Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 07:22, курсовая работа
Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности
1.1 Понятие игровой деятельности
1.2 История возникновения игры
1.3 Виды и классификации игр
1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников
Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы
Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Это так, если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, тогда термин “творчество” действительно неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.
Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
О творческом характере
Таким образом, игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.
В
игре воспроизводятся нормы человеческой
жизни и деятельности, подчинение которым
обеспечивает познание и усвоение предметной
и социальной действительности, интеллектуальное,
эмоциональное и нравственное развитие
личности. У детей дошкольного возраста
игровая деятельность является ведущим
видом деятельности, который формирует
знания, умения и навыки.
1.2
История возникновения
игры
Игра
– великое изобретение
Детство
существовало не всегда. О возникновении
детства можно говорить лишь тогда,
когда исчезает возможность непосредственного
включения детей в
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
«Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии. Понятие «игра» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи. В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе.
По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.
Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития. В начале 20 века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра- это дитя труда», выступил немецкий психолог В. Вундт, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса»(1912) .
Г.В Плеханов изучал проблему происхождения искусства в человеческом обществе. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе с разными видами искусства. Таким образом, Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По мнению Г.В Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и т.п. Труд, охота, война с соседним племенем – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры.
Д.Б Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых.
Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и т.д. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях ( лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.
Наконец,
с возникновения различных
Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.
Первые
игровые формы возникли еще в
слаборазвитых общинных формациях.
Они могли выступать как
С
развитием общества со сменной формации
(от первобытной общиной к
Игра становиться важнейшей частью досуга народа. В них появляются ловкость, смекалка, юмор участников.
Выдающий ученый Е.А Покровский отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древних времен занимали видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации.
В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Большинство из этих игр сейчас позабыты, но некоторые, дети играют и по сей день.[22: 45]
Таким образом, игра явление историческое, она представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
Игра
возникает в ходе исторического
развития общества в результате изменения
места ребенка в системе
1.3
Виды и классификация
игр
Детское игры – явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленно изучения природы игры, особенностей каждого ее вида. А также для того, чтобы определит, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
Немецкий психолог К. Гросс характеризует виды игр по их педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов(семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.)
В
отечественной дошкольной педагогике
сложилась классификация
П.Ф.
Лесгафт считал, что дошкольный возраст
– период имитации новых впечатлений
и их осознания посредством
Авторы Газман О.С и Харитонова Н.Е в книге «В школу- с игрой» среди многообразия игр, которые используют в работе детьми, различают: сюжетно-ролевые игры, игру-труд, дидактические и подвижные игры, игры-забавы и развлечения, комплексные игровые праздники.
Одним из первых попыток провести определенную систематизацию детских игр принадлежит Ф.Фребелю. Согласно одному варианту его классификации, все игры детей следует делить:
-
на игры-подражания
- на игры-применение того. Что было усвоено в школе
-на всевозможные продукты творческой и изобразительной деятельности.
В.
Штерн делит игры на одиночные
и социальные. В ходе одиночных
игр ребенок устанавливает
Информация о работе Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте