Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 07:22, курсовая работа
Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности
1.1 Понятие игровой деятельности
1.2 История возникновения игры
1.3 Виды и классификации игр
1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников
Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы
В старших группах для обучения средствам выразительности речи используются более сложные упражнения.
Следует подчеркнуть, что во всех этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективными оказались упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям. Выполнение таких упражнений заставляет детей осознать основные эмоциональные состояния человека (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способы их вербального и невербального выражения.
При выполнении детьми подобных заданий воспитатель должен быть предельно тактичен. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации можно изобразить мимикой. Например, изобразить, как испугалась Красная шапочка, узнав волка (Ш.Перро «Красная шапочка», или как рассердился Мойдодыр, увидев грязнулю (К.И.Чуковский «Мойдодыр»). Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей или пар. При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему?
Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. [8:308]
Разумная организация театрализованной игры детей помогает педагогам выбрать наилучшие направления, формы и методы. Занятия в режиме дня, беседы, рассматривание картинок и иллюстраций. Решение проблемных ситуаций. Обсуждение и проигрывание ситуаций, домашние задания, использование музыкальных произведений, праздники, индивидуальная работа.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, включены в занятия. Желательно, чтобы все виды театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, комплексный
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т.д. Необходимо периодически обновлять материал, ориентированный на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различным материалом при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям — в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материал, ткань, костюмы для ряжения.
Раскрытию
творческих способностей детей способствуют
и специальные
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Учитывая результаты проделанной работы, мы составили следующие рекомендации воспитателям и узким специалистам ДОУ:
-
создавать условия для
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);
-
обеспечивать взаимосвязь
-
создавать условия для
Методические рекомендации к организации театральных занятий:
Во время занятий необходимо:
-
внимательно выслушивать
- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
-
при знакомстве детей с
- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
-
в заключении различными
Таким
образом, всестороннее развитие старших
дошкольников средствами театрализованной
игры будет эффективно при условии:
систематического использования театрализованных
игр в образовательном процессе;
учета возрастных и психологических особенностей
детей старшего дошкольного возраста;
создания комфортных психолого-педагогических
условий, для становления гармонично-развитой
подрастающей личности.
Вывод по 2 главе:
Рассмотрев вторую главу можно сделать вывод, развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Детям доступно понимание чувств других людей, они умеют сопереживать, сострадать, сочувствовать. В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться такие особенности памяти, как произвольная. Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Развивается самостоятельность, творчество.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театральному искусству, это является предпосылкой развития творческих возможностей ребенка.
Театрализованная деятельность направлена на раскрепощение ребенка, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Всестороннее развитие старших дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии: систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе; учета возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Заключение
На основе поставленных нами задач, мы пришли выводу, что игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.
В
игре воспроизводятся нормы
У детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки.
Игра явление историческое, она представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
Игра
возникает в ходе исторического
развития общества в результате изменения
места ребенка в системе
При изучении классификаций игр мы остановились на классификации игр по Н.К Крупской, где детские игры она делит на творческие игры и игры с правилами.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материал, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Игры
с правилами – особая группа игр,
специально созданных народной или
научной педагогикой для
Основными видами игр в дошкольном возрасте являются: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, игры со строительным материалом, подвижные, дидактические.
Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.
Театрально-игровая деятельность – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Детям доступно понимание чувств других людей, они умеют сопереживать, сострадать, сочувствовать. В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться такие особенности памяти, как произвольная. Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Развивается самостоятельность, творчество.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театральному искусству, это является предпосылкой развития творческих возможностей ребенка.
Театрализованная деятельность направлена на раскрепощение ребенка, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Всестороннее
развитие старших дошкольников средствами
театрализованной игры будет эффективно
при условии: систематического использования
театрализованных игр в образовательном
процессе; учета возрастных и психологических
особенностей детей старшего дошкольного
возраста; создания комфортных психолого-педагогических
условий, для становления гармонично-развитой
подрастающей личности.
Информация о работе Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте