Способы разрешения конфликта

Автор: a*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:56, реферат

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и способы разрешения конфликта в педагогической коммуникации.
Задачи:
Рассмотреть определение, содержание, типы и способы протекания конфликта.
Изучить конфликты в условиях учебной деятельности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………….4
2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………13
3. Специфика урегулирования педагогических конфликтов………………………………………………………….……………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список использованной литературы…………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 58.20 Кб (Скачать)

    - научиться ставить себя на  место другой стороны;

    - не давать конфликту разрастись;

    -  проблемы должны решаться теми, кто их создал;

    - уважительно относиться к людям,  с которыми общаешься;

    -  всегда искать компромисс;

    - преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

    Основные  формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение  противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для  разрешения конфликта необходимо изменение  самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта  основывается на изменении отношения  оппонентов к его объекту или  друг к другу. Урегулирование конфликта  отличается от разрешения тем, то в  устранении противоречия между оппонентами  принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и  без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается  противоречие, лежащее в его основе.

    Затухание конфликта — это временное  прекращение противодействия при  сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной”  формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

    • истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

    • потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

    • переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более  значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные  элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

    Устранение  конфликта возможно с помощью  следующих способов:

    • изъятие из конфликта одного из участников;

    • исключение взаимодействия участников на длительное время;

    • устранение объекта конфликта.

    Перерастание  в другой конфликт происходит, когда  в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход  конфликта рассматривается как  результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения  к объекту конфликта. Исходами конфликта  могут быть:

    • устранение одной или обеих сторон;

    • приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

    • победа одной из сторон (овладение  объектом конфликта);

    • деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

    • согласие о правилах совместного  использования объекта;

    • равнозначная компенсация одной  из сторон за овладение объектом другой стороной;

    • отказ обеих сторон от посягательств  на данный объект.

    Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или  ослаблению позиции участника с  помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

    Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов  другой стороны. Если стороны хотят  разрешить конфликт, они должны сосредоточиться  на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется  устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в  отрицательном мнении об участнике  и в негативных эмоциях по отношению  к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

    Важно понять, что проблему, из-за которой  возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной  позиции и действий. Выявление  и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться  понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального  богатства, но и мощным фактором регулирования  и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.

    Установлено, что поскольку в основе конфликта  часто лежит противоречие, подчиненное  определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы  воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

    Понимание причин возникновения конфликтов и  успешное использование механизмов управления ими возможны только при  наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих  личностных качеств, знаний и умений.

    Констатировано, что практическая готовность социального  педагога к разрешению конфликтов среди  учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура  которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский  компоненты. В качестве критериев  этой готовности выступают мера, целостность  и мера сформированности ее основных составляющих.

    Показано, что процесс формирования практической готовности социального педагога к  разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы.

    1.Абульханова-Славская  К.А. Развитие личности в процессе  жизнедеятельности // Психология  формирования и развития личности. - М., 1981

    2.Алешина  Ю.Е. Проблемы теории и практики  медиации участников // Личность, общение,  групповые процессы: Сб. обзоров.  – М.: ИНИОН, 1991. – С. 90-100

    3.Андреев  В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995

    4.Берн  Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений;  Люди, которые играют в игры. Психология  человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992

    5. Журавлев В.И. Основы педагогической  конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.

    6.Материалы  интернет-сайта www.azsp.ru

    7.Материалы  интернет-сайта websites.pfu.edu.ru

    8.Мудрик  А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986

    9.Пономарев  Ю.П. Игровые модели: математические  методы, психологический анализ. –  М.: Наука, 1991. – 160 с.

    10.Прутченков  А.С. Тренинг коммуникативных  умений. - М., 1993

    11.Фишер  Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990 – 158 с.

    12.Шипилов  А.И. Социально-психические особенности  конфликтов между начальниками  и подчиненными в подразделении:  Дис.…канд. псих. Наук. – М., 1993. – 224 с.

Информация о работе Способы разрешения конфликта