Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 07:22, курсовая работа
Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности
1.1 Понятие игровой деятельности
1.2 История возникновения игры
1.3 Виды и классификации игр
1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников
Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы
Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).
Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М.Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили). В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр.
Театрализованные игры - представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры.
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившим образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. [19: 87]
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные).
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Театрализованные игры или игры-драматизации являются разновидностью творческой игры. Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2 — 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны, и потому несут в себе большой положительный заряд.
Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: игры-драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.
Виды драматизации:
-
игры-имитации образов
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
-
постановки спектаклей по
-
игры-импровизации с
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
Разнообразны виды театрализованных игр.
Н.А.Реуцкая
разделила театрализованные игры в
зависимости от художественного оформления
на театрализованые игры, игры с настольным
театром, фланелеграф, теневой театр, театр
Петрушки, игры с марионетками (см.
схема 1).
схема 1
Театрализованные игры |
Игра - драматизация | Игра с настольным театром |
Фланелеграф | Плоскостные фигурки | Объемные фигурки |
Игра с марионетками |
Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах.
Тем
не менее, в отличие от сюжетно-ролевых,
театрализованные игры развиваются
по заранее подготовленному
Таким образом, театрально-игровая деятельность – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Важное
значение в возникновении у детей театрализованной
игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность
театрализованной игры состоит в том,
что со временем дети уже не удовлетворяются
в своих играх только изображением деятельности
взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными
литературными произведениями (на героическую,
трудовую, историческую тематику). Детей
больше увлекает сам сюжет, его правдивое
изображение, чем выразительность исполняемых
ролей. Именно сюжетно-ролевая игра является
своеобразным плацдармом, на котором получает
своё дальнейшее развитие театрализованная
игра.
Вывод по 1 главе:
В процессе работы рассмотрения первой главы, на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.
В
игре воспроизводятся нормы
У детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки.
Игра явление историческое, она представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.
При изучении классификаций игр мы остановились на классификации по Н.К Крупской, где детские игры она делит на творческие игры и игры с правилами.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материал, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры.
Основными видами игр в дошкольном возрасте являются: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, игры со строительным материалом, подвижные, дидактические.
Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.
Театрально-игровая
деятельность – одна из самых демократичных,
доступных для детей видов
деятельности, она позволяет решать
актуальные проблемы педагогики и психологии,
связанные с художественным и
нравственным воспитанием, развитием
коммуникативных качеств личности,
развитием памяти, воображением, мышлением,
фантазии, инициативности и т.д.
Информация о работе Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте