Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 08:17, курсовая работа
Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. (см. Приложение 1) Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.).
Практические занятия: прослушивание и просмотр записей фольклора, посещение фольклорных праздников, разучивание народных игр, посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры. Посещение и участие в традиционных праздниках. Организация и проведение игр на праздниках. Посещение музеев и выставок народного искусства. Лепка и роспись глиняных игрушек. Посещение музеев и выставок народного искусства.Посещение музея декоративно-прикладного и народного искусства. Использование народной символики в раскраске игрушек.
При обучении младших школьников всему
этому особенно важен личный показ учителя.
[18, с.2]
Заключение
Широкие возможности для изучения и знакомства с народными промыслами предлагают уроки технологии. Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. Включать материалы народных промыслов в уроки технологии и изобразительного искусства, построив их таким образом, чтобы у детей сложилась определенная система знаний о народном искусстве. Важно, обеспечить на уроках эмоциональный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери». Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родней природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти больное отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих нравственных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.
Список использованных источников
Приложение 1
Схема
воспитательного
процесса
Приложение 2
Круг
общения ребенка
Приложение 3
Направление
воспитания и педагогические
задачи
Приложение 4
Гжель.
Приложение 5
Стихи о народных промыслах
«Хохлома»
В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
Приложение 6
Стихи о народных промыслах
«Матрешки»
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрешками зовут!
«Городецкая роспись»
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Приложение 7
Песня
Городок красивый есть,
И хвала ему, и честь,
Просто русский городок -
Волго-Вятский говорок.
Островок в лесах зелёных
В окружении озёр.
Город сказочный - Семёнов -
О тебе наш разговор.
Припев: Покупайте, покупайте для красы и для души:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины-ковши,
Огненные кони в бликах солнца, золотые терема…
И
одним лишь словом
это всё зовётся -
Хохлома! Хохлома,
Хохлома!
А теперь сказать пора
О самих о мастерах.
Что ни мастер - чудодей -
Нет узора без затей!
Мастера резца и кисти -
Из-под ваших добрых рук
Травы, ягоды и листья
Распускаются
вокруг! (Припев)
И молва идёт не зря
Через горы и моря,
Восхищается весь мир -
Ай да русский сувенир!
Ах, какие чудо-краски,
Ух, российские умы!
И по свету бродят сказки
И улыбки Хохломы. (Припев)