Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 08:17, курсовая работа
Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. (см. Приложение 1) Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.).
Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Особенность эстетического воспитания
в младшем школьном возрасте связана с
изменениями, происходящими в сфере познавательных
процессов школьника.
Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. [3, с.14]
Задача эстетического воспитания — формировать у школьников эстетический идеал. Эстетический идеал — это образ совершенства. Эстетическое освоение мира закономерно предполагает практику, творческую деятельность. Виды этой деятельности разнообразны: создание красоты в труде, эстетика поведения, эстетически познавательная деятельность, художественное творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность школьника — это две взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом кристаллизуется его эстетическое отношение к действительности. Постижение истины неизбежно связано с ощущением гармонии мира, которая, в свою очередь, стимулирует мыслительную деятельность. Эстетический элемент имеется как в процессе труда, так и в его результатах. [1, с.68]
Эстетическое и трудовое воспитание в школе тесно связаны. Хотя и каждое из них решает свои определенные задачи. (см. Приложение 3) Педагогически правильно организованный трудовой процесс всегда упорядочен, четок, ритмичен. Труд учащихся нередко сопровождается пением или музыкой. Наиболее ярко эстетика проявляется в продуктах труда, стройных посадках, отшлифованных изделиях, ровных и чистых дорожках.
Наиболее тесно эстетическое воспитание связано с нравственным. Дети интуитивно связывают красоту и добро. Эстетическое и физическое воспитание переплетаются по своему содержанию и формам работы, особенно в таких видах спорта, как художественная гимнастика, легкая атлетика, фигурное катание на льду. В этих взаимосвязях видов воспитания есть, однако, центральное звено — это идейно-нравственное воспитание. Оно придает целенаправленность каждому виду воспитания и объединяет их в цельную педагогическую систему. [1, с.76]
Младший школьный возраст - новая для ребенка школьная ситуация побуждает к осмыслению и целенаправленности его художественной деятельности. Однако его интересы продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины младший школьник обращает внимание прежде всего на изображенное на ней событие. Его внимание начинают привлекать детали картины. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляет длительное восприятие произведений искусства и даже занятие искусством. Вместе с тем его увлекает не столько результат художественного творчества, сколько сам процесс рисования, лепки, вышивания, музицирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией. [6, с.123]
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела. [4, с.43]
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.
Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме.
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.
Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. [16, с.3]
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
Каждый ребёнок мысль развивает своеобразными путями, каждый умён и талантлив по-своему. Нет ни одного ребёнка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Очень важно то, чтобы перед детьми не ставилась обязательная задача выучить буквы, научиться читать. На первую ступеньку познания ребёнка должна подниматься их умственная жизнь, которая одухотворялась бы красотой, фантазией, игрой воображения. Дети глубоко запоминают то, что взволновало их чувство, очаровало красотой. [26, с.3]
Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога - воспитать у ребенка способность наслаждаться жизнью, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Эстетическое образование важно для последующего полноценного развития личности школьника, который делает первые шаги по громадной лестнице образования. Оно призвано развивать художественные вкусы, облагораживает человека. Через эстетическое воспитание пролегает один из путей к гармоничному, всестороннему развитию личности, к формированию способностей воспринимать, правило оценивать и творить прекрасное в жизни и в искусстве. Гораздо проще переучить человека с одной специальности на другую, чем добиться изменений в системе представлений о плохом и хорошем, о прекрасном и безобразном. Поэтому эстетическое воспитание есть воспитание вкуса, и, следовательно, мотивов и понятий, которыми он руководствуется в эстетических ценностях.
Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым.
Воспитание эстетического идеала предполагает прежде всего развитие у учащихся эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явления действительности и искусства можно видеть, чувствовать и воспринимать по-разному. Развитие эстетического восприятия невозможно без обогащения учащихся эстетическими впечатлениями, без развития у них эмоционального, личного отношения к воспринимаемому. Необходимо воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту, в произведениях искусства. [18, с.63]
Богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается не в количестве, а в их глубине и устойчивости. Глубокое чувство определяет все поведение и деятельность человека, свидетельствует о цельности его натуры. Воспитание эстетических чувств тесно связано с формированием своего духовного облика человека и, в первую очередь, правильных эстетических взглядов, убеждений и вкусов.
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п., а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями. [25, с.47]
Итак, нравственное и эстетическое воспитание
— относительно самостоятельные направления
воспитательной работы. Каждое из них
решает свои специфические задачи, имеет
собственные средства и методы. Однако
оба вида коммунистического воспитания
имеют много общего и по своему содержанию
и по направленности. Их общие черты предопределены
всем укладом нашей жизни, развитием общественных
нравственных и эстетических отношений.
Оба они объективно направлены на формирование
всесторонне развитой личности и определенной
культуры. Достижению этой цели, несомненно,
способствуют умелое сочетание факторов
эстетического и нравственного воспитания,
особенно широкое использование искусства.
1.3. Роль изучения народных промыслов в формировании нравственно-эстетического воспитания младших школьников
Нравственно-эстетическое
Культура – зиждится на добытых человечеством знаниях, накопленном жизненном опыте, выработанных в естественно-историческом развитии умениях и навыках, на сформированных у людей способностях не только потреблять накопленное и созданное предшествующими поколениями, но и создавать и творить новое. Понятие культура не сводится лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагает формирование у новых поколений людей способности быть творцом новых поколений людей, новых систем отношений людей друг к другу и новых систем общественных отношений, опирающихся на самое главное предназначение культуры: культивирование, лелеяние, возделывание всего того, что постоянно улучшает, облагораживает жизнь человека, делает ее более свободной, благополучной, счастливой, продуктивной и ответственной, то есть жизнетворческой и жизнестроительной, а не жизнеразрушительной. [10, с.125] Искусство порождено потребностью, сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности человека. При этом передается, а стало быть и художественно воплощается жизнедеятельность лишь общественно необходимая, то есть имеющая для общества большое значение. Искусство в своем художественном содержании, хранило данный уровень отношения людей к окружающему миру, оно делало бессмертным необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир.