Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 02:25, реферат
В последние годы в связи со сменой парадигмы образования, и школьного математического образования в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей и навыков исследовательской деятельности [31, с.2].
Введение 3
1. Текстовые задачи. Классификация текстовых задач. 6
2. Роль текстовых задач в обучении. 15
3. Понятие о мышлении. Творческое мышление. Компоненты творческого мышления. 19
4. Творческая работа над текстовой задачей 25
Заключение………………………………………………..…………….32
Литература
Кроме того выделяют:
Очень широко и доступно дана классификация задач в книге Темербековой А.А.:
Кроме того Темербекова А.А. говорит и о других видах задач, как стандартные и нестандартные; теоретические и практические; устные и письменные; одношаговые, двушаговые и др.
В работе Фридмана Л.М. и Турецкого Е.Н. все задачи разделяются на 2 группы:
-практические или житейские, текстовые, сюжетные (объектами являются реальные предметы);
-математические (все объекты математические) [36, с. 21].
Остановимся более подробно на этой классификации, так как в своей работе основное внимание мы уделяем именно текстовым задачам.
Нетекстовая задача или математическая – это задача, сформулированная с использованием только математических символов и технических выражений типа «Решите уравнение…». Текстовая задача – это задача, использующая нематематические слова для передачи математического смысла[33, с. 12]. Текстовая задача представляет собой сюжет с житейским содержанием, который на языке математики может быть описан числовым выражением[5, с. 6].
В зависимости от количества действий, с помощью которых решается текстовая задача, различают задачи простые (в одно действие) и составные (в два и более действий) [6, с. 18].
Сегодня детей чаще всего вначале учат решать простые задачи, а затем составные. Такой подход обусловлен двумя причинами: отождествлением процесса решения с выбором и выполнением арифметических действий и формально понимаемым принципом обучения «от простого к сложному». Однако зачастую деление на простые и составные задачи не соответствует делению задач по степени сложности. В учебниках и работах методистов XV111 и X1X веков такого жесткого разделения на простые и составные задачи не было[38, с. 49].
В свою очередь, все простые задачи можно разделить на типы в зависимости от действий, с помощью которых они решаются. Так, выделяют простые задачи, решаемые с помощью арифметических действий первой ступени (сложения и вычитания) и решаемые с помощью арифметических действий второй ступени (умножения и деления). Кроме этого, каждый из указанных типов включает подтипы, среди которых выделяются еще и виды[5, с. 8]:
1)Простые задачи, решаемые сложением и вычитанием
На тарелке было 4 пирожка с мясом и 3 пирожка с повидлом. Сколько всего было пирожков на тарелке? [39, с. 7].
В вазе было 5 цветков. 2 цветка засохли. Сколько цветков осталось в вазе? [39, с. 3].
1.На нахождение неизвестного слагаемого:
Когда на полку поставили 18 книг, то на ней стало всего 20 книг. Сколько книг было на полке сначала? [39, с. 54].
2. На нахождение неизвестного уменьшаемого:
Из сетки взяли 6 мячей. После этого в ней осталось 2 мяча. Сколько всего мячей было в сетке? [39, с. 9].
3. На нахождение неизвестного вычитаемого:
У Саши было 10 открыток. Несколько открыток он отдал другу. У него остались 3 открытки. Сколько открыток Саша отдал другу? [39, с. 10].
Миша засушил 7 дубовых листочков, а кленовых – на 4 больше. Сколько кленовых листочков засушил Миша? [39, с. 22].
Около курицы 5 цыплят. Это на 2 меньше, чем цыплят в корзине. Сколько в корзине цыплят? [40, с. 98].
На дорогу от дома до школы Костя тратит 15 минут, а Настя – на 5 минут меньше. Сколько времени тратит на дорогу Настя? [39, с. 49].
За перемену в школьном буфете дети съели 100 пирожков с яблоками, это на 21 пирожок больше, чем с творогом. Сколько пирожков с творогом съели дети?
1.Задачи, в процессе решения которых дается ответ на вопрос «на сколько больше?»
На спортивных соревнованиях мальчики получили 7 призов, а девочки – 4. На сколько больше призов получили мальчики, чем девочки? [39, с. 24].
2.Задачи, в процессе
решения которых дается ответ
на вопрос «на сколько меньше?»
В первом букете 15 роз, а во втором – 9 роз. На сколько меньше роз во втором букете, чем в первом? [39, с. 49].
2) Простые задачи, решаемые умножением и делением
На тарелке 4 пирожных. Сколько пирожных на 2 таких тарелках? [40, с. 20].
1.Задачи на деление по содержанию:
15 слив разложили по 3 в тарелки. Сколько тарелок понадобилось? [40, с. 23].
2.Задачи на деление на равные части:
15 слив разложили поровну в 3 тарелки. Сколько слив в каждой тарелке? [40, с. 23].
1.На нахождение неизвестного множителя:
За 3 одинаковых карандаша заплатили 630 рублей. Найди цену карандаша. [42, с. 29].
2.На нахождение неизвестного делимого:
Мама подоила корову и разлила молоко в 2 бидона, по 5 л в каждый. Сколько литров молока надоила мама?
3.На нахождение неизвестного делителя:
30 яиц положили в 3 ящика поровну. Сколько яиц в каждом ящике? [40, с. 45].
1.На увеличение числа в несколько раз в прямой форме:
На опытном участке посадили 5 кг картофеля, а собрали в 8 раз больше. Сколько килограммов картофеля собрали с опытного участка? [40, с. 53].
2.На увеличение числа в несколько раз в косвенной форме:
В одном поезде 10 вагонов. Это в 3 раза меньше, чем во втором. Сколько вагонов во втором поезде?
3.На уменьшение числа в несколько раз в прямой форме:
Собака живет 20 лет, а кролик – в 2 раза меньше. Сколько лет живет кролик? [5, с. 60].
4.На уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме:
Дедушке 63 года. Это в 7 раз больше, чем внуку. Сколько лет внуку? [40, с. 89].
1.Задачи, в процессе которых дается ответ на вопрос «во сколько раз больше?»:
За зиму семья съела 6 банок вишневого варенья и 3 банки малинового. Во сколько раз больше семья съела вишневого варенья, чем малинового? [40, с. 65].
2.Задачи, в процессе которых дается ответ на вопрос «во сколько раз меньше?»
Ира засушила для гербария 5 осенних листьев, а Марина – 10 листьев. Определите, во сколько раз меньше засушила листьев Ира, чем Марина.
Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других.
Четкой классификации
На уроках математики дети знакомятся с тройками пропорциональных величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, общая масса и т.д. С этими величинами можно особо выделить 3 вида составных задач[6, с. 59]:
на нахождение четвертого пропорционального (В 12 пакетов расфасовали поровну 36 кг сахара. Сколько понадобится таких пакетов, чтобы расфасовать 60 кг сахара? [41, с. 9]);
на пропорциональное деление (Из одного куска плащевой ткани сшили 19 одинаковых курток, а из другого – 17 таких же курток. Всего на эти куртки израсходовали 72 м ткани. Сколько метров ткани было в каждом куске? [43, с. 21]);
на нахождение неизвестного по двум разностям (25 конвертов на 8000 рублей дороже, чем 15 открыток, которые имеют такую же цену. Сколько стоят конверты и сколько – открытки? [43, с. 64]).
Также рассматриваются:
на нахождение числа по сумме и разности (2 брата нашли вместе 16 грибов. Старший брат нашел на 2 гриба больше, чем младший. Сколько грибов нашел каждый брат?);
на нахождение числа по сумме и кратному отношению Вася поймал 20 ершей и окуней, причем окуней в 3 раза меньше, чем ершей. Сколько он поймал ершей? [43, с. 134])
задачи на движение а)встречно