Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 08:17, курсовая работа
Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. (см. Приложение 1) Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.).
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не
слышали о Гжели.
Учитель показывает иллюстрацию. (см. Приложение 4)
У. Гжель. Это название местности в Раменском районе Московской области. Известны изделия из тонкого белого фарфора. Мастера перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег. Это посуда, чайники, кувшины, кружки и т.д.
Сегодня на уроке мы попробуем поближе познакомится с этим видом промыслов.
Чтобы помочь детям разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различных ремесел. Например, такие мотивы, как солнце, женщина, конь, птица, растения встречаются и в вышивке, и в пряниках, и в росписи посуды, и в глиняной игрушке. Все эти мотивы символичны, поскольку творчество народного художника диктовалось всем укладом жизни. Именно народное искусство поможет ребёнку понять, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе, определяясь целиком годичным кругом сельскохозяйственных работ. [24, с.3] В определённую пору начинали пахать землю и сеять, косить траву, жать хлеб. В этот же круг естественно вписывались праздники, время которых также никогда не определялось произвольно. Вся жизнь крестьянина была связана с землёй, зависела от её плодородия. Земля была как бы живым существом: в определённую пору она «засыпалась» и «просыпалась», поила, кормила и одевала людей. Образ матери – земли обобщён и закреплён в многочисленных символах женских фигур, глиняных бабах, стилизованных изображениях женщин в вышивках. Разнообразны вариации символического изображения солнца, несущего свет всему живому, дающего саму жизнь. Эти символы нередко без труда узнаются детьми. [8, с.43]
Рассматривая образцы, учащиеся непосредственно ощущают это дыхание времени, видят бережное, уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков. Дети убеждаются, что многие сюжеты, мотивы украшений на изделиях имели когда-то магический смысл, отражали обожествление человеком окружающей природы, а вернее, тесную связь с ней. Можно использовать различные загадки:
1. Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это
русская... (матрешка).
2. Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто
роспись… (гжель).
3. Золотым и алым цветом
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо?
Это чудо – (хохлома)
На уроках целесообразно использовать стихотворения о народных промыслах (см. Приложение 5-6) , песни (см. Приложение 7), а также дидактические игры. Например:
«Найди лишнее»
Дидактическая задача: учить детей находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.
Материал: три-четыре изделия или карточки с их изображением одного промысла и одно - любого другого.
Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры. Выставляются четыре-пять предметов. Следует найти и объяснить, почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
«Художественный салон»
Дидактическая задача: учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.
Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.
Игровые правила: точно описать предметы, который игрок хочет «купить»
Ход игры. Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия?», «Какой там цветок?». Когда «продавец» определит что это за предмет, он продает его. Игра продолжается, «продавец» и «покупатель» меняются местами.
«Узнай элементы узора»
Дидактическая задача: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызывать интерес к росписи.
Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.
Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения.
«Составь узор»
Дидактическая задача: учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.
Материал: плоскостные изображения различных предметов, элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.
Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).
Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию
«Разрезные картинки»
Дидактическая задача: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив на четыре-восемь частей различной геометрической формы).
Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Ход игры. В игре может принять участие
один ребенок или группа. Учитель показывает
образцы, дает возможность внимательно
их рассмотреть. По сигналу взрослого
играющие собирают из частей изображение
какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто
первым справится с заданием.
Если говорить о практической работе на уроках труда при знакомстве с народной культурой, то здесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующей самого пристального внимания к материалу. В процессе урока ребёнок должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность. С первых же шагов детям предлагается анализировать и размышлять. [3, с.47]
В качестве практических ручных умений нужно осваивать различные операции, которые необходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и на то, чтобы дети не выполняли практические действия и механически под диктовку учителя.
Смысл всех черновых, рабочих операций поднимается для учащихся на более высокий уровень, если они подчиняются какой-то идее, понятной и привлекательной для них. Одной из таких идей, предложенных Конышевой Н.М., может быть то, что на уроках труда дети учатся у Мастеров. Школьникам приятно чувствовать, что их работа имеет связь с серьёзными традициями, и очень важно привлечь к урокам такие материалы (наглядность, тексты), которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение приёмами мастерства.
Остановимся на наиболее известных народных промыслах, с которыми целесообразно познакомить детей.
В зависимости от вида, темы и конкретных задач уроки строятся разнообразно. Целесообразно составить тематическое планирование.
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Цель урока | Количество часов | ||
Теоретич. | Практич. | Всего | |||
1. |
традиций и обычаев |
Познакомить учащихся с традициями и обычаями русского народа; донести до учащихся мысль о необходимости сохранять народные обычаи и традиции; обогащение учащихся знаниями о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы. | 2 | 2 | 4 |
2. |
игр. |
Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура. Роль и место игры в жизни людей. | 1 | 1 | 2 |
3. |
ремесел |
Познакомить учащихся с различными видами народных ремесел, рассказать о ремеслах своей области; о многообразии видов народного искусства. | 1 | 1 | 2 |
4. |
промыслов |
Дать учащимся знания о разных видах народных художественных промыслов - неотъемлемой части общемировой культуры; Сформировать представление о наиболее известных центрах народного декоративно-прикладного искусства, сохраняющих исторически сложившиеся традиции местной культуры и ремесла; Показать связь народного творчества с природой, с той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие разных его форм. | 3 | 3 | 2 |
5. |
Декоративная посуда. |
Обогатить художественные представления учащихся; развивать умения конструировать различные художественные формы; воспитывать положительное отношение к труду, культуру трудовых процессов. | 1 | 1 | 6 |
6. |
мотивам народных образов (Дымка, Полхов – Майдан и др.) |
Учить лепить игрушки; расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах; совершенствовать принципы лепки сложной фигуры из целого куска глины (пластилина); воспитывать положительное отношение к труду. | 2 | 2 | 2 |
7. |
Кукла. |
Совершенствовать приемы восприятия; развивать умения передачи формы и строения предметов. | 1 | 1 | 4 |