Средства обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе.

Содержание

1. Введение.
2. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения.
3. Характеристика материальных и идеальных средств обучения.
4. Функции средств обучения.
5. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми младшего школьного возраста.
6. Вывод.
7. Литература.

Работа содержит 1 файл

к.р. ср-ва обучения.docx

— 37.70 Кб (Скачать)
 

Контрольная работа                                по педагогике

На тему: «Средства обучения».

 
 

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

                                                                                                              

 

 

 

                                                                                                                 Выполнила: 

                                                                                          




 

 

 

                                            2012 г.


 

Содержание:

 

 

  1. Введение.
  2. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения.
  3. Характеристика  материальных и идеальных  средств  обучения.
  4. Функции средств обучения.
  5. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми младшего школьного возраста.
  6. Вывод.
  7. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Введение.

Понятие «средство  обучения» используется в дидактике  для обозначения одного из компонентов  процесса обучения на ряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.. Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства обучения, как важный компонент  процесса обучения.

 

Процесс обучения – сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.

По утверждению  Лихачева.Б. педагогический процесс реально существует, как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система,  опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику возрастного изменения детей. Структура педагогического процесса образуется  из органически связанных элементов:

-системообразующим  звеном педагогического  процесса  является целенаправленная педагогическая  деятельность, ее носитель педагог,  он определяет цели.

-полноправным  элементом педагогического процесса  является ребенок.

Эти элементы инвариантны.

-изменяющимся  элементом педагогического процесса  является его содержание.

Содержание педагогического  процесса тщательно подбирается, подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными возможностями  детей. В содержание педагогического  процесса входят основы человеческого  опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого  опыта является для педагогики одним  из основных и определяющих. Конкретно  оно раскрывается через понятие; основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд,  физическая культура. Благодаря содержанию  идеологического процесса у детей  осуществляется социализация, формируется  отношение к миру, мировоззрение, формируются основные мотивы, стимулы и формы поведения. Содержание педагогического процесса формирует духовные потребности и ценные ориентации ребёнка, вооружает его знаниями, способами познания  и преобразования мира раскрывает ему пути и  формы удовлетворения материальных и духовных потребностей.

-вторым изменяющимся  структурным компонентом педагогического  процесса является его организационно-управленческий  комплекс (формы, методы, средства  обучения). Педагогический процесс  всегда  строится как целесообразная, управляемая система отношений,  взаимодействий взрослых и детей,  передачи и усвоения знаний, умений  и навыков. Эта система способна  функционировать при условии  регулярного обмена информации, Управленческая система педагогического  процесса органически связанна  со всеми его компонентами. Она  включает в себя организационные  формы, средства обучения, методы  обучения и воспитания, способы  и приёмы педагогической диагностики,  осуществления обратной связи,  критерии эффективного педагогического  взаимодействия и воздействия.

- следующим элементом  педагогического процесса является  педагогическая диагностика. Педагогические  способы и приёмы диагностики  получения обратной информации, используются в целях изучения  эффективности педагогического  процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей, плоды самостоятельной работы.

-четвёртым элементом   являются критерии эффективности  педагогического процесса  установленных педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний,  умений, навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса  является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.

- пятым структурным  элементом педагогического процесса  является организация взаимодействия  с общественной и природной  средой.

Общественная  жизнь является  важнейшим фактором  воспитания. Педагогический процесс, обособляясь  в специальную целенаправленную систему,  не изолируется от жизни. Его цель- в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  материальных и идеальных  средств  обучения.

 

Средство  обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. 

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Материальные  средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского.Л.С., Ильину.Т.А., Габай.Т.В., классифицирует объекты, выполняющие функцию средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество  знаний и на развитие различных способностей, их  эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения  количество ошибок при решении задач).

По субъекту деятельности средства обучения можно условно  разделить на средства  преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для  объяснения и закрепления учебного материала, а  средствами учения- учащиеся для его усвоения. В то же время часть средств обучения может быть и тем и другим, в зависимости от этапа обучения, средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и поддерживать  познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её  в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства контроля.

Интенсивность умственного  развития зависит от того, даются ли средства обучения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект  и более высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное  использование по образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает изменение познавательных знаний  и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся , расширения их кругозора и способностей.

 Пидкасистый П.И.  разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Наглядные пособия  обычно классифицируются на три группы:

1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты  и т.п.)

2.Печатные пособия (картины,  плакаты, графики, таблицы, учебники  и т. п.)

3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды  и т.п.)

Печатные издания широко используются в практике обучения.

Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются в типографии или выполняются  учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как  дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.

Материальные средства, необходимые  для усвоения  всей  учебной  дисциплины, составляют систему, производную  от системы учебного предмета.

Система средств обучения строится согласно следующим принципам:

1.Оборудование должно  полностью удовлетворять педагогическим  требованиям  предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.п.

2.Количество и типы  средств обучения должны полностью  обеспечивать материальные потребности  учебной программы в системе,  но без излишеств.

3.Средства обучения должны  соответствовать  реальными условиям работы и потребностям местного населения. Каждое действие совершается с помощью какого-нибудь средства. Умственные действия совершаются при помощи идеальных средств,  которые входят в состав компонентом мышления наряду  с образом конечного продукта  (целью),  условием задачи (деятельности)  и технологией работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения  нового материала учитель выражает эти средства наглядно  (графически, символически  и т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные выражения средств  всегда начинаются с глагола (нарисовать, изобразить и  т. п.). Последовательность используемых средств обучения (иногда называемый план решения задачи). Каков же состав идеальных средств обучения?

Выготский Л.С. приводит такие  средства обучения, как: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие. В общем  случае идеальное средство – это  орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Усвоенная  информация, ставшая знанием, является также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее учащийся «черпает» способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания  и понимания. Обучение представляет собой коммуникацию, в ходе которой  происходит обмен информацией между  участниками учебного процесса, протекающей  в виде процесса общения, беседы, дискуссии, сообщения, доклада, лекций и т.д.

Речь как средство обучения многоаспектна: она отражает уровень  умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия, воздействует и  управляет, обеспечивает познание и  общение, выражает отношение и позицию  личности к информации и слушателям. В процессе овладения лингвистическими средствами речь учителя является образцом для учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и средство управления вниманием, средство образования представлений и понятий.

Совершенствование содержания образования закономерно требует  совершенствования форм, методов  и приемов, средств обучения. Создание средств обучения находится в  тесной связи с развитием техники, уровнем педагогической и психологической  мысли, передовым педагогическим опытом. Наряду с центральным звеном системы  средств обучения (учебники, учебные  пособия и т.д.), большое внимание в настоящее время уделяется  совершенствованию наглядных пособий.

Информация о работе Средства обучения