Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 02:25, реферат
В последние годы в связи со сменой парадигмы образования, и школьного математического образования в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей и навыков исследовательской деятельности [31, с.2].
Введение 3
1. Текстовые задачи. Классификация текстовых задач. 6
2. Роль текстовых задач в обучении. 15
3. Понятие о мышлении. Творческое мышление. Компоненты творческого мышления. 19
4. Творческая работа над текстовой задачей 25
Заключение………………………………………………..…………….32
Литература
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку [11, с. 154].
Отличительные черты мышления:
Таким образом, мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации [21, с.242 ].
Мышление является стержнем
всей познавательной деятельности. Оно
выступает в осмысленном
Мышление направляется желанием, стремлением дойти до истины, обнаружить структурное ядро, докопаться до истоков ситуации; перейти от неопределенного, неадекватного отношения к ясному, прозрачному видению основного противоречия в ситуации; довести себя до такого состояния, когда проблема захватывает целиком. [2, с.271]
Таким образом, двигателем мышления выступают потребности и интересы человека, которые наиболее ярко проявляются в творческой деятельности человека.
В психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое [ 21, с.250].
Практически-действенное мышление проявляется в практической деятельности человека с предметами. Данный вид мышления свойственен человеку с детства до самой старости.
Наглядно-образное мышление представляет собой мышление образами, которые воспринимаются в данный момент или создаются воображением. Человек мыслит образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.
Словесно-логическое мышление – это мышление знаниями и понятиями. Имеет место, когда человек сравнивает, обобщает, делает выводы, выделяет главное и существенное, применяет теоретические знания.
Мышление у
ребенка развивается в
от наглядно-действенного (или практически-действенного) к наглядно-образному, затем через схематическое мышление к словесно-логическому. В процессе развития всех этих видов мышления при целенаправленной работе идет формирование творческого мышления.
Творческое мышление
Что же такое творческое мышление?
Чтобы дать определение понятию
«творческое мышление», необходимо
рассмотреть понятия «
Творчество – психологически сложный процесс. Творчество представляет собой синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. В творческом процессе особое место занимает воображение, однако нельзя занижать роль знаний, полученных в процессе мыслительных операций.
Творчество – это высший
уровень познания. Оно не может
совершаться без
Анализ психолого-
«Творчество – это высшая
и наиболее сложная форма человеческой
деятельности, способ его самоутверждения,
процесс самореализации человеческой
индивидуальности и непременное
условие его
Творчество заключено
не в той деятельности, каждое звено
которой полностью
Значит, творчество –в самом широком смысле – есть взаимодействие, ведущее к развитию [27, с.18].
В зарубежной психологии
мышление рассматривают либо как
только репродуктивный процесс (ассоцианисты:
И.Гербарт, Д.Гартли, Т.Рибо и др. и
бихевиористы: А.Вейс, Э.Торндайк и др.),
либо продуктивный (представители
Например, Калмыкова З.И. Считает, что в мышлении в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным [8, с.14]. Если удельный вес продуктивного компонента значительный, то можно говорить о творческом мышлении.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще всего соотносят с термином «креативность» (мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового).
Творческое мышление также определяют как ситуативно нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы (Д.Б.Богоявленская); как мышление, связанное с преобразованием знаний (В.Н.Дружинин); как интеллектуальную активность и чувственность к побочным продуктам своей деятельности (Я.А.Пономарев) и т.п.
Выделяя
признаки творческого акта, все
исследователи подчеркивают
В результате творческого процесса даже в связи с несущественной проблемой возникает творческая мысль, происходит рождение подлинной идеи, переход от слепоты к пониманию. [2,с.27]
Таким
образом, объединив все
Задатки творческих
способностей присущи любому
человеку, любому нормальному ребенку.
Нужно лишь суметь раскрыть
их и развить. Для изучения
творчества совсем не
Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;
точность выполнения заданий.
Другие психологи представляют компоненты творческого мышления в виде определенных творческих способностей. А.Н.Лук называет следующие творческие способности: зоркость в поисках, способ кодирования информации нервной системой, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу, боковое мышление, цельность восприятия, готовность памяти, сближение понятий, гибкость мышления, гибкость интеллекта, способность к оценочным действиям, способность к сцеплению, легкость генерирования идей, беглость речи, способность к доведению до конца и др. [16, с.27]
Показателями,
характеризующими творческое
Беглость включает в себя быстроту переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.
Гибкость мыслительного
процесса – это переключение с
одной идеи на другую, способность
найти несколько различных
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Уже у учеников первого класса проявляется активность, самостоятельность и творчество в мышлении. В младшем школьном возрасте ребенок приобщается к творчеству в процессе учебной деятельности. Основная роль по формированию компонентов творчества здесь принадлежит учителю.
Учитель должен организовать
такую адекватную учебную и
внеучебную деятельность, при которой
учение превращается в «
Каковы же условия эффективной
организации процесса формирования
компонентов творческого
Калмыкова З.И.говорит о повышении уровня творчества в зависимости от возраста ребенка, что она связывает с формированием у детей таких качеств как самостоятельность мыслительной деятельности, глубина, осознанность, устойчивость, гибкость. [8, с.108]. Между тем она говорит о влиянии условий обучения на уровень творческого обучения, указывает на положительные результаты проблемного обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, подчеркивает необходимость гармонического развития различных компонентов мышления [8, с.155]
Необходимо каждый день упражнять,
тренировать и развивать
На уроках необходимо создавать проблемные ситуации. В проблемной ситуации полученное решение одной простейшей познавательной задачи должно быть вновь использовано как принцип действия в другой, более сложной ситуации. [27, с.229].
Но учитель должен не только сам «искусственно» создавать проблемы, но и научить детей проявлять «зоркость в поисках проблемы, способность увидеть ее там, где для других все ясно, уменье сформулировать задание» [17, с. 4].
Таким образом, к условиям
эффективной организации
Кроме этого, еще одним весьма эффективным средством формирования компонентов творческого мышления является ежеурочное проведение творческой работы над задачей.
4. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ
Для выполнения задачи по развитию творческого мышления, для активизации мыслительных процессов на уроках математики учителя чаще всего используют элементы занимательности. Действительно, эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов. В данной работе мы поговорим о возможностях так называемой «внутренней занимательности» математики, т.е. раскроем возможности использования текстовых задач, размещенных на страницах учебника.
Каждая предлагаемая для решения учащимся задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же, главная цель задач - развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к “открытию” математических фактов.
Противопоставление творческой
и нетворческой деятельности выражается
с помощью категорий «