Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Содержание

Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности
1.1 Понятие игровой деятельности
1.2 История возникновения игры
1.3 Виды и классификации игр
1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников
Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

     П.П  Блонский выделяет мнимые, строительные, подражательные, интеллектуальные и  игры-драматизации.

     С.А  Шмаков предлагает все детские игры условно делить на две большие группы: игры с готовыми правилами и «вольные» игры без установленных правил (игры «в кого-то» или «во что-то»). Условность такого деления сразу же оговаривается самим автором, т.к во всех играх присутствует вольное, творческое начало, и во всех играх есть элементарные условия-правила.

     В последние годы проблема классификации  детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая  классификация детских игр, разработанная  С.Л Новоселовой, представлена в  программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка- дошкольника» В основе лежит представление по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого)

     Выделят три класса игр:

     1) игры возникающие по инициативе  ребенка (самостоятельные игры: игра- экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)

     2)игры  возникающие по инициативе взрослого,  которые внедряет их с образовательной  и воспитательной целями (игры  обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальныные, театрально-постановочные)

     3) игры, идущие от исторически сложившихся  традиций этноса, которые могут  возникать по инициативе как  взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр. Относящихся к обучающим и досуговым).

     В работах Крупской Н.К детские  игры делятся на две группы по тому же принципу, что у П.Ф Лесгафта, называются немного иначе: игры придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвала творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр.[9:203]

     Другую  группу игр в этой классификации  составляют игры с правилами. Как  и любая классификация, данная классификация  детских игр носит условный характер.

     К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет  свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материал, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

     Игры  с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или  научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержание, сфиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.

     В зависимости от характера обучающей  задачи игры с правилами делятся  на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.

     Дидактические игры – это разновидность игр  с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

     Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др), по дидактическому материалу (игры с предметами, настольно-печатные, словесные).

     Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания. Они всегда требуют от играющего активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели.

     Содержанием игр со строительным материалом  является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.

     Игры  со строительным материалом связаны  с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).

     Наличие игрового замысла, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности – все это определяет творческий характер игр со строительным материалом.

     Режиссерские  игры являются разновидностью творческих игр. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.

     Само  название режиссерской игры указывает  на ее сходство с деятельностью режиссера  спектакля, фильма. Ребенок сам создает  сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-то тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Что считает наиболее значимым для себя.

     В ролевых режиссерских играх ребенок  использует речевые выразительные  средства для создания образа каждого  персонажа: меняются интонация, громкость, тепм, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.

     В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая.

     У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

     В старшем дошкольном возрасте возникают  совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны – 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают и мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли. Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер.

     Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

     Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п.

     Творческий  характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой  воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

     Сюжетно-ролевая  игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

     Театрализованные  игры - представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры.

     Таким образом, при изучении классификаций игр мы остановились на классификации по Н.К Крупской, где детские игры она делит на творческие игры и игры с правилами.

     К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет  свою выдумку, инициативу, самостоятельность. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материал, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

     Игры  с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или  научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры.

     Основными видами игр в дошкольном возрасте являются: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, игры со строительным материалом, подвижные, дидактические 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников 

     В дошкольном возрасте наряду с игрой  складываются такие виды деятельности, как художественно-речевая и театрализовано-игровая, которые считаются видами художественной деятельности и имеют большие возможности для развития воображения. Театрализованные игры сочетают в себе  элементы ролевой и театрального искусства. Исследователи, изучавшие театрально-игровую деятельность дошкольников, сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития психических функций – внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоциональной отзывчивости ( Л.С Выготский,Б.М Теплов и др).

     Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

     В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С.Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л.Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация», В.Н.Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия».

     Большинство исследователей приходят к выводу о  том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.) В ряде исследований даются различные классификации театрализованных игр.

     И.Г.Вечканова  понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.). [5:97]

     Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, где игра ребенка  рассматривается как «мимическое  искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «артистическая стилизация», «искусство ребенка», «генетическая основа механизма актерского творчества», «форма примитивного драматического искусства» (Л.П.Бочкарева, В.Н.Всеволодский-Гернгросс, Л.С.Выготский).

     Театрализованная  игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами Исследователи (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

     Вместе  с тем театрализованная игра сохраняет  все структурные компоненты сюжетно-ролевой  игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

     В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».

     Характерными  особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества [20:34]

     В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания  определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется  в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Информация о работе Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте