Сущность и функции контроля знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Контроль знаний — важнейшее звено обучения, непременное условие совершенствования учебного процесса. Систематический контроль воспитывает у учеников чувство ответственного отношения к учебе, повышает достоверность информации об усвоении изучаемого материала, расширяет возможности управления учебным процессом: на основе полученных сведений учитель может своевременно внести изменения в содержание и методы работы, дифференцировать и индивидуализировать обучение.

Содержание

1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

2. Функции контроля знаний учащихся в учебном процессе.

3. Основные виды, методы и формы контроля знаний.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  основные  функции контроля ЗУН  и их роль в учебном процессе.

     Социальная  функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя  возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

     В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете, система контроля становится для учителя инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и других) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказанию необходимой помощи как ученику, так и учителю.

     Ориентирующая функция контроля заключается в  том, что ее результаты дают возможность учителю направлять учащихся на преодоление пробелов и недочетов в их знаниях и дальнейшее продвижение в освоении программного материала. Кроме того, с помощью контроля учитель выявляет ЗУН учащихся,  которые должны быть опорными для понимания нового учебного материала. Такой контроль тоже является ориентирующим для учителя, так как позволяет установить достаточность или недостаточность опорных знаний учащихся, подготовленность к восприятию нового материала. В ходе объяснения, чтобы выделить главное в содержании, учителя непременно задают вопросы учащимся, на которые либо получают ответы, либо дают разъяснения ученикам. Независимо от того, как идет изучение нового учебного материала – в форме беседы, рассказа, самостоятельной работы с различными источниками знаний, - перед учеником ставятся такие вопросы, ответы на которые должны охватить главную цель урока. В этом проявляется ориентирующая функция контроля, так как, с одной стороны, внимание учащихся фиксируется на главном материале, а с другой – учитель информируется об усвоении учениками этого главного на продолжении всего урока.

     Образовательная функция определяет результат сравнения  ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность или несформированность качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); проявляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

     Со  стороны ученика устанавливается,  каковы  конкретные результаты его  учебной  деятельности; что усвоено  прочно, осознанно, а что нуждается  в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

     С помощью контроля на уроке приобретаются, уточняются и закрепляются новые знания и умения. Выполнение проверочных заданий дает ученику новую информацию, способствует совершенствованию ранее полученных знаний и формированию умений рационального учебного труда, умений самостоятельно учиться. При повторении и закреплении с помощью проверки знания и умения уточняются, расширяются и систематизируются.

     При выполнении учащимися самостоятельных и контрольных работ возрастает роль контролирующей функции. Она является одной из основных, так как выявление наличия или отсутствия знаний и умений служит основой управления учебным процессом.

     Если  контроль позволяет не только выявить знание или незнание, но и установить причины хороших или слабых знаний или умений, то в этом случае проявляется его диагностическая функция. Для усиления диагностической направленности контроля необходимо при составлении заданий, вопросов исходить из определенных предположений о причинах выявленных результатов обучения. Наиболее вероятные предположения могут служить основой для диагностических заданий. Устный опрос может сам выступать как диагностическое задание для письменной проверки, но могут создаваться специальные письменные проверочные задания, с помощью которых уточняются или  устанавливаются причины прочных или слабых знаний. Так как таких причин может быть много (индивидуальные особенности ученика, сформированность знаний и умений, методы обучения, содержание обучения и так далее), то диагностические задания должны быть строго направлены на выявление определенной причины. Хотя причины могут быть разные: недостаточная сформированность умения применять знания в новой или измененной ситуации, недостаточность учебного времени, отведенного для изучения данной темы, - но одни из них являются первичными, а другие – вторичными. Чтобы уточнить это необходимо дополнительное задание, которое позволило бы учителю целенаправленно вести индивидуальную работу. Главная особенность этой функции – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего, так и со стороны ведомого.

     Развивающая функция контроля заключается в  том, что в процессе выполнения заданий учащиеся самостоятельно применяют знания в измененной и новой ситуации, делают выводы, обобщения. Развитие учащихся зависит не только от объема знаний, но и сформированности интеллектуальных умений, то есть умений распоряжаться фондом своих знаний (обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, конкретизировать, абстрагировать и так далее). Каждая проверка заставляет ученика распоряжаться своими знаниями, выбирать из суммы имеющихся знаний необходимые в данной ситуации, то есть побуждает умственную деятельность ученика. Следовательно, любой контроль может и должен  выполнять развивающую функцию. Если же он социально направлен на выявление интеллектуальных умений, то он их не только выявляет, но и формирует. В этом и проявляется развивающая функция.

     Воспитательная  функция заключается, прежде всего, в том, что контроль является первым и самым важным видом отчетности, которой подвергается ученик. Он отчитывается о результатах своей учебной деятельности перед учителем и коллективом товарищей по классу: как он выполняет свою обязанность – хорошо учиться, овладевать необходимыми знаниями. Результаты его индивидуальных усилий становятся предметом общественного суждения и оценки, что имеет большое воспитательное значение.

     Воспитательная  функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

     Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления позволяет выявить проблемы и недостатки в организации учебного процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…,» «что нужно сделать, чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

      Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

      Результаты  прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного  типа или имеющего определенные пробелы  в системе приемов познавательной деятельности.

      Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

     Эмоциональная функция проявляется в том, что  любой вид оценки (включая и  отметки) создает определенный эмоциональный  фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника  (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

     Рассмотрим, как проявляются различные функции  в текущем и итоговом контроле. В текущем опросе проявляются  более ориентирующая, обучающая  и воспитывающая функция. Ответы учеников корректируются учителем или учащимися, задаются наводящие вопросы для получения правильного ответа, По полученным ответам педагог ориентируется, готов ли класс к восприятию нового материала. Устный опрос имеет большие возможности для воспитания учащихся. Воспитательное значение текущего контроля заключается в том, что он дисциплинирует учащихся, воспитывает  чувство ответственности за работу в классе и дома, настойчивость в достижении своих целей, приучает их к систематическому учебному труду, помогает формировать навык самостоятельной работы по приобретению знаний и умений. Она стимулирует серьезное отношение к учебному труду на уроке, определяет общественную линию поведения ученика и отношение к нему одноклассников, учителей и родителей.

     Правильно организуя контроль учитель имеет  возможность постоянно побуждать  ученика к самосовершенствованию  своих ЗУН, к развитию трудолюбия, самостоятельности и критичности мышления, к выработке правильных оценочных суждений и к самооценки своего труда. Текущий  контроль при правильной постановке оказывает существенное влияние не только на знания, но и на  развитие учащихся. С его помощью уточняются и обобщаются ЗУН. Слушание ответов развивает память и внимание учащихся. Во время опроса школьники учатся анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения, давать оценку и самооценку, отстаивать свое мнение. Это положительно влияет на развитие, воспитание учащихся и формирование их интеллектуальных умений и навыков. Текущий контроль должен представлять не столько контроль, сколько этап в формировании ЗУН, когда знания уточняются, конкретизируются и закрепляются. Поскольку текущий контроль можно проводить различными методами, формами и средствами, то он может выполнять все функции в учебном процессе.

     Итоговый  контроль может выполнять обучающую  функцию. При подготовке идет повторение, закрепление и систематизация знаний, что позволяет ЗУН поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку формируются интеллектуальные умения и навыки учащихся. По результатам итогового контроля ведется устранение выявленных недостатков. В чем снова сказывается обучающая функция. Косвенно в любом контроле заложены обучающая, развивающая и воспитывающая функции, так как итоги должны повлиять на ход учебного процесса.

     Применение  различных видов, форм и методов  контроля с учетом индивидуальных возможностей учащихся поможет полнее выявить ЗУН учащихся и объективно оценить их. Результативность контроля во многом зависит от умелого сочетания методов, средств и видов контроля, от содержания, организации, систематичности, значимости и роли в учебном процессе, которая придается ему учителем. Правильно осуществляемый контроль способствует нормализации учебной нагрузки школьников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, приучает избирательно относиться к изучаемому материалу. Это разгружает их память, освобождает от второстепенных сведений, полученных на уроке или при подготовке домашних заданий.

     В современном учебно-воспитательном процессе контроль стал органической, неотделимой его частью. Если контроль будет пронизывать весь учебный процесс и выполнять все свои функции, то развитие познавательной деятельности учащихся будет идти успешнее, значительно повысится эффективность обучения и воспитания.

     Правильно организованный контроль снимает у  школьников страх перед контрольными работами, снижает уровень тревожности, формирует правильные целевые установки, ориентирует на самостоятельность, активность и самоконтроль.

     Итак, будучи составной частью процесса обучения, контроль выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции (поскольку проверочные задания аналогичны обучающим, постольку сохраняются функции обучения). Но контроль имеет ряд присущих только ему функций: диагностическую, эмоциональную, функцию управления. В зависимости от целей,  средств, с помощью которых проводится контроль, от его места в учебном процессе, и, конечно, от его форм и методов, он может выполнять различные функции.

     3. Основные виды, методы и формы контроля.

     Любая полноценная деятельность состоит  из трех частей: ориентировочной, исполнительной и контрольной. Отсутствие первой, ориентировочной части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий. Отсутствие же третьей, контрольной части также превращает деятельность в случайную, нерегулируемую совокупность действий, при этом теряется цель деятельности и отсутствует представление об ее достижении. При этом здесь имеется в виду контроль, осуществляемый самим действующим субъектом. Но контроль может осуществляться и другим субъектом, который взаимодействует с данным в их совместной деятельности. Поэтому в учебном процессе различают три типа контроля:

Информация о работе Сущность и функции контроля знаний