Сущность и функции контроля знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Контроль знаний — важнейшее звено обучения, непременное условие совершенствования учебного процесса. Систематический контроль воспитывает у учеников чувство ответственного отношения к учебе, повышает достоверность информации об усвоении изучаемого материала, расширяет возможности управления учебным процессом: на основе полученных сведений учитель может своевременно внести изменения в содержание и методы работы, дифференцировать и индивидуализировать обучение.

Содержание

1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

2. Функции контроля знаний учащихся в учебном процессе.

3. Основные виды, методы и формы контроля знаний.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Итак, устный контроль имеет свои преимущества и недостатки. Так, к преимуществам  можно отнести оптимальную частоту и всесторонность проверки знаний. Если учитель задает вопрос, ученик  должен на него ответить, выявить свои знания. Выявление знаний, их измерение и оценка происходят при этом одновременно. Используя устный контроль, учитель может проследить за логикой изложения материала, выявить индивидуальные особенности учеников. Однако устный контроль не лишен и существенных недостатков. Ответ воспринимается на слух и только один раз, следовательно, не исключена возможность пропуска  части ответа или ошибок, допущенных учеником. Весь цикл контроля занимает много времени, велико влияние субъективных факторов при оценке знаний. При устном опросе нельзя гарантировать включение в работу всех учащихся.

     Письменный  контроль осуществляется с помощью  проверочных работ различной длительности. В зависимости от содержания письменные контрольные работы могут быть кратковременными (от10 до 20 минут) и длительными (от одного урока до двух).

     Содержание  работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся, целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше «3», за вариант Б — не выше «4», а за вариант В — «5». При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля требует серьезной подготовки.

     Наибольшее  распространение в практике получил  один из видов кратковременной проверочной работы — самостоятельная работа.

     Самостоятельная работа — небольшая по времени  письменная проверка знаний, умений, навыков школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умений и навыков, то она не оценивается отметкой. В этом случае учитель дает аргументированный анализ работы учащегося, который он проводит совместно с учениками.

     Целесообразно проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Этот способ проверки знаний, умений, навыков по отдельным  существенным вопросам курса, позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников.

     Кратковременные письменные контрольные работы оперативно устанавливают уровень усвоения материала учениками, не нарушают плана изучения нового материала, не требуют специальной подготовки учащихся и приучают их к систематической работе, дают возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и, следовательно, предупреждать неуспеваемость, позволяют вести индивидуально-тематичекий учет знаний и осуществлять дифференциацию в обучении.

     Самостоятельные работы оказывают воспитательное воздействие. Слабому ученику гораздо легче получить удовлетворительную оценку за кратковременную контрольную работу, чем за обобщающую. Он начинает работать с интересом, появляется уверенность в своих знаниях, а, следовательно, создаются предпосылки для борьбы за его успеваемость.

     Контрольная работа — используется при фронтальном  текущем и  итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме.

     Контрольная работа — одна из форм проверки и оценки усвоения знаний, получении информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

     После изучения того или иного раздела программы учителю целесообразно предложить учащимся комбинированную письменную контрольную работу обобщающего характера на один, а иногда и на два урока. Такие работы дают возможность проверить знания по ряду тем, наличие связи вновь приобретенных знаний с ранее полученными.

     Такая работа требует предварительной  подготовки учащихся. О предстоящей контрольной работе учащиеся предупреждаются заранее. Им сообщается день проведения, тема и даются соответствующие задания и упражнения. Перед контрольной работой полезно провести самостоятельную работу, предложив учащимся более сложные упражнения. По итогам самостоятельной работы учитель может судить о степени подготовленности класса и, в случае необходимости, провести дополнительное занятие.

     Спорным является вопрос о количестве вариантов контрольной работы. Некоторые учителя высказываются за большое количество вариантов (от четырех до числа учащихся в классе) и исходят из того, что это предупреждает списывание. Однако при большом количестве вариантов не легко подбирать задания одинаковой трудности, сложнее проверка работ и анализ ошибок. К тому же многовариантность не устраняет возможность списывания, так как ученик, выполнивший свое задание, в оставшееся время может решить вариант, предложенный товарищу.

     Часто сильные учащиеся получают более сложную индивидуальную контрольную работу. С одной стороны, здесь осуществляется дифференцированный подход, и у сильного ученика появляется стимул к работе. С другой стороны, это ставит его в неравное положение с остальными, и учителю приходится оценивать различные уровни знаний. Кроме того, у сильного ученика может возникнуть суждение о неполноценности задания для других, о необъективности учителя, поэтому к индивидуальным заданиям следует подходить очень осмотрительно.

     Письменный контроль экономичен во времени. При выявлении знаний позволяет проверить все уровни усвоения учебного. Сравнивая контрольные работы одного и того же ученика, можно судить о его подготовке в течение определенного промежутка времени. Используя письменный контроль, можно унифицировать измерение знаний и их оценивание. Однако на измерение и оценивание уходит много времени. Кроме того, ограничена возможность задать дополнительные вопросы, если ученик столкнулся с трудностями при выполнении задания.

     Итак, методическая система располагает большим разнообразием видов, форм и методов контроля знаний, позволяющим эффективно управлять учебным процессом. Выбор методов и форм зависит от этапа усвоения материала и степени овладения учащимися умениями и навыками. Ни одна из форм контроля не может стать единственной, полностью заменить все остальные, так как они различаются по целям, каждая, наряду с достоинствами имеет и существенные недостатки. Поэтому поиск новых, более эффективных и рациональных методов и форм контроля продолжается.

     Заключение

     Анализ  психолого-педагогической и специальной методической литературы показал, что контроль является неотъемлемой частью обучения. Применение эффективных методов контроля необходимо при изучении любой темы и на любом этапе усвоения знаний. Систематический, правильно поставленный контроль и своевременное внесение соответствующих корректив в контролирующий процесс — одно из важнейших условий эффективного управления учебным процессом, от которого зависит качество результатов обучения. Контроль несет не только функцию обратной связи, но и влияет на мотивацию обучения, стимулирует ученика, заставляет его работать в дальнейшем более внимательно выступает одним из важнейших условий формирования самоконтроля.

     Было  выявлено, что эффективность контроля в большой степени зависит от его форм и методов. Таким образом, полноценная контролирующая деятельность (как со стороны учителя, так и со стороны учащихся) служит основой обучения и позволяет добиться высокой эффективности учебного процесса.

 

     

      Список литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980
  2. Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 1989 №5.
  3. Бельтюкова Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьников по математике // Нач. шк. — 1990. — № 8
  4. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе // Нач. шк. — 1999. — № 8.
  5. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А.Онищука. — Киев: Рад. шк., 1987.
  6. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н.Скаткина, В.В.Краевского. — М.: Педагогика., 1978.
  7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технолоий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.
  8. Кривошапова Р.Ф., Силютина О.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе // Сов. пед. — 1980. — № 11.
  9. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль — важные условия формирования вычислительных навыков // Нач. шк. — 1986. — № 2
  10. Леонтьева М.Р. контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Нач. шк. — 1999. — № 8.
  11. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Российское народное агенство, 1996.
  12. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А.Каирова, Ф.Н.Петрова. — М.: Советская энциклопедия, 1986. Т.4.
  13. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.И.Коджаспировой, А.Ю.Коджаспирова — М.: Академия, 2001.
  14. Перовский Е.Н. Проверка знаний учащихся. — М.: Академия пед. наук, 1960.
  15. Питишкина – Потанич Е.А. Контроль знаний учащихся // Нар. обр. — 1985. — № 3.
  16. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВАДОС, 1999. — Кн. 1.
  17. Рос. пед. энциклопедия / Глав. ред. В.В.Давыдов. — М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. — Т. 1.
  18. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений. — 3-е изд. М.: Академия, 1999.

Информация о работе Сущность и функции контроля знаний