Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания посредством приобщения младших школьников к народным промыслам

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. (см. Приложение 1) Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.).

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 1.87 Мб (Скачать)
 

Практические  занятия: прослушивание и просмотр записей фольклора, посещение фольклорных праздников, разучивание народных игр, посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры. Посещение и участие в традиционных праздниках. Организация и проведение игр на праздниках. Посещение музеев и выставок народного искусства. Лепка и роспись глиняных игрушек. Посещение музеев и выставок народного искусства.Посещение музея декоративно-прикладного и народного искусства. Использование народной символики в раскраске игрушек.

       При обучении младших школьников всему этому особенно важен личный показ учителя. [18, с.2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

        Широкие возможности для изучения и знакомства с народными промыслами предлагают уроки технологии. Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. Включать материалы народных промыслов в уроки технологии и изобразительного искусства, построив их таким образом, чтобы у детей сложилась определенная система знаний о народном искусстве. Важно, обеспечить на уроках эмоциональный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров.

      Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери». Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родней природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти больное отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих нравственных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

Список  использованных источников

  1. Алиев Ю.Б., Ардаширова Г.Т., Барышникова Л.П. Основы эстетического воспитания. М.: «Просвещение». 1986. 240с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: «Деловая книга». 1999. 624с.
  3. Бочкарёв В. В школу должен вернуться полноценный труд. Народное образование. № 6. 2005. С.19 - 26.
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: «Просвещение». 1999. 168с.
  5. Гребенкина Л.К., Аджиева Е.М., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. М.: «Академия». 2007. 160с.
  6. Ключникова Е. А., Черняковская Е. А. Методика, диагностики сформированности нравственно - волевых качеств детей. // Методист. 2004. № 5. С. 57 - 61.
  7. Кузнецова Л. Взаимосвязь «рука - мозг», или о забытых аспектах трудового воспитания. Воспитание школьников. № 2. 2002. С.14 - 18
  8. Мальковская Т.Н., Буторина Т.С., Волков И.П. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. М.: «Просвещение». 1983. 184с.
  9. Неменский Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд 1- 4 класс. М.: «Просвещение». 1991. 192с.
  10. Попова О.С., Королева Н.С., Чирков Д.А., Народные художественные промыслы. М.: «Легкая и пищевая пром-сть». 1984. 192с.
  11. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М. 2001.
  12. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Багаданова П.А. Нравственное развитие личности. Самара: «Самарский университет». 2002. 320с.
  13. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: «Просвещение». 1968. 296с.
  14. Токарев. Педагогика Макаренко возвращается. Народное образование. № 6. 2005. С. 136 - 138.
  15. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо». 2008. 736с.:ил.
  16. Целищева Н. Воля и труд человека дивные дела творят. Народное образование. № 6. 2005. С.99 - 110.
  17. Шитякова Н. П. Методы и механизмы духовно - нравственного воспитания младших школьников. Начальная школа. № 11. 2007. С. 3 -5.
  18. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «ВЛАДОС». 2001. 208с.
  19. Пармёнов А. А. Некоторый аспекты нравственного воспитания школьников. // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Ч. 2. Пенза. ИПК и ПРО. 2000. С. 54 - 62.
  20. Козлов Э. И. Азбука нравственности. // Воспитание школьников. 2004. № 8. С. 43 - 51.
  21. Фарахутдинова Л. А. Основы нравственности в современной школе.// Просвещение. 2002. № 4. С. 99 - 101.
  22. Хотунцев Ю. Л. Нравственное воспитание в общеобразовательной школе и вузе. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 1. С.
  23. Яновская М. Воспитание эмоционально - нравственной культуры школьников. // Народное образование. 2005. № 7. С. 166 - 169.
  24. http://www.biografia.ru/about/psihologia126.html  
  25. http://shibakova.ucoz.ru/publ/psikhologo_pedagogicheskie_osobennosti_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta/1-1-0-7        
  26. http://www.glossary.ru/  
  27. http://festival.1september.ru/articles/419958/
  28. http://www.bestreferat.ru/referat-215050.html
 
 

Приложение 1

Схема воспитательного  процесса 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Круг  общения ребенка 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

Направление воспитания и педагогические задачи 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 4

Гжель.

 
 

 
 
 

Приложение 5

Стихи о  народных промыслах

«Хохлома»

В деревне  Семёново-

В русском  краю,

Стояли  избушки

Там в  бытность свою...

И пели там птицы,

Кормила земля.

И жёлтая ржица

Ласкала поля.

Леса  там родили

Рябину, цветы.

И люди там жили,

Лелея мечты.

Чтоб  жизнь была краше

Для жителей  тех-

Писали  на чашах

Узор  для потех.

Писали  узоры

Их руки, души.

Молились  в соборах,

Чтоб  не было суши.

А в этих узорах

Рябиновых лоз.

Царили  Соборы,

Леса  и покос.

Там музу вершил

Кистью  русский народ.

И сказку творил,

Нежно вписаный плод.

Там сказка вплеталась

В ковши  и дома.

Вот так  зарождалась

У нас  хохлома.

Приложение 6

Стихи о  народных промыслах

«Матрешки»

Очень любят  все матрешки

Разноцветные  одежки:

Всегда  расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные,

Складные  и ладные.

Матрешки  всюду славятся.

Они нам  очень нравятся!

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе  у нас живут —

Всех  матрешками зовут!

«Городецкая роспись»

Есть  на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются  букеты,

Ярко  красками горя,

Чудо  – птицы там порхают,

Будто в  сказку нас зовя.

Если  взглянешь на дощечки,

Ты увидишь  чудеса!

Городецкие  узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля  под ним дрожит!

Приложение 7

Песня

Городок красивый есть,

И хвала ему, и честь,

Просто русский  городок -

Волго-Вятский  говорок.

Островок в  лесах зелёных

В окружении  озёр.

Город сказочный - Семёнов -

О тебе наш разговор.

Припев: Покупайте, покупайте для красы и для души:

Поварёшки, чашки, ложки и  диковины-ковши,

Огненные  кони в бликах солнца, золотые терема…

И одним лишь словом это всё зовётся - Хохлома! Хохлома, Хохлома! 

А теперь сказать  пора

О самих о  мастерах.

Что ни мастер - чудодей -

Нет узора без  затей!

Мастера резца  и кисти -

Из-под ваших  добрых рук

Травы, ягоды  и листья

Распускаются  вокруг! (Припев) 

И молва идёт не зря

Через горы и  моря,

Восхищается весь мир -

Ай да русский  сувенир!

Ах, какие чудо-краски,

Ух, российские умы!

И по свету бродят сказки

И улыбки Хохломы. (Припев)

Информация о работе Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания посредством приобщения младших школьников к народным промыслам