценностям и их месту в жизни человека. Трудовое воспитание должно осуществляться на протяжении всего детства. Ребенок должен в меру своих сил и возможностей иметь определенные поручения, приобщаться к помощи взрослым, овладевать всеми сторонами трудовой жизни семьи: учиться готовить, шить, стирать, убираться, осуществлять мелкий ремонт в доме. Эстетическое воспитание начинается с игрушек, колыбельных песен матери, игр, одежды ребенка, интерьера помещения, где он находится, эстетики всего жизненного пространства ребенка.
С возрождением в стране деятельности всевозможных религиозных конфессий не последним вопросом в семейном воспитании стал вопрос о религиозном воспитании. Но здесь каждый должен определяться сам. Если семья верующая, то, скорее всего, ребенок, с рождения приобщенный к религии, вырастет верующим человеком. Но этого может и не произойти: по мере взросления ребенок может отказаться от внушаемой ему веры, избрать другую или вообще отказаться от нее. Может происходить и наоборот. Во всех случаях родители в этом вопросе во избежание конфликтов, ломки характера осознания ребенка, способных привести к трагическим последствиям, должны проявлять максимум терпения, осторожности, выдержки и такта.
Таким образом, содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, которое видоизменяется с возрастом ребенка.
5.3. Основные типы неправильного воспитания в семье
Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку, Педагогически целесообразная родительская любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задабриванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают.
Воспитание по типу «Золушки» - т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему.
«Жесткое» воспитание — за малейшую провинность ребенке сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревоги за благополучие свое и близких.
Неправильное воспитание обрекает его на невротические срывы, на трудный взаимоотношения с окружающими.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.
Выделяют следующие показатели родительского поведения (Эйдемиллер).
1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).