Автор: a*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:56, реферат
Цель данной работы: рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и способы разрешения конфликта в педагогической коммуникации.
Задачи:
Рассмотреть определение, содержание, типы и способы протекания конфликта.
Изучить конфликты в условиях учебной деятельности
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………….4
2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………13
3. Специфика урегулирования педагогических конфликтов………………………………………………………….……………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список использованной литературы…………………………………………26
- научиться ставить себя на место другой стороны;
-
не давать конфликту
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
-
уважительно относиться к
- всегда искать компромисс;
- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
Основные
формы завершения конфликта: разрешение,
урегулирование, затухание, устранение,
перерастание в другой конфликт. Разрешение
конфликта — это совместная деятельность
его участников, направленная на прекращение
противодействия и решение
Затухание
конфликта — это временное
прекращение противодействия
• истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;
•
переориентации мотивации оппонентов
(возникновение новых проблем, более
значимых, чем борьба в конфликте).
Под устранением конфликта
Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:
• изъятие из конфликта одного из участников;
• исключение взаимодействия участников на длительное время;
• устранение объекта конфликта.
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:
• устранение одной или обеих сторон;
• приостановка конфликта с возможностью его возобновления;
• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);
• деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);
• согласие о правилах совместного использования объекта;
• равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;
• отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.
Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.
Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.
Важно
понять, что проблему, из-за которой
возник конфликт, лучше решать сообща,
объединив усилия. Этому способствует,
во-первых, критический анализ собственной
позиции и действий. Выявление
и признание собственных ошибок
снижает негативное восприятие участника.
Во-вторых, необходимо постараться
понять интересы другого. Понять — не
значит принять или оправдать. Однако
это расширит представление об оппоненте,
сделает его более объективным. В-третьих,
целесообразно выделить конструктивное
начало в поведении или даже в намерениях
участника. Не бывает абсолютно плохих
или абсолютно хороших людей или социальных
групп. В каждом есть что-то положительное,
на него и необходимо опереться при разрешении
конфликта.
Заключение.
Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.
Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.
Констатировано,
что практическая готовность социального
педагога к разрешению конфликтов среди
учеников представляет собой интегральное
личностное образование, структура
которого включает в себя мотивационно-ценностный,
когнитивный и операционно-
Показано,
что процесс формирования практической
готовности социального педагога к
разрешению конфликтов среди подростков
носит индивидуально-
Список использованной литературы.
1.Абульханова-Славская
К.А. Развитие личности в
2.Алешина
Ю.Е. Проблемы теории и
3.Андреев
В.И. Основы педагогической
4.Берн
Э. Игры, в которые играют люди.
Психология человеческих
5.
Журавлев В.И. Основы
6.Материалы интернет-сайта www.azsp.ru
7.Материалы
интернет-сайта websites.pfu.
8.Мудрик
А.В. Учитель: мастерство и
9.Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991. – 160 с.
10.Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993
11.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990 – 158 с.
12.Шипилов
А.И. Социально-психические