Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания посредством приобщения младших школьников к народным промыслам

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. (см. Приложение 1) Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.).

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 1.87 Мб (Скачать)

      Национальное своеобразие воспитания  проявляется у каждого народа  как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, промыслы, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. [4, с.113] Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет, как традиции. [3, с.139]

        Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это – живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. [5, с.5]

         В народном искусстве живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. Кровная связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве и народных промыслах. [11, с.58]

       Народное искусство – одно из важнейших средств эстетического воспитания учащихся.

       Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее:

  • народное искусство – своеобразный катализатор детского творчества;
  • в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
  • произведения народного и декоративного искусства способствуют формированию развития художественного вкуса, творческих начал личности

      Степень - культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградации.

       Народные художественные промыслы — одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Они восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий.

       Мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий в народных художественных промыслах передавалось из поколения в поколение. В России известны: жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, мастерские в Талашкино, палехская миниатюра, крестецкая строчка, дымковская игрушка, вятское кружево, абашевская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, гжель, тульское оружейное дело. [4, с.140]

         Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

         Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс. [19, с.56]

        Воспитать любовь к прекрасному - это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

        Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. [11, с.63] Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

       Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

         Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

          Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные. [27, с.5]

        Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

       Наполняя собой быт, окружая  человека в его повседневной жизни, национальное прикладное искусство способствует воспитанию патриотизма. Если вещи, среди которых живет народ, ему близки, удовлетворяют его потребности и эстетические чувства, если эти вещи говорят об особенностях характера народа и его истории, то этим они усиливают гордость людей своей национальной художественной культурой. [19, с.127]

        Народное искусство – это, прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно – эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль.

         Народное искусство живёт веками. Мастера создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву и камню, ковка, литьё, гравирование, чеканка и другие. [7, с.5]

        В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. В наш век технического прогресса искусство народных художественных промыслов с его ярко выраженной национальной спецификой определяет многообразие и вклад каждого народа в общую сокровищницу искусства страны. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой - результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров. [28, с.5]

        Знакомство с русскими народными художественными промыслами поможет понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре русского народа.

         Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Знакомство младших школьников с народными промыслами на уроках технологии

       Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения. [18, с.1]

         Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, его смысловой основой.

Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны  соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности. [23, с.2]

       Из содержания беседы к урокам изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:

а) о  культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;

б) о  художественных достоинствах и своеобразии  изделий;

в) о  художественном образе, особенностях символики, орнамента;

г) о  связи народной культуры с современностью.

          Конечно, целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а из их серии, но, тем не менее, очевидно, что требования, предъявляемые к каждой беседе достаточно серьёзны. Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией. [18, с.2]

Пример  беседы. Отрывок из урока.

Тема  урока «Народные промыслы России. Гжель».

У. На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое ремесло и какие ремесла были развиты в Росси в XVII-XVIII веках. Давайте вспомним, что такое ремесло? За каждый верный и полный ответ команда получает фишку. И так, что такое ремесло?

Д. Труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: небольших построек, посуды, одежды, мебели.

У. Давайте вспомним, какие ремесла были развиты в России в 17-18 веках.

Д.

Обработка кожи, башмачное ремесло

Ювелирное ремесло

Производство  продуктов питания.

Гончарное ремесло.

Обработка металла.

Обработка дерева

Обработка льна.

Скорняжное  ремесло, обработка меха

Строительные  ремесла.

Обработка шерсти.

У. Ремесленник работал один, или со своей семьей. Много ли продукции он мог произвести?

Д. Нет.

У. Как ремесленники вышли из этой ситуации?

Д. Они начали объединяться в артели.

У. Таким образом появились народные промыслы.

У. Что же такое промысел?

Давайте обратимся к толковому словарю  Ожегова

ПРОМЫСЕЛ. 1.Добывание чего-н., добыча, охота. 2.Занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы. 3.Мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном. 4. Промышленное предприятие добывающего типа. Горные промыслы. Нефтяные промыслы. 5. (-ы, -ов). То же, что отхожий промысел (устар.) 6. Кустарный промысел - производство бытовых изделий ручным способом. Народные кустарные промыслы. Художественный промысел - изготовление народных художественных изделий.

У. А теперь давайте прочтем стихотворение.

Д. Давайте!

У.

Чудо  с синими цветами,

Информация о работе Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания посредством приобщения младших школьников к народным промыслам