Технологии оценивания результатов обучения и оценка достижений обучающихся в освоении предметной области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Технологии оценивания результатов обучения и оценка достижений обучающихся в освоении предметной области. 5
1.1. Современные подходы оценки учебных достижений учащихся. 5
1.2. Современная школьная реформа и проблема управления качеством образования. 10
1.3. Формы и методы педагогического контроля. 12
Глава 2. Разработка тестовых заданий по теме «Семейная экономика». 20
2.1. Итоговое повторение и обобщение знаний по теме «Семейная экономика». 20
2.2.Правила составления теста по «семейной экономике». 21
Заключение 29
Глоссарий 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 75.04 Кб (Скачать)

  Задачами прошлых  уроков являлись:

1.Познакомить  учащихся с экономической жизнью  семьи, правилами ведения домашнего  хозяйства, семейным бюджетом, источниками  дохода рациональным расходованием  средств, экономии денежных средств  и их накопление.

2.Развить целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции.

3.Раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства.

4.Научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.

5.Подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора.

6.Сформировать качества рачительного хозяина и покупателя.

7.Воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

Перечень  знаний и умений, формируемых у  учащихся.

Учащиеся  должны знать:

- Цели и значение домашней экономики;

- общие правила ведения домашнего хозяйства;

- составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;

- возможности рационального использования средств и пути их увеличения; экономические связи семьи с разными структурами общества;

- элементами семейного маркетинга и самоменеджмента;

- роль членов семьи в формировании семейного бюджета, экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества;

- необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена;

- возможности использования компьютера и средств информации в организации домашней хозяйственной деятельности.

Учащиеся  должны уметь:

- Анализировать семейный бюджет, определять промежуточный минимум семьи, расходы на учащегося;

- анализировать рекламу потребительских товаров;

- осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности; выдвигать деловые идеи. [4] 

2.2.Правила  составления теста  по «семейной экономике».

   Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка».

   Тест – это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Правильно составленные тесты должны удовлетворять  ряду требований. Они должны быть:

  • относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;
  • однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
  • правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
  • относительно краткими, требующими сжатых ответов;
  • информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
  • удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
  • стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Если  в основу классификации тестов положить различные аспекты (компоненты) развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть следующим  образом:

    1.Тесты  общих умственных  способностей, умственного  развития. 
    2. Тесты специальных способностей в различных областях

    деятельности. 
    3. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.

    4. Тесты для определения  отдельных качеств  (черт) личности.

            5. Тесты для определения  уровня воспитанности  (сформированности                         общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

    Применение тех или иных тестов будет наиболее успешным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов. Поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер. Делать общие выводы, например, об уровне развития обучаемых на основе применения лишь тестов обученности было бы непростительной ошибкой. Когда ставится задача диагностирования обученности в связи с достижениями и развитием личности, нужно применять соответствующие виды тестовых заданий и предписанные им методики измерения, не забывая о локальном характере диагностирования.

   При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость).

   Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений.

   Термин «действенность» имеет, как минимум, два синонима – валидность (от англ. valid – имеющий значение, ценный) и показательность, представительность, трактуемые так же, как репрезентативность. Всегда имеется в виду, что составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебные книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определенной категории обучаемых.

   Четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний – неотъемлемое условие действенности теста, которое сильно влияет на результаты тестирования. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста определяется статистическими методами.

   Величина 0,7—0,9 свидетельствует о высокой действенности тестов обученности. Если же коэффициент корреляции достигает 0,45—0,55, то действенность теста считается удовлетворительной, при более низких значениях она считается неудовлетворительной.

    Степень надежности тестирования характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запроектированных результатов (правильностью значений). Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достичь коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность теста повышается при увеличении количества тестовых заданий.

   Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежность результа тестирования. Это следует понимать так: тест, нацеленный на проверку усвоения конкретной темы, всегда будет более надежным, чем тест, направленный на проверку всего раздела (курса), охватывающий значительное количество материала – закономерностей, концепций, фактов. Происходит это именно потому, что содержательное разнообразие последнего выше.

   Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же, наоборот, неправильно, резко снижает надежность результата тестирования в целом. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45—80% обучаемых.

Характеристика  дифференцированности (различимости) связана с использованием таких  тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, скажем, все учащиеся безошибочно  находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут  ответить на другой, то это сигнал для  совершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, сделать  различимым. Иначе подобные задания  не помогут отделить тех, кто усвоил материал на необходимом уровне, от тех, кто заданного уровня не достиг. Практически дифференцируют тесты  по результатам тестирования, сравнивая  результаты выполнения теста в целом  с результатами выполнения отдельных  заданий. Если коэффициент корреляции между ответами на конкретные задания  и на тест в целом больше 0,5, то это свидетельствует о достаточной  дифференцированности теста.

При подготовке материалов для тестирования по экономике необходимо придерживаться таких основных правил:

1. Нельзя включать  ответы, неправильность которых  на момент тестирования не  может быть обоснована учащимися. 
2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными. 
3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке. 
4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника. 
5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие. 
6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

С помощью  тестовых заданий по теме «Семейная экономика» обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. [1]

Существуют  несколько видов  контроля:

   Предварительный контроль. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у преподавателя нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию преподаватель получает, применяя предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков. Если известны входные и выходные характеристики системы, проблемы ее оптимизации считаются во многом решенными.

   Текущий контроль. Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов тестирования с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда.

   Тематический контроль. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними.

   Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой успешностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты. [3]

Опираясь  на все правила, подобрав подходящий вид контроля, учитель составляет тест.

Можно выделить следующие виды тестов, исходя из критериев  проверки знаний учащихся: 
        1) тесты воспроизведения информации, 
        2) тесты самостоятельного анализа, 
        3) тесты оценочного характера, 
        4) тесты сравнительного характера, 
        5) тесты обучающего характера, 
        6) тесты сопоставляющего характера, 
        7) тесты обобщения.

        1.Тесты воспроизведения  информации самые простые. Их можно использовать для повторения и обобщения, в ходе текущей проверки. Эти тесты требуют односложного ответа "да" или "нет".       

2. Тесты самостоятельного  анализа более сложные задания. Для выполнения требуются навыки логического мышления и умения анализировать и делать выводы по предложенным вопросам.

        3. Тесты оценочного характера предполагают демонстрацию интеллектуальных возможностей и умений учащихся, их оценочные способности. 
         4.Тесты сравнительного характера направлены на оценку умения сравнивать факты, события и явления учащимися, на развитие внимательности и логического рассуждения.

Информация о работе Технологии оценивания результатов обучения и оценка достижений обучающихся в освоении предметной области