Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Содержание

Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности
1.1 Понятие игровой деятельности
1.2 История возникновения игры
1.3 Виды и классификации игр
1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников
Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

     Некоторые психологи считают, что детские  игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Это так, если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, тогда термин “творчество” действительно неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.

     Л.С.Выготский  заметил у детей дошкольного  возраста появление замысла, что  означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.

     Творческий  характер игры подтверждается тем, что  ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

       О творческом характере детской  игры говорят многие деятели  искусства. К.С.Станиславский советовал  актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л.Рошаль писал: “Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако никогда не теряет своего реального “я”. Скача на лошади – стуле, ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору, - гора. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией”.

     Таким образом, игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.

     В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки. 

          
 
 
 

1.2 История возникновения игры 

     Игра  – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры? [4:24].

     Детство существовало не всегда. О возникновении  детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного  включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.

     Игра  не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно  при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

     «Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии. Понятие «игра» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи. В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе.

     По  свидетельству Платона, еще жрецы  Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

     Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития. В начале 20 века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра- это дитя труда», выступил немецкий психолог В. Вундт, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса»(1912) .

     Г.В  Плеханов изучал проблему происхождения  искусства в человеческом обществе. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе с разными видами искусства. Таким образом, Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По мнению Г.В Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и т.п. Труд, охота, война с соседним племенем – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры.

     Д.Б  Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой  игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых.

     Усложнение  орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и т.д. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях ( лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.

     Наконец, с возникновения различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни не возможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведения, взаимоотношение взрослых. Следовательно. ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов. А в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе.

     Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.

     Первые  игровые формы возникли еще в  слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения. коолективообразования, передачи информации. При этом они наделялись магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.

     С развитием общества со сменной формации (от первобытной общиной к рабовладельческой  и феодальной) ритуалы и обряды перерастают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры-театрализованные представления и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.

     Игра  становиться важнейшей частью досуга народа. В них появляются ловкость, смекалка, юмор участников.

     Выдающий  ученый Е.А Покровский отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древних времен занимали видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации.

     В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Большинство из этих игр сейчас  позабыты, но некоторые, дети играют и по сей день.[22: 45]

     Таким образом, игра явление историческое, она представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские  годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

     Игра  возникает в ходе исторического  развития общества в результате изменения  места ребенка в системе общественных отношений. 

                 
 
 
 

1.3 Виды и классификация игр 

     Детское игры – явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленно изучения природы игры, особенностей каждого ее вида. А также для того, чтобы определит, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

     Немецкий  психолог К. Гросс характеризует виды игр по их педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов(семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.)

     В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских  игр, базирующаяся на степени самостоятельности  т творчества детей в игре. Первоначально  к классификации детских игр  по такому принципу подошел П.Ф Лесгафт, позже его идея получила развитее в работах Н.К Крупской.

     П.Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст  – период имитации новых впечатлений  и их осознания посредством умственного  труда. О разделил детские игры на две группы: имитационные-подражательные) и подвижные ( игры с правилами).[11:112]

     Авторы  Газман О.С и Харитонова Н.Е в  книге «В школу- с игрой» среди многообразия игр, которые используют в работе детьми, различают: сюжетно-ролевые игры, игру-труд, дидактические и подвижные игры, игры-забавы и развлечения, комплексные игровые праздники.

     Одним из первых попыток провести определенную систематизацию детских игр принадлежит  Ф.Фребелю. Согласно одному варианту его  классификации, все игры детей следует  делить:

     - на игры-подражания действительной  жизни

     - на игры-применение того. Что было усвоено в школе

     -на  всевозможные продукты творческой и изобразительной деятельности.

     В. Штерн делит игры на одиночные  и социальные. В ходе одиночных  игр ребенок устанавливает господство над собственным телом и над  вещами, а также разыгрывает роли, которые позволяют уточнить представления о собственном «я» и его возможных превращениях.[21:127]

Информация о работе Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте