Алгоритм обучения
составлению текстовых задач:
- Придумай сюжет задачи.(Сюжет – действия, производимые с предметами. Напр., подарили, взяли, поставили и т.д.).
- Назови объекты, о которых будет говориться в задаче.
- Дай количественную характеристику объектам.
- Сформулируй требование задачи.
- Смоделируй текст задачи[19, с. 42]..
В своей статье Н.А. Матвеева
предлагает несколько приемов обучения
составлению задач.:
- Прием, основанный на предложенных объектах, сюжете, вспомогательной модели;
- Прием составления задачи по предложенной программе действий;
- Прием составления задачи на основе нескольких задач, содержащих один сюжет и часть общих объектов с их количественными характеристиками;
- Прием обучения составлению задач по предложенному решению с подробным пояснением;
- Прием составления текста задачи по сюжетным рисункам с изменением действия[19, с. 42].
На мой взгляд, самыми
яркими, необычными и интересными для
детей являются приемы № 3 и №5. Именно
использование этих приемов позволяет
максимально задействовать все психические
процессы детей, обогащает речь детей,
развивает не только такие операции как
сравнение, анализ, синтез, но и дает возможность
для развития творческого мышления детей.
Использовать прием № 5 можно даже на уроках
математики в 1 классе, где дети еще не
умеют читать, а восприятие текста на слух
пока еще хорошо не отработано.
Из множества форм работы
над задачей по формированию компонентов
творческого мышления каждый учитель
может выбрать наиболее приемлемые
для общего уровня развития учеников
определенного класса, возраста, этапа
обучения, не забывая при этом, что
чем разнообразнее работа на уроке
– тем выше уровень усвоения материала,
выше познавательная активность учащихся,
ведущие к повышению уровня развития мыслительных
процессов, в том числе и творческого мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав психолого-педагогическую
литературу, мы пришли к выводу, что
формирование компонентов творческого
мышления (гибкость, беглость, оригинальность)
является неотъемлемым звеном в формировании
математических способностей школьников.
Математические способности –
это определенная совокупность некоторых
качеств творческой личности, сформированных
в процессе математической деятельности
[32, с. 47].
К математическим способностям
относят гибкость мышления (нешаблонность,
неординарность, умение варьировать
способы решения познавательной
проблемы), легкость перехода от одного
пути решения к другому, умение выходить
за пределы привычного способа деятельности
и находить новые способы решения
проблемы при измененных условиях, глубина
мышления (умение проникать в сущность
каждого изучаемого факта и явления, умение
видеть их взаимосвязи с другими фактами
и явлениями, выявлять специфические,
скрытые особенности в изучаемом материале),
а также целенаправленность мышления[1,
с. 44].
Математическое мышление является
одним из важнейших компонентов
процесса познавательной деятельности
учащихся, без целенаправленного
развития которого невозможно достичь
высоких результатов в овладении
школьниками системой математических
знаний, умений и навыков[32, с. 46].
А так как математическое
мышление тесно связано с творческим
(невозможно формировать математическое
мышление без компонентов творческого
мышления), то сегодня на плечи учителя
ложится великая задача – творить творцов.
А это не так просто. Необходимостью становится
проведение грандиозной ежеурочной работы
по формированию компонентов творческого
мышления. Существуют различные средства,
способствующие развитию творческого
мышления, однако в ходе работы мы выяснили,
что наиболее приемлемой в рамках современной
программы обучения для общеобразовательных
учреждений и наиболее эффективной является
организация творческой работы над текстовой
задачей.
Сегодня именно через задачи
учащиеся могут узнать и глубоко усвоить
новые математические факты, овладеть
новыми математическими методами, накопить
определенный опыт, сформировать умения
самостоятельно, и творчески применять
полученные знания.
Конечно, учитель должен постоянно
помнить, что решение задач является не
самоцелью, а средством обучения. Обсуждение
найденного решения, поиск других способов
решения, закрепление в памяти тех приемов,
которые были использованы, выявление
условий возможности применения этих
приемов, обобщение данной задачи - все
это дает возможность школьникам учиться
на задаче. Задача приучает детей думать,
сравнивать, сопоставлять, анализировать,
рассуждать…
Большое разнообразие методик
работы над решенной задачей превращает
уроки математики из серых будней
в интересные, занимательные исследования
в мир открытий и творческих идей.
Проведенная работа позволяет сделать
вывод: постоянное использование различных
видов работы над задачей на уроке математики
активизирует познавательную деятельность
всех учащихся на уроке, помогает сделать
процесс обучения решению задач более
увлекательным и интересным, а самое главное
– способствует реализации одной из основных
задач обучения – развитию творческого
потенциала школьников.
ЛИТЕРАТУРА
- Белошистая, А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема/А.В.Белошистая// Начальная школа. – 2003. - №1. – С.44-53.
- Вертгеймер, М. Продуктивное мышление /М.Вертгеймер; пер. с англ. , общ.ред. С.Ф.Горбова и В.П.Зинченко. – М.: Прогресс, 1987. – 336с.
- Волович, М.Б. Наука обучать.Технология преподавания математики/М.Б.Волович. – М.: LINKA-PRESS, 1995. – 280с.
- Голиков, А.И. Теоретические подходы к феномену «математическое мышление»/А.И.Голиков//Педагогика. – 2007. - №7. – С.22-32.
- Журавская, Е.В. Простые задачи в начальном курсе математики/ Е.В.Журавская, М.А.Урбан. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 72с.
- Зайцев, В.В. Математика для младших школьников: Метод. пособие для учителей и родителей/В.В.Зайцев. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 72с.
- Зайцева, С.А. Решение составных задач на уроках математики /С.А.Зайцева, И.И. Целишева- М.: Чистые пруды, 2006. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Начальная школа». Вып. 1 (7)).
- Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости /Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР/З.И.Калмыкова. – М.: Педагогика, 1981. – 200с.
- Когаловский, С.Р. Как обучать школьников математике? /С.Р.Когаловский// Школьные технологии. – 2005. - №1. – С.28-36.
- Колоскова, О.П. Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач / О.П.Колоскова // Начальная школа. – 2008. - №9. – С.29-32.
- Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед.училищ/ В.А.Крутецкий.- М.: Просвещение, 1980. – 352с.
- Кузнецов, В.И. К вопросу о решении математических задач/ В.И.Кузнецов//Начальная школа. – 1999. - №5. – С.27-34.
- Латотин, Л.А. Математика: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения. /Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский; пер.с белорус.яз. Т.В.Водневой. – 2-е изд. – Минск: Нар.асвета, 2002. – 317с.:ил.
- Латотин, Л.А. Математика: учеб. пособие для 5-го кл. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения. /Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский; пер.с белорус.яз. Т.В.Водневой. – 2-е изд. – Минск: Нар.асвета, 2003. – 367с.:ил.
- Липина, И.А. Развитие логического мышления на уроках математики/ И.А.Липина// Начальная школа. – 1999. - №8. – С.37-41.
- Лук, А.Н. Мышление и творчество/А.Н.Лук. – М.: Политиздат, 1976. – 144с.
- Лук, А.Н. Психология творчества/А.Н.Лук. – М.: Наука, 1978. – 119с.
- Мамыкина, М.Ю. Работа над задачей. Система Л.В. Занкова/М.Ю.Мамыкина// Начальная школа. – 2003. - №4. – С.63-67.
- Матвеева, Л.В. Методические приемы обучения составлению текстовых задач/Л.В.Матвеева// Начальная школа. – 2003. - №6. – С.41-45.
- Минаева, Е.В. Формирование внутреннего плана действий у младших школьников на уроках математики/Е.В.Минаева// Начальная школа. – 2004. - №2. – С.25-28.
- Общая психология: уч.пособие для студентов пед.институтов/В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова и др.; Под ред. В.В.Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383с.
- Окунев, А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творч. способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы/А.А.Окунев. – М.: Просвещение, 1988. – 128с.
- Осипова, М.П. [и др.] Педагогика и психология семейного воспитания /М.П.Осипова; под ред. М.П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 360с.
- Останина, Е.Е. Обучение младших школьников решению нестандартных арифметических задач /Е.Е.Останина// Начальная школа. – 2004. - №7. – С.36-44
- Пайсон, Б.Д. О формировании нормативного мышления при обучении математике/ Б.Д. Пайсон// Педагогика. – 2005. - №10. –С.39-43
- Пичугин, С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики/ С.С.Пичугин//начальная школа. – 2006. - №5. – С.41-47
- Пономарев, Я.А. Психология творчества/Я.А.Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 303с.
- Праблемы школьнага падручніка матэматыкі: Матэрыялы рэспубліканскага семінара (13-14 сакавіка 2002 г.) – Магілёў, МДУ імя А.А.Куляшова, 2002. – 112с.
- Рогановский, Н.М. Методика преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие/Н.М.Рогановский. – Мн.: Вышэйшая школа, 1990. – 267с.
- Рыжик, В.И. Логика в школьном математическом образовании/ В.И.Рыжик //Математика в школе. – 2007. - №3. - С.39-43
- Таранова, М. Развитие творческого мышления учащихся/ М.Таранова // Математика . - 2004. - №27. - С. 2.
- Темербекова, А.А. Методика преподавания математики: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.А.Темербекова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 176с.
- Тоом, А. Между детством и математикой: Текстовые задачи в математическом образовании/ А.Тоом// Математика. – 2005. - № 14. – С.12-18
- Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. l-lV классы. – Минск: Национальный институт образования. – 2009
- Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Математика V-X1 классы. – Минск: Национальный институт образования. - 2009
- Фридман, Л.М., Турецкий, Е.Н. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся/Л.М.Фридман, Е.Н.Турецкий. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.
- Хабибуллин, К.Я. Классификация математических задач. Функции задач в обучении математике/ К.Я.Хабибуллин// Школьные технологии. – 2003. - №4. – С.134-141
- Царева, С.Е. Непростые простые задачи/С.Е.Царева//Начальная школа. – 2005. - №1. – С.49-57
- Чеботаревская, Т.М. Математика: рабочая тетрадь № 1: пособие для учащихся 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус.яз. обучения/ Т.М.Чеботаревская, В.В. Николаева, Л.А. Бондарева; пер. с бел.яз. Н.А.Василенко. – 3-е изд. – Минск: Нар.асвета, 2008. – 63с.:ил.
- Чеботаревская, Т.М. Математика: учебник для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус.яз. обучения. В 2 ч. Ч.1 / Т.М.Чеботаревская, В.Л.Дрозд, А.А.Столяр. – Минск: Нар.асвета, 2007. – 143с.: ил.
- Чеботаревская, Т.М. Математика: учебник для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус.яз. обучения. В 2 ч. Ч.2 / Т.М.Чеботаревская, В.Л.Дрозд, А.А.Столяр; пер. с бел.яз. Н.А.Василенко. – Минск: Нар.асвета, 2007. – 134с.: ил.
- Чеботаревская, Т.М. Математика: учебник для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус.яз. обучения. В 2 ч. Ч.1 / Т.М.Чеботаревская, В.Л.Дрозд, А.А.Столяр; пер. с бел.яз. Л.А.Бондаревой. – 3-е изд., перераб. – Минск: Нар.асвета, 2008. – 134с.: ил.
- Чеботаревская, Т.М. Математика: учебник для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус.яз. обучения. В 2 ч. Ч.2 / Т.М.Чеботаревская, В.Л.Дрозд, А.А.Столяр; пер. с бел.яз. Л.А.Бондаревой. – 3-е изд., перераб. – Минск: Нар.асвета, 2008. – 135с.: ил.
- Шадрина, И.В. Еще раз о простой задаче/И.В.Шадрина// Начальная школа. – 2005. - №2. – С.89-92
- Шелехова, Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной школе /Л.В.Шелехова//- М.: Чистые пруды, 2007. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Начальная школа». Вып. 1 (13)).
- Шикова, Р.Н. Использование моделирования в процессе обучения решению текстовых задач/ Р.Н.Шикова// Начальная школа. – 2004. - №12. – С.32-41