Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания посредством приобщения младших школьников к народным промыслам

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. (см. Приложение 1) Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.).

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 1.87 Мб (Скачать)

Глава I. Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания посредством приобщения младших школьников к народным промыслам.

1.1 Специфика формирования нравственного воспитания младших школьников.

       Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. (см. Приложение 1) Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувства долга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро - они имеют общественно ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности (лживость, лицемерие, ханжество, мещанство, карьеризм и др.) оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей. [12, с.55]

      Составляющими компонентами психолого-педагогического  аспекта содержания нравственного воспитания являются: нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение. [8, с.112] Нравственное сознание, являясь органичной частью общего сознания, содержит в себе как этическое познание сущности морали и существующих в обществе норм и правил поведения, так и отношение человека к этим нормам и правилам, их соблюдение или нарушение. [8, с.114]

       Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения (занятия по этике, беседы с учащимися на этические темы и т.д.); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. [13, с.43]

       Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. [15, с.2]

       Научный тип мышления, который  ребенок приобретает в школе,  ориентирует его на общекультурные  образцы, нормы, эталоны, закономерности  взаимодействия с окружающим  миром. [2, с.449]

       Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. [15, с.3]

      Возникновение произвольного внимания, то есть поведения, обусловленного сознательно принятым намерением, - необходимая, но недостаточная предпосылка формирования индивидуального нравственного сознания. [8, с.37]

      С началом школьного обучения у детей начинает быстрее, чем до школы, развиваться понятийное мышление, в процессе которого ребенок оперирует понятиями. Вначале оно тесно связано с конкретными предметами и явлениями (преобладает конкретно-понятийное мышление), но постепенно у младших школьников формируется умение абстрагироваться (отвлекаться) от конкретного, давать обобщения и более или менее отвлеченные выводы (абстрактно-понятийное мышление). [14, с.7]

      С поступлением в школу меняется  соотношение видов деятельности, в которую ребенок включен. Главным становится учение, что приводит к изменению общественной позиции ребенка, появлению новых нравственных обязанностей, связанных с ответственным отношением к учению, поведению на уроках, выполнению различных поручений. Условия школьной жизни дают возможность реализовать нравственный опыт, накопленный в дошкольный период, и расширить его.

      Школа является важнейшим социальным  пространством, где разворачиваются  жизненные события ребенка, в  которых он решает свои важнейшие  проблемы развития.  Ребенок вращается  в кругу новом для него. (см. Приложение  2)

      Содержание нравственных правил поведения у младших школьников специфично. Младший школьник, сам моралист, бывает бескомпромиссен в нравственных требованиях к другим; нравственная сторона поступков окружающих вызывает большой интерес и оценивается в соответствии с известными нравственными нормами. Однако свое поведение ребенок не всегда строит в соответствии с этими нормами, что связано с отсутствием логической причинно-следственной связи между приобретенными знаниями о нравственных нормах и умением применять эти знания в практической деятельности. Противоречия между знаниями и поведением ребенка младшего школьного возраста определяют данный возраст как решающий в процессе нравственного воспитания, а предрасположенность ребенка к усвоению нравственных норм, требований, наличие нравственных потребностей подтверждают сензитивность данного периода. [8, с.18]

             Работая над проблемами нравственной  воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные  и психологические особенности: 

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность  долго заниматься монотонной  деятельностью. Как утверждают  психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная  четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

  • Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
  • К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне воспитания, если не освоен первый, но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но необученны элементарному поведению.
  • К 14-15 годам осваивается принцип: «помогай окружающим людям!». Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствуют реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

4) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). [14, с.50]

        Как будем преодолевать эти  особенности? Обратимся к опыту  великих педагогов. В. А. Сухомлинский  говорил: «В практической работе  по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали». [15, с.3]

        В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

        Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте. [20, с.55]

       Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

         Во–первых, придя в школу, ребенок  переходит от «житейского» усвоения  окружающей действительности, в  том числе и морально–нравственных  норм, существующих в обществе, к  его научному и целенаправленному  изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

        Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем. [17, с.4]

       И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

       Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. [21, с.55]

       Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Специфика формирования эстетического воспитания младших школьников. Связь с уроками технологии.

       Эстетическое воспитание – это формирование и развитие:

- эстетического  отношения человека к действительности  и к искусству; 

- способности  творить и сопереживать искусству  и красоте. [22, с.1]

        Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [1, с.11]. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Информация о работе Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания посредством приобщения младших школьников к народным промыслам