Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Содержание

Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности
1.1 Понятие игровой деятельности
1.2 История возникновения игры
1.3 Виды и классификации игр
1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников
Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

     В старших группах для обучения средствам выразительности речи используются более сложные упражнения.

     Следует подчеркнуть, что во всех этих упражнениях  важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективными оказались упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям. Выполнение таких упражнений заставляет детей осознать основные эмоциональные состояния человека (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способы их вербального и невербального выражения.

     При выполнении детьми подобных заданий  воспитатель должен быть предельно  тактичен. Фиксация эмоциональных выражений  должна проходить естественно, при  максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

     Можно предложить детям разыграть маленькие  сценки, в которых особенности  ситуации можно изобразить мимикой. Например, изобразить, как испугалась Красная шапочка, узнав волка (Ш.Перро «Красная шапочка», или как рассердился Мойдодыр, увидев грязнулю (К.И.Чуковский «Мойдодыр»). Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей или пар. При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему?

     Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать  условия для того, чтобы как  можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. [8:308]

     Разумная  организация театрализованной игры детей помогает педагогам выбрать наилучшие направления, формы и методы. Занятия в режиме дня, беседы, рассматривание картинок и иллюстраций. Решение проблемных ситуаций. Обсуждение и проигрывание ситуаций, домашние задания, использование музыкальных произведений, праздники, индивидуальная работа.

     Театрализованные  игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, включены в занятия. Желательно, чтобы все виды театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

       Таким образом, комплексный подход  к организации театрализованной  деятельности обуславливает ее  эффективность в развитии творческого  воображения у детей. 

     В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т.д. Необходимо периодически обновлять материал, ориентированный на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различным материалом при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям — в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материал, ткань, костюмы для ряжения.

     Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный  залы, гримерная, комната сказок и т.д.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей.

     Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • игры-драматизации;
  • подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности» исполнения (вербальной и невербальной).

       Учитывая результаты проделанной работы, мы составили следующие рекомендации воспитателям и узким специалистам ДОУ:

     - создавать условия для развития  творческой активности детей  в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

     - приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);

     - обеспечивать взаимосвязь театрализованной  деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

     - создавать условия для совместной  театрализованной деятельности  детей и взрослых (спектакли с  участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.). 
 

         Методические рекомендации к организации театральных занятий:

     Во  время занятий необходимо:

     - внимательно выслушивать ответы  и предложения детей;

     - если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

     - при знакомстве детей с героями  произведений выделять время  на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

     - спросить, у кого получилось похоже  и почему, а не у кого лучше;

     - в заключении различными способами  вызывать у детей радость.

     Таким образом, всестороннее развитие старших  дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии: систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе; учета возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности. 

     Вывод по 2 главе:

     Рассмотрев  вторую главу можно сделать вывод, развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Детям доступно понимание чувств других людей, они умеют сопереживать, сострадать, сочувствовать. В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться такие особенности памяти, как произвольная. Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Развивается самостоятельность, творчество.

     Старшие дошкольники проявляют большой  интерес к театральному искусству, это является предпосылкой развития творческих возможностей ребенка.

     Театрализованная  деятельность направлена на раскрепощение ребенка, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

     Всестороннее  развитие старших дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии: систематического использования  театрализованных игр в образовательном  процессе; учета возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

                                                  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     На  основе поставленных нами задач, мы пришли выводу, что игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.

     В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и  усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и  нравственное развитие личности.

     У детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки.

     Игра  явление историческое, она представляет собой особую деятельность, которая  расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

     Игра  возникает в ходе исторического  развития общества в результате изменения  места ребенка в системе общественных отношений.

     При изучении классификаций игр мы остановились на классификации игр по Н.К Крупской, где детские игры она делит  на творческие игры и игры с правилами.

     К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет  свою выдумку, инициативу, самостоятельность. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материал, используемого  в играх, творческие игры делятся  на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

     Игры  с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или  научной педагогикой для решения  определенных задач обучения и воспитания детей. В зависимости от характера  обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры.

     Основными видами игр в дошкольном возрасте являются: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, игры со строительным материалом, подвижные, дидактические.

     Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

     Театрально-игровая  деятельность – одна из самых демократичных, доступных для детей видов  деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

     Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Детям доступно понимание чувств других людей, они умеют сопереживать, сострадать, сочувствовать. В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться такие особенности памяти, как произвольная. Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Развивается самостоятельность, творчество.

     Старшие дошкольники проявляют большой  интерес к театральному искусству, это является предпосылкой развития творческих возможностей ребенка.

     Театрализованная  деятельность направлена на раскрепощение  ребенка, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

     Всестороннее  развитие старших дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии: систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе; учета возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Список  литературы 

  
  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн для учителя. М.:Просвещение, 1987.-144 c
  4. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966
  5. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.
  6. Газман О.С Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Книга для учителей. –М.: Просвещение, 1991.- 96 с
  7. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.
  8. Козлова С.А, Куликова Т.А: Учеб. Пособие для студ. Сред.пед. учеб. Заведений. 3-е изд., исправ. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с
  9. Крупская Н.К. Пед. сочинения, Т VI.М.,1959, 352 с
  10. Коменский Я.А. Избранные произведения. Информаторизм материнской школы. Т 2, Братислава, Словацкое педагогическое издательство, 1957
  11. Лесгафт П.Ф. Избранные пед. соч.2 т.- М.: изд. Академии пед. Наук. РСФСР., 1951. 420 с
  12. Макаренко А.С. Сочинения. Т 4. АПН РСФСР, 1951
  13. Мухина В.С Детская психология.: Учебник для студентов пед. Инс. Под ред. А.Р Венгера. – 2-е изд., перераб. И доп. –М.: Просвещение, 1985 -272 с
  14. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
  15. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры» // методические пособия
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии- 2-е изд.- М.:Учпедгиз, 1946
  17. Справочник дошкольного психолога/Г.А Широкова. Изд. 6-е. –Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 382 с
  18. Ушинский К.Д. Изб. Соч. Т.1. – М., 1953
  19. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972.
  20. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
  21. Штерн В. Психология раннего развития, 1935 - 324 с.

Информация о работе Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте