Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:49, курсовая работа
Контроль знаний — важнейшее звено обучения, непременное условие совершенствования учебного процесса. Систематический контроль воспитывает у учеников чувство ответственного отношения к учебе, повышает достоверность информации об усвоении изучаемого материала, расширяет возможности управления учебным процессом: на основе полученных сведений учитель может своевременно внести изменения в содержание и методы работы, дифференцировать и индивидуализировать обучение.
1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия.
2. Функции контроля знаний учащихся в учебном процессе.
3. Основные виды, методы и формы контроля знаний.
Далее, говоря о контроле, преимущественно, будем иметь в виду внешний контроль.
Контроль имеет несколько целей: установление полноты и характера выполнения учащимися заданий учителя; установление соответствия достигнутого учащимися уровня овладения изучаемыми понятиями принятым нормам или образцам, выявление пробелов и недостатков в их знаниях и умениях; научение учащихся приемам и методам взаимоконтроля и самоконтроля, формирования у них потребности и привычки к самоконтролю.
Всякий контроль предполагает сравнение, сопоставление выполняемой деятельности с какими-то образцами или представлениями о ней. В зависимости от того, что берется за образец, возможны следующие виды контроля:
Дидактика знает следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий контроль — систематическая проверка знаний на каждом уроке. Периодический - осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. Итоговый - проводится накануне перехода в следующий класс или ступень обучения.
Имеет
место и следующая
Очевидно, что контролировать умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение, поэтому выделяют пять звеньев контроля: предварительный (дает возможность определить степень владения учащимися важнейшими элементами курса предшествующего периода обучения); текущий (обеспечивает возможность диагностирования усвоения отдельных элементов учебной программы); повторный (параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее); периодический (диагностирование качества усвоенных учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса); итоговый контроль (учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса; это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью).
Специальным
видом является комплексный контроль.
С его помощью диагностируется
способность обучаемых
Таким образом, рассмотрев различные градации контроля на виды, можем сделать вывод, что хотя вопрос контроля широко освещен в научно-методической литературе, до сих пор нет единого деления контроля по видам. Часто текущий контроль отождествляется с тематическим, характерные черты одного приписываются другому. Из-за редкого использования, из-за того, что функции предварительного контроля частично может выполнять итоговый, первый вообще нередко отсутствует как вид контроля.
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, — исходного состояния познавательной деятельности и уровнем подготовки учащихся по предмету. В педагогике хорошо известен принцип доступности. Учителю надо не только помнить о нем, а уметь применять этот принцип при формировании вполне определенных видов познавательной деятельности и при организации усвоения конкретных знаний.
Следует подчеркнуть, что при организации процесса усвоения знаний необходимо учитывать исходный уровень познавательной деятельности каждого отдельного учащегося.
При организации научно обоснованного обучения необходимо учитывать целый ряд особенностей. Прежде всего, усвоение любых новых знаний и умений предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности учащихся: наличие тех знаний и действий, на которых строятся новые. При этом важно установить наличие не только предметных знаний и умений, но и логических. Так, в случае формирования понятия об отрезках школьники уже должны владеть понятиями прямая линия, точка и др., а также оперировать понятиями существенные и несущественные признаки, необходимые и достаточные признаки и др. Учащиеся должны также владеть целой системой логических операций.
Трудность для учителя состоит и в том, что пробелы в знаниях у учащихся разные, поэтому адаптация учебной программы к исходному уровню неизбежно требует индивидуализации обучения.
Поэтому так важно, чтобы учитель проконтролировал наличие общеучебных умений и провел необходимую работу по доведению их до необходимого уровня. Если же учитель пренебрегает этим, то уже на начальном этапе обучения часть учащихся начинает отставать, причина этого — не в трудности изучаемых предметов, а в несформированности действий, составляющих умение учиться.
Поэтому так велико значение предварительного контроля. Учитель должен знать уровень знаний учащихся, при необходимости скорректировать их, иначе происходит нарушение классического принципа педагогики — последовательности обучения. Новые знания строятся на непостроенных или недостроенных предыдущих, которые предполагаются новыми.
Текущий (поурочный) контроль обеспечивается в самом ходе познавательного процесса. Это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Так как он сопутствует процессу становления умения и навыка, то целесообразно использовать его на первых этапах обучения. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Его данные применяются для обеспечения ритмичной работы. Они дают учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
Положительные результаты при использовании текущего контроля дает подход, при котором учитель признает право ученика на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий дает. Такой подход, определяющий педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки — отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок, поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю. Текущий контроль стимулирует личную ответственность ученика за подготовку к каждому занятию. Создается постоянно действующий фактор развития духовного богатства личности, ее идейно-нравственных качеств.
Целью текущей проверки является обеспечение оперативной обратной связи, позволяющей регулировать учебный процесс для обеспечения более полного и глубокого усвоения материала учащимися. Распространенными формами такой проверки являются устный индивидуальный и фронтальный опросы, письменные самостоятельные работы и др.
Все формы текущего контроля знаний учащихся носят не только контролирующую функцию, но и способствуют регуляции учебного процессе.
Текущий (тематический) контроль охватывает материал целой серии уроков, а его данные используются для количественного и качественного анализа усвоения темы — основной структурной единицы изучаемой дисциплины. При использовании данного вида контроля ученику целесообразно предоставить дополнительное время для подготовки и обеспечить возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку. При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Тематическую проверку нужно стремиться планировать таким образом, чтобы у каждого ученика было проконтролировано усвоение всех основных элементов программного материала по теме. Тематические проверочные работы охватывают основное содержание курса.
При
составлении текстов
Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год: за 1, 2, 3 учебный четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
Методы
контроля — это способы получения
информации о содержании, характере
и достижениях учебно-
Устный опрос дает хорошую возможность убедиться, насколько полно, последовательно, глубоко и осмысленно усвоил ученик материал, как он работал над материалом, усвоил ли методику исследования явления, о котором ведет речь, вполне ли доказательны его утверждения. Весьма большое значение имеет устный опрос для развития речи учащихся. Ученик ведь должен овладеть и специфическим языком каждой науки, включая сжатый, но емкий и точный язык математики.
Большое распространение получил фронтальный опрос. Обычно прибегают к этой форме тогда, когда не предполагается специально оценить знания учащихся, но необходимо восстановить в их памяти те или иные явления, закономерности, определения. Используя фронтальный опрос, надо совершенно отчетливо представлять себе, с какой конкретной целью он предпринимается. Главным назначением его, по-видимому, является подведение прочного фундамента под усвоение материала, который предстоит изучать учащимися. Отметим, что фронтальная устная работа — один из лучших способов вовлечь в деятельность весь класс, активизировать внимание учащихся, настроить на восприятие нового материала.
Устный контроль не должен занимать много времени. Место и продолжительность его определяется выбором наиболее рациональных методов и средств обучения, сочетанием различных форм устной проверки в конкретной ситуации. Необходимо стремиться к активному участию школьников в контроле, привлекая их к исправлению неточностей и ошибок, дополнению ответов товарищей. Что касается итогового устного контроля, то он должен носить диагностирующий характер.