Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа
Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий.
Введение 3
Глава 1. Технологии оценивания результатов обучения и оценка достижений обучающихся в освоении предметной области. 5
1.1. Современные подходы оценки учебных достижений учащихся. 5
1.2. Современная школьная реформа и проблема управления качеством образования. 10
1.3. Формы и методы педагогического контроля. 12
Глава 2. Разработка тестовых заданий по теме «Семейная экономика». 20
2.1. Итоговое повторение и обобщение знаний по теме «Семейная экономика». 20
2.2.Правила составления теста по «семейной экономике». 21
Заключение 29
Глоссарий 30
Список используемой литературы 32
Введение
Глава 1. Технологии оценивания
результатов обучения и оценка достижений
обучающихся в освоении предметной области.
1.1. Современные подходы оценки учебных достижений учащихся. 5
1.2. Современная
школьная реформа и проблема управления
качеством образования.
1.3. Формы и методы педагогического контроля. 12
Глава 2. Разработка тестовых заданий по теме «Семейная экономика». 20
2.1. Итоговое
повторение и обобщение знаний по теме
«Семейная экономика».
2.2.Правила
составления теста по «семейной экономике».
Заключение
Глоссарий 30
Список используемой
литературы
Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий.
Сложность
педагогических явлений, а также
наличие большого числа факторов,
в том числе случайных, которые
влияют на педагогический процесс и
его результаты, приводят к тому,
что педагогический процесс нельзя
рассматривать как полностью
детерминированный. При самой совершенной
организации педагогического
В
связи с этим современная система
образования выдвигает
Изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще - учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания.
Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Целью
данной курсовой работы
Задачи исследования:
1. Анализ состояния исследования проблемы в педагогической теории и практике.
2. Определить психологические и педагогические аспекты использования тестов для контроля знаний учащихся;
Курсовая
работа состоит из введения, 2
глав и заключения. В 1 главе
речь о оценивание результатов
обучения у школьников. Во 2 главе
правила и методы разработки
тестовых заданий по теме «Семейная
экономика».
Глава 1. Технологии
оценивания результатов
обучения и оценка достижений
обучающихся в освоении
предметной области.
1.1.Современные подходы оценки учебных достижений учащихся.
Современный человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных и рабочих ситуациях. Усложнившиеся социально-экономические процессы, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток времени на их осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность — все это обусловливает довольно высокие требования к выпускникам образовательных учреждений. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным, культурным, демографическим, и т.д.).[9]
Ребёнок, не познавший радости труда в учении,
не переживший гордости от того, что трудности
преодолены, глубоко несчастен…
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха
в овладении знаниями; без вдохновения учение
превращается для детей в тягость»
В.А. Сухомлинский[4]
Начнем непосредственно с самого понятия: что же такое оценка.
Оценка - это процесс установления экспертом-оценщиком стоимости объекта оценки для специфических целей, результатом которого является научно обоснованное мнение о стоимости оцениваемого объекта на дату оценки в денежном выражении.
В настоящее время в преподавательских кругах активно обсуждается тема разработки общих принципов и методологии оценивания.
Разработка этой методологии до сих пор остается проблемой потому, что исключительно трудно осуществить последовательное сопоставление целей образования с достигаемыми результатами обучения. Цели образования выражены, как правило, в весьма общих и потому абстрактных категориях: «подготовить квалифицированного специалиста», «сформировать научное мировоззрение», «вооружить научной методологией» и т. п. Измерение же результатов обучения проводится на совсем ином уровне — более узком, более конкретном, более осязаемом. Получается, что конечные цели образования и результаты обучения, проверяемые в конкретной оценочной ситуации, формулируются на разных языках. Цели — на языке интегральных, общих категорий, а результаты — на языке конкретных знаний, умений, навыков, то есть языке действий. Для выработки эффективных и достаточно строгих критериев оценивания необходимо стараться излагать цели и результаты обучения на одном и том же языке, в одних и тех же понятиях и терминах, что не всегда представляется возможным.
Сложность оценивания усугубляется тремя глобальными тенденциями, свойственными мировой педагогической практике.
Во-первых, в индивидуальном плане происходит переход от так называемой «классической культуры» к «мозаичной культуре», описанный французским социологом А. Молем. Классическая система образования, сложившаяся в 17— 18 вв. давала относительно стройную, иерархическую систему знаний о мире, отличающуюся системным характером. Учащийся усваивал их по принципу «ступеней», отталкиваясь от ядра фундаментальных понятий, он овладевал другими понятиями, спускаясь к ним с помощью системы логических связей.
В нашем веке характер приобретения знаний существенно изменился. Современный человек значительную, если не большую, часть знаний получает не в системе рационального образования. «Оснащение» его ума происходит сейчас не столько через систему образования, сколько через средства массовой коммуникации. А. Моль называет такую культуру «мозаичной».
Во-вторых, отчетливо проявляется тенденция технократизма в сфере образования. В значительной мере это связано с резко возросшей технической мощью и энергетическим оснащением человечества. Произошло перемещение центра тяжести в сторону функциональных характеристик личности, в сторону профессионализма, дефицит которого уже невозможно компенсировать простым усердием, что привело к нарушению в образовании гармонии между специальными знаниями и духовной культурой.
В-третьих, качественно изменяется само положение педагога в системе образования, что вызывается, прежде всего, интенсивной компьютеризацией всех сторон общественной жизни, в том числе учебного процесса. Информационный взрыв привел к ситуации, когда ни вузовский профессор, ни тем более преподаватель школы или колледжа, уже не являются «передним краем» знания. Учебные дисциплины, построенные на упрощенной классификации наук уже почти «вышли из игры», демонстрируя иногда чуть ли не полувековое отставание. Сообщество педагогов уже не может быть основным носителем всех новейших знаний. Мощные компьютерные системы, интегрированные в глобальные сети, открывают принципиально иные перспективы для творчества. Возникает проблема частичного обесценивания традиционного «книжного» образования. Она наиболее реальна, когда индивид по тем или иным причинам выпадает из системы компьютерной грамотности и вытесняется, поэтому на обочину жизни. Меняется и роль преподавателя. Осознание перечисленных выше тенденций подтолкнуло педагогическое сообщество к поиску альтернативных форм обучения, к отходу от привычных стандартов, к свободному педагогическому эксперименту. Однако этот закономерный процесс поставил под угрозу существование единого образовательного пространства, так как в той или иной степени покушался на его разумную унификацию. Начались поиски равновесия между раскрепощением технологической стороны обучения и жесткими, едиными требованиями к качеству подготовки выпускников.
Следует сказать, что использование на практике того или иного нововведения, если оно осуществляется в отрыве от других инновационных составляющих реформирования образовательной системы, представляется методологически несостоятельным.
1.Явный приоритет письменной формы оценки знаний перед устной. Устный - экзамен, например, при всех своих достоинствах, обладает рядом существенных недостатков, снижающих объективность и надежность оценивания. При устном экзамене гораздо острее экзаменационный стресс у учащихся. Больше возможностей для проявлений субъективизма экзаменатора, связанного с симпатиями и антипатиями, возможностью наказать студента баллом за различные проступки. Утомляемость экзаменатора резко возрастает во второй половине экзамена, что приводит к ошибкам в оценивании. Кроме того, устный экзамен не оставляет «следов» в виде письменной работы, что рождает проблемы в спорных ситуациях. Из-за дефицита времени преподаватели нередко формулируют некорректные вопросы.
2.Суммирование результатов текущего контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке. Акцент только на экзаменационный контроль, как это сложилось в нашей практике, неизбежно рождает «штурмовщину» у значительной части учащихся, что приводит к низкому качеству знаний. Если же ученик заранее знает, что баллы, полученные им в семестре, составят 50% итоговой оценки, то это стимулирует его к систематической работе в течение года.
3.Использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении. Рейтинговая система контроля обучения рождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся, сводит до минимума случайность в оценивании и т. п.
4.Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства, освобождающего экзаменатора от рутинной части его работы.
5.Использование много - балльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы. Много - балльные шкалы обладают большими дифференцирующими возможностями, позволяют экзаменатору отображать нюансы оценки.
Наши преподаватели, пользуясь грубой, фактически трехбалльной, шкалой, лишены этой возможности, поэтому вынуждены дополнять отметку «плюсом» или «минусом».
Оценка
как элемент управления
качеством.
Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Педагоги ежедневно контролируют учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.
Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает допустимый уровень, что, очевидно, ограничивает ее ценность.