Теория воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:08, доклад

Описание работы

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ.docx

— 204.17 Кб (Скачать)

     Задачи  семьи состоят в следующем:

     - создание максимальных условий  для роста и развития ребенка;

     - обеспечение социально-экономической  и психологической защиты ребенка;

     - передача опыта создания и  сохранения семьи, воспитания  в ней детей и отношения  к старшим;

     - обучение детей полезным прикладным  навыкам  умениям, направленным  на самообслуживание и помощь  близким; воспитание чувства собственного  достоинства, ценности собственного  «я». 

       Семейное воспитание имеет свои  принципы. Наиболее общие из них:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • целенаправленность и последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • культуросообразность;
  • связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;
  • включенность ребенка в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи;
  • оказание посильной помощи своему ребенку.

      Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного  воспитания:

    • не применять физических наказаний,
    • не требовать немедленного повиновения,
    • не потакать и др.

     Все принципы, однако, сводятся к одной  мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а  дети хорошие и с ними легко  оттого, что им рады.

     Семья выполняет несколько важных функций. Их сущность можно свести к обеспечению  связи  времен,  созданию  условий для  непрерывного, точнее,  прерывно - непрерывного  развития  человечества.

     Социальная  функция  заключается в постепенном приобщении ребенка к социальной жизни и расширении его кругозора и опыта. Эта функция имеет два основных источника возникновения: потребности общества и потребности самой семьи. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются.

     Общество  на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве  населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого  воспроизводства.  

     Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.

     Воспитательная функция семьи заключается в систематическом воспитательном воздействии на каждого члена семьи в течение всей его жизни. Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

     Выполняя  хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних  и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.               

     Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи  способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

     Назначение  регулятивной функции в регулировании отношений внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом.

     Семья как социальная общность является первичным  элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у  ребенка представление о социальных связях и включает в них его  с рождения.  Отсюда следующая  важнейшая функция социализация личности.  Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

     Все большее значение придается коммуникативной функции семьи, которая определяет многообразные связи между членами семьи, характер ее восприятия, организацию внутрисемейного объединения, отношения членов семьи с окружающей природной средой и т.п.

     Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

     Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

     Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

     Фелицитологическая  функция семьи заключается в создании условий для счастья каждого члена семьи.

     Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

     Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической  наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим  звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами  жизнедеятельности людей. 

          Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

     Содержанием семейного воспитания  является формирование базовой культуры личности2. Сразу после рождения ребенка семья создает условия для физического развития и воспитания, которое заключается   в создании соответствующих санитарных и гигиенических условий, в закаливании, физических упражнениях, охране физического и психического здоровья. Забота о физическом развитии и воспитании ребенка не должна заканчиваться с обретением ребенком навыков самообслуживания и относительной самостоятельности. По мере роста ребенка желательно приобщать к занятиям физкультурой и спортом.

     Интеллектуальное  развитие детей, подготовка детей к школе являются предметом особой заботы большинства родителей. Детям читают, с ними играют, отвечают на вопросы, обсуждают интересующие их  ситуации, расширяют их кругозор. Школьник также нуждается в поддерживающей помощи  и контроле со стороны родителей.

     Нравственное  и гражданское  воспитание детей в семье осуществляется, прежде всего, через пример родителей и родственников. То, как ведут себя родители, о чем и как говорят, какую систему ценностей внушают, определяет нравственный багаж, с которым их дети выйдут в жизнь.

     Экономическое воспитание осуществляется всем хозяйственным укладом семьи, отношением к деньгам,  к материальным ценностям и их месту в жизни человека. Трудовое воспитание должно осуществляться на протяжении всего детства. Ребенок должен в меру своих сил и возможностей иметь определенные поручения, приобщаться к помощи взрослым, овладевать всеми сторонами трудовой жизни семьи: учиться готовить, шить, стирать, убираться, осуществлять мелкий ремонт в доме. Эстетическое воспитание начинается с игрушек, колыбельных песен матери, игр, одежды ребенка, интерьера помещения, где он находится, эстетики всего жизненного пространства ребенка.

     С возрождением в стране деятельности всевозможных религиозных конфессий не последним вопросом в семейном воспитании стал вопрос о религиозном воспитании. Но здесь каждый должен определяться сам. Если семья верующая, то, скорее всего, ребенок, с рождения приобщенный к религии, вырастет верующим человеком. Но этого может и не произойти: по мере взросления ребенок может отказаться от внушаемой ему веры, избрать другую или вообще отказаться от нее. Может происходить и наоборот. Во всех случаях родители в этом вопросе во избежание конфликтов, ломки характера осознания ребенка, способных привести к трагическим последствиям, должны проявлять максимум терпения, осторожности, выдержки и такта.

     Таким образом, содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье  осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, которое видоизменяется с возрастом ребенка.

     5.3. Основные типы неправильного воспитания в семье

     Семейное  воспитание начинается прежде всего  с  любви к ребенку, Педагогически  целесообразная родительская любовь к  ребенку во имя его будущего, в  отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задабриванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

     Выделяют  несколько типов неправильного воспитания.

     Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

     Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают.

     Воспитание  по типу «Золушки» - т.е. в  обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему.

     «Жесткое»  воспитание — за малейшую провинность  ребенке сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

     Воспитание  в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревоги за благополучие свое и близких.

     Неправильное  воспитание обрекает его на невротические  срывы, на трудный взаимоотношения  с окружающими.

     Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод  физического наказания. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.

     Выделяют  следующие показатели родительского  поведения (Эйдемиллер).

     1. Уровень протекции в процессе  воспитания. Речь идет о том,  сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Информация о работе Теория воспитания