Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа
Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий.
Введение 3
Глава 1. Технологии оценивания результатов обучения и оценка достижений обучающихся в освоении предметной области. 5
1.1. Современные подходы оценки учебных достижений учащихся. 5
1.2. Современная школьная реформа и проблема управления качеством образования. 10
1.3. Формы и методы педагогического контроля. 12
Глава 2. Разработка тестовых заданий по теме «Семейная экономика». 20
2.1. Итоговое повторение и обобщение знаний по теме «Семейная экономика». 20
2.2.Правила составления теста по «семейной экономике». 21
Заключение 29
Глоссарий 30
Список используемой литературы 32
Оценочные суждения отличаются друг от друга своей инференцией (уровнем восприятия исследуемого педагогического явления). Оценки преподавателей обобщающего характера (вежлив, внимателен, прилежен), не опирающиеся на заранее определенные, однозначные категории наблюдения, являются, как правило, высокоинферентными.
Оценки с низкой инференцией (количество оговорок во время декламации, скорость чтения, и т.д.) проводятся по заранее разработанной инструкции и обладают достаточно высокой объективностью, но несут информацию только об отдельных сторонах педагогического процесса. Они не дают полной картины исследуемого явления.
Педагоги предпочитают высокоинферентные оценки как более содержательные и информативные, хотя они часто носят субъективный характер.
Повысить объективность высокоинферентной оценки можно путем систематизации и уточнения критериев, по которым выносится оценочное суждение, и использования оценочных шкал.
Процедуру педагогической диагностики
следует организовывать так, чтобы вначале
по разработанной системе критериев выносились
несколько низкоинферентных оценок.
Затем путем их обобщения (шкалирования)
выносилась общая высокоинферентная
оценка. Ниже приведен пример построения
системы такой диагностики.(табл.1-2)
Таблица 1
Система частных (низкоинферентных) оценок работы ученика на занятиях
|
Таблица 2
Общая (высокоинферентная) оценка ученика
|
Часто оценки (оценочные суждения) ставят в соответствие с их численными аналогами - отметками. Измерение, в отличие от оценки и оценивания, представляет собой конкретную процедуру количественного сопоставления изучаемого педагогического свойства (признака) с некоторым эталоном.
В педагогике нет материального объекта измерения, фиксированной единицы измерения и нулевой точки отсчета.
Поэтому приходится преодолевать концептуальные трудности выделения измеряемого свойства, определить систему взаимосвязанных на разных уровнях абстракции понятий, начиная с самых общих определений на философском уровне (например, что такое знание вообще), переходя затем к определению знания конкретного предмета и операциональным определениям, в которых общие понятия выражаются правилами измерения и перечислениями конкретных измеряемых элементов (например, должен знать принципы, формы, методы, формулы, уметь их применять и т.д.).
Операционализация объекта измерения заканчивается выработкой системы эмпирических индикаторов (с их помощью проверяют уровень сформированности исследуемых понятий эмпирически). В качестве эмпирических индикаторов выступают контрольные задания, подобранные с целью проверки знания по какому-либо предмету. [10]
Результат педагогического измерения - численная оценка степени выраженности исследуемого признака (знание темы, раздела). Нужно учитывать, что чем больше дифференцирующее воздействие на учащихся оказывает тот или иной метод обучения, тем более дифференцирующей должна быть методика педагогического контроля, оценивающая эти достижения.
Широко используемая в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна. Но она имеет ряд существенных недостатков:
Второе направление - направление предусматривает использование технических средств, в сочетании с тестовой методикой.
Педагогический тест - это инструментальное средство контроля знаний, при использовании которого можно с заданной точностью определить надежность и валидность проводимых измерений. Применение тестовой методики позволяет осуществлять количественный анализ успешности обучения по различным учебным группам (классам, отдельным учебным заведениям, районам), что невозможно в рамках традиционной школьной системы оценивания.
Профессионально составленный тест позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся (ограничение накладывает только наличие посадочных мест) по полной программе преподаваемой дисциплины, в то время как традиционные экзамены позволяют проводить только выборочную проверку знаний. При осуществлении тестового контроля проверяющим, не требуется наличия специальных предметных знаний, что значительно упрощает организацию процедуры. Однако простота и технологичность использования тестовых процедур сочетается со значительными интеллектуальными и материальными затратами, необходимыми для его разработки.
В настоящее время преподаватели, руководители образовательных учреждений начинают достаточно широко применять тестовую форму контроля знаний, используя при этом либо опубликованные в педагогических изданиях тесты, либо тесты собственной разработки. Отмечая эту тенденцию, как безусловно положительную, следует отметить, что, как правило, при этом используются так называемые неформальные педагогические тесты, которые не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к инструментальным диагностическим средствам педагогического контроля. Управленцы всех уровней не располагают стандартизованными инструментальными средствами педагогического контроля. Учебные заведения (методисты) самостоятельно разрабатывают мониторинговый инструментарий, содержание и структура которого определяются спецификой изучаемого объекта, особенностями форм и методов диагностики. Качество диагностических средств не подвергается серьезной проверке, что делает проблематичным принятие обоснованных управленческих решений по результатам контроля.
Вероятно, пришло время органам управления образованием серьезно заняться вопросом разработки региональной системы измерителей учебных достижений.
Система измерителей учебных достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта. В качестве таких измерительных средств, предлагается использовать критериально-ориентированные тесты.
Создание измерительных стандартов и их внедрение в систему образования не может основываться исключительно на теоретическом обосновании минимальной достаточности знаний. Требуется постоянная работа по созданию, усовершенствованию измерительных средств, по уточнению статистических критериев оценки качества учебной подготовки. Нужно не допустить возможных разрушительных последствий использования нормативных требований, не прошедших серьезной эмпирической проверки, построенных исключительно на априорных соображениях педагогов.
При выполнении указанных выше требований стандартизация региональной системы измерителей учебных достижений станет определяющим фактором развития системы образования региона, массовое применение образовательных стандартов и тестовых технологий позволит не на словах, а на деле гуманизировать образование, создать условия для реализации творческого потенциала учащихся и преподавателей.
Оценка высших достижений является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам, поэтому вопрос о введении высших достижений должен решаться осторожно и индивидуально. Рассмотрим принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А.Цукерман:
1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания), особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Не выбираются те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).
2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться.
Уже в 1 классе ребенок должен уметь видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.
Ребенок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию приучает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения различные у всех. При этом выполнение “обязательного минимума” обеспечивается, но не является основной задачей в обучении.
4.Содержательное (само)- оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
На первых этапах обучения контрольные действия производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребенка. Несовпадение этих оценок создает условия для постановки специальной задачи для учащихся – контроля своих действий. Кроме этого необходимо постепенно вводить особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.
При таком подходе отношение уровня притязаний и уровня достижений становится специальным предметом учителя.
6. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.
При обучении необходимо
вводить средства, позволяющие самому
ребенку и родителям
7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.
Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.
8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система.
Данный принцип
оценивания связан, прежде всего, с
освоением западной технологии “учебное
портфолио”. При такой системе накапливаются
не отметки за работы учащихся, а содержательная
информация о них и даже сами работы в
рамках определенных информативных технологий.
[5]
Глава 2. Разработка тестовых заданий по теме «Семейная экономика».
2.1. Итоговое повторение и обобщение знаний по теме «Семейная экономика».
Цель: расширить содержание и объем понятий «семейная экономика».
Оборудование: карточки с тестами, рабочие тетради.
Тема урока: «Семейная экономика».
Слово
«экономика» произошло от древнегреческого,
что переводится как «искусство ведения
домашнего хозяйства». Дело в том, что
первоначально экономика была делом семейным,
регулирующим доходы и расходы отдельной
семьи. В дальнейшем данный термин стали
использовать для обозначения более широкой
сферы деятельности.
Бюджет
— важная слагающая благополучия в семейной
жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи,
определяет возможность тех или иных трат.
Как уже говорилось ранее, семейный бюджет
предусматривает наличие определенных
доходов и расходов. Семейная экономика
предусматривает грамотное соотношение
доходов и расходов. [6]