Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Содержание

Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности
1.1 Понятие игровой деятельности
1.2 История возникновения игры
1.3 Виды и классификации игр
1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников
Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

     В театрализованных играх развиваются  различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки. Причем тем выше, чем способнее педагог, потому что в деятельности, которая у него хорошо получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей, развить их таланты.

     Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Позже это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.

     Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром  прекрасного, но и пробуждают в них  способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а  главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

     В процессе создания театрального действа  дети учатся в художественной форме  выражать чувства и мысли и, тем  самым, раскрепощают свою личность. Используя  весь богатейший арсенал театральных  средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

     Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать  художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

     Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

     Таким образом, театрализованная деятельность направлена на раскрепощение ребенка, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. 
 
 
 
 
 

2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 

     Каждый  воспитатель должен научить ребенка  театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес  к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

       В дальнейшем важно стимулировать  желание детей включаться в  спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.  Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

     Нужно понимать, что приступать сразу к  театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.

     В работе студии по театрализованной деятельности можно приобщать родителей.

     Это важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму в ДОУ, которому присущи зарегламентированность, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общение друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний умения и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет вступать в контакты с детьми из других групп с разными взрослыми. [2:36]

     Расширение  круга общения помогает создать  полноценную среду развития каждому ребенку, найти свое особое место, стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого  взаимообогащения всех: взрослые и дети вступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия

     Участвуя  в спектакле или в концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и принужденно, задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважения к личности маленького человека, забота о нем доверительные отношения между взрослыми и детьми.

     Руководство воспитателя заключается  в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет  которых детям нетрудно усвоить  и превратить в игру-драматизацию.

     Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

     Вначале воспитатель самостоятельно показывает игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных  играх активность ребят увеличивается  по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, педагог может непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряет точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключает по возможности детей к игре. Дети должны активно принимать участие в диалоге с взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры.

     Можно провести  небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу  же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи, как  говорили, действовали за них. Самое  время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключить всех детей, устроить соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты. [3:25]

     Только  после такой тщательной подготовки педагог может приступить к совместным инсценировкам.

     Выбор постановки во многом определяется возрастом детей. Чем они младше, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумать старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свои собственные истории. Особенно, если заранее придумать и смастерить оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой театра чей-то группы.

     В старших группах перед игрой  нужно проводить беседу по содержанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связанна с появление нового персонажа. Всякий смысловой отрезок дети фиксируют с помощью фишки. Затем можно разделить полоску бумаги на столько частей, сколько отложено фишек. И схематично изобразить содержание каждого отрезка: получится пиктограмма. Перед театрализованной игрой дети по пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода. Например, эпизод появления лисы. Предлагается, представит и рассказать. Чем в это время были заняты мышка. Лягушка. Заяц. Еж, как подошла лиса к дому и т.д. Вопросы педагога помогают детям понять изменения, произошедшие в поведении и настроении обитателей теремка с появлением лисы. Внимание детей заостряется на том. Что делали персонажи, как делали, почему так делали.

     Когда сценарий театра подобран, воспитатель  подумывает, какой вид театра подойдет детям данного возраста? Традиционно  выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

     Помогая детям усвоить содержание игры, войти  в образ, воспитатель может использовать рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

     Обогащению  детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям  предлагают изобразить отдельные эпизоды  из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен.

     Стремление  к творчеству возрастает, если у  ребенка что-то хорошо, получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

     По  ходу самой игры педагог, замечая  бедность выразительных средств  у кого-то из играющих, напоминает о  чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности («Наташа, вспомни, как Лягушка  в теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

     Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Распределение ролей не представляется сложным. Старшие дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли.

     Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

     Дети  любят возвращаться к воспоминаниям  о театрализованной игре, поэтому  хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений. Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры, поскольку они побуждают детей к комментариям, к интерпретации.

     При обучении детей средствам выразительности  речи рекомендуется использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и другими выразительными средствами и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего воспитатель спрашивает, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми.

Информация о работе Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте