Текстовые задачи как средство формирования у школьников компонентов творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 02:25, реферат

Описание работы

В последние годы в связи со сменой парадигмы образования, и школьного математического образования в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей и навыков исследовательской деятельности [31, с.2].

Содержание

Введение 3
1. Текстовые задачи. Классификация текстовых задач. 6
2. Роль текстовых задач в обучении. 15
3. Понятие о мышлении. Творческое мышление. Компоненты творческого мышления. 19
4. Творческая работа над текстовой задачей 25
Заключение………………………………………………..…………….32

Литература

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 108.85 Кб (Скачать)

Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку [11, с. 154].

Отличительные черты  мышления:

  • опосредованность познания;
  • направленность на познание внутренних и внешних закономерностей;
  • обобщенность  познания действительности.

Таким образом, мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации [21, с.242 ].

Мышление является стержнем всей познавательной деятельности. Оно  выступает в осмысленном восприятии и в смысловой памяти. Зачастую мышление возникает и проверяется  в практической деятельности людей  и  зависит от чувственно-эмоционального восприятия  человеком мира.

Мышление направляется желанием, стремлением дойти до истины, обнаружить структурное ядро, докопаться до истоков  ситуации; перейти от неопределенного, неадекватного отношения  к ясному, прозрачному видению основного  противоречия в ситуации; довести  себя до такого состояния, когда проблема захватывает целиком. [2, с.271]

Таким образом, двигателем мышления выступают  потребности и интересы человека, которые наиболее ярко проявляются  в творческой  деятельности человека.

В психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое [ 21, с.250].

Практически-действенное  мышление проявляется в  практической деятельности человека с предметами. Данный вид мышления свойственен человеку с детства до самой старости.

Наглядно-образное мышление представляет собой мышление образами, которые воспринимаются в данный момент или создаются воображением. Человек мыслит образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

Словесно-логическое мышление – это мышление знаниями и понятиями. Имеет место, когда человек сравнивает, обобщает, делает выводы, выделяет главное и существенное, применяет теоретические знания.

Мышление у  ребенка развивается в следующем  направлении:

от наглядно-действенного (или практически-действенного) к  наглядно-образному, затем через  схематическое мышление к словесно-логическому. В процессе развития всех этих видов  мышления при целенаправленной работе идет формирование творческого мышления.

 Творческое мышление


 

 

Что же такое творческое мышление?

Чтобы дать определение понятию  «творческое мышление», необходимо рассмотреть понятия «творчество» и «мышление». Понятие «мышление» уже было рассмотрено выше, теперь рассмотрим понятие «творчество». 

Творчество – психологически сложный процесс. Творчество представляет собой синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. В творческом процессе  особое место занимает воображение, однако нельзя занижать роль знаний, полученных в процессе мыслительных операций.

Творчество – это высший уровень познания. Оно не может  совершаться без предварительного накопления знаний. Открывать новое  можно, только овладев всеми уже  добытыми знаниями в данной области. Иначе  человек будет ломиться в открытую дверь. [21, с. 281]

Анализ психолого-педагогической литературы  (П.П.Блонский, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес, А.Н.Лук, Я.Н.Пономарев, А.З.Рахимов, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) позволяет определить творчество как процесс  совершенствования своей личности, мышления, сознания, интеллекта; постоянного стремления создавать нечто новое, делать больше и лучше, чем прежде.

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма  человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации человеческой индивидуальности и непременное  условие его самосовершенствования» [26, с. 42 ]

Творчество заключено  не в той деятельности, каждое звено  которой полностью регламентировано заранее данными правилами, а  в той, предварительная регламентация  которой содержит в себе определенную степень неопределенности, в деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию. [27, с.13]

Значит, творчество –в самом  широком смысле – есть взаимодействие, ведущее к развитию [27, с.18].

В зарубежной психологии  мышление рассматривают либо как  только репродуктивный процесс (ассоцианисты: И.Гербарт, Д.Гартли, Т.Рибо и др. и  бихевиористы: А.Вейс, Э.Торндайк и др.), либо продуктивный (представители гештальтпсихологии: М.Вертгаймер, В.Келер и др.). Советские  психологи чаще всего рассматривают  мышление как процесс одновременно творческий и репродуктивный.

Например, Калмыкова З.И. Считает, что в мышлении в диалектически  противоречивом единстве сплетены его  продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным [8, с.14].  Если удельный вес  продуктивного компонента значительный, то можно говорить о творческом мышлении.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще всего соотносят с  термином «креативность» (мышление, связанное  с созданием или открытием  чего-либо нового).

Творческое мышление также  определяют как ситуативно нестимулированную  активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы (Д.Б.Богоявленская); как мышление, связанное  с преобразованием знаний (В.Н.Дружинин); как интеллектуальную активность и  чувственность к побочным продуктам  своей деятельности (Я.А.Пономарев) и т.п.

      Выделяя  признаки творческого акта, все  исследователи подчеркивают его  бессознательность, неконтролируемость  волей и разумом, измененность  состояния сознания, а также   спонтанность, независимость творческого  акта от внешних ситуативных  причин. Продукту творчества приписывают  такие свойства как новизна,  осмысленность, оригинальность и  др.

В результате творческого  процесса даже в связи с несущественной проблемой возникает творческая мысль, происходит рождение подлинной  идеи, переход от слепоты к пониманию. [2,с.27]

       Таким  образом, объединив все приведенные  выше определения, критерии творчества, можно сказать, что творческое мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерированием собственных оригинальных идей.

 Задатки творческих  способностей присущи любому  человеку, любому нормальному ребенку.  Нужно лишь суметь раскрыть  их и развить. Для изучения  творчества совсем не обязательно  исследовать лишь гениальных  людей. Элементы творчества проявляются  в решении повседневных жизненных  задач, их можно наблюдать в  «обычном» мыслительном процессе [17, с.5]. По мнению Калмыковой З.И., творческое мышление является  основой обучаемости.

Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих  креативность:

легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

оригинальность – минимальная  частота данного ответа к однородной группе;

точность выполнения заданий.

Другие психологи представляют компоненты творческого мышления в  виде определенных  творческих способностей. А.Н.Лук называет следующие творческие способности: зоркость в поисках, способ кодирования информации нервной  системой, способность к свертыванию  мыслительных операций, способность  к переносу, боковое мышление, цельность  восприятия, готовность памяти, сближение  понятий, гибкость мышления, гибкость интеллекта, способность к оценочным  действиям, способность к сцеплению, легкость генерирования идей, беглость речи, способность к доведению  до конца и др. [16, с.27]

       Показателями, характеризующими творческое мышление  и на которые мы будем опираться  в своей работе следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя  быстроту переключения текстовых заданий  и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного  процесса – это переключение с  одной идеи на другую, способность  найти несколько различных путей  решения одной и той же задачи. Оригинальность – минимальная частота  данного ответа к однородной группе.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного  обучения, но особое значение имеет  формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Уже у учеников первого класса проявляется активность, самостоятельность и творчество в мышлении. В младшем школьном возрасте ребенок приобщается к творчеству в процессе учебной деятельности. Основная роль по формированию компонентов творчества здесь принадлежит учителю.

  Учитель должен организовать  такую адекватную учебную и  внеучебную деятельность, при которой  учение превращается в «квазиисследовательскую  деятельность», которой можно  и необходимо управлять, придерживаясь  следующих требований: внимательно  и чутко относиться ко всем  проявлениям творческой активности  детей; стремиться помогать каждому  ребенку познать самого себя; всячески поощрять в детях  стремление высказывать и обсуждать  с товарищами свои креативные  идеи. [26, с.42].

Каковы же условия эффективной  организации процесса формирования  компонентов творческого мышления?

Калмыкова З.И.говорит о  повышении уровня творчества в зависимости  от возраста ребенка, что она связывает  с формированием у детей таких  качеств как самостоятельность  мыслительной деятельности, глубина, осознанность, устойчивость, гибкость. [8, с.108]. Между  тем она говорит о влиянии  условий обучения на уровень творческого  обучения, указывает на положительные  результаты проблемного обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, подчеркивает необходимость гармонического развития различных компонентов  мышления [8, с.155]

Необходимо каждый день упражнять, тренировать и развивать творческие способности. Они не могут лежать про запас, ожидая подходящего случая для проявления , они ослабевают. Поощрение творческих задатков в  школе начинается с правильной постановки вопросов учителем. Важны характер и форма вопросов. Вопросы не должны требовать лишь воспроизведения  заученного материала, они должны стимулировать  нестандартное мышление, самостоятельность  суждений[17, с.76].

На уроках необходимо создавать  проблемные ситуации. В проблемной ситуации полученное решение одной  простейшей познавательной задачи должно быть вновь использовано как принцип  действия в другой, более сложной  ситуации. [27, с.229].

Но учитель должен не только сам «искусственно» создавать проблемы, но и научить детей проявлять  «зоркость в поисках проблемы, способность увидеть ее там, где  для других все ясно, уменье сформулировать задание» [17, с. 4].

Таким образом, к условиям эффективной организации процесса формирования творческого мышления  школьников на уроках математики мы отнесем:

  • Тщательный отбор материала к урокам;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Использование на уроках дидактических развивающих игр и элементов занимательности;
  • Постановку проблемных вопросов, проработку и создание возможных проблемных ситуаций;
  • Использование элементов исследовательской деятельности;
  • Разнообразие форм работы на уроках, использование нестандартных уроков.

Кроме этого, еще одним весьма эффективным  средством формирования компонентов  творческого мышления является ежеурочное проведение творческой работы над задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ

 

Для выполнения задачи по развитию творческого мышления, для активизации  мыслительных процессов на уроках математики учителя чаще всего используют элементы занимательности. Действительно, эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов. В данной работе мы поговорим о возможностях так называемой «внутренней занимательности»  математики, т.е. раскроем возможности использования текстовых задач, размещенных на страницах учебника.

Каждая предлагаемая для  решения учащимся задача может служить  многим конкретным целям обучения. И все же, главная цель задач - развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к “открытию” математических фактов.

Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается с помощью категорий «продуктивное  – репродуктивное». К репродуктивным заданиям относят решение задач  знакомых видов. Эти задания представляют собой работу по образцу, являются выполнением  тренировочных упражнений. К продуктивным заданиям относят упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять  знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные  мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый  продукт (составлять задачи, сочинять сказки на основе сюжетных задач). В  процессе работы над продуктивными  заданиями школьники приобретают  опыт творческой деятельности [45, с. 4].

Информация о работе Текстовые задачи как средство формирования у школьников компонентов творческого мышления