Способы разрешения конфликта

Автор: a*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:56, реферат

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и способы разрешения конфликта в педагогической коммуникации.
Задачи:
Рассмотреть определение, содержание, типы и способы протекания конфликта.
Изучить конфликты в условиях учебной деятельности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………….4
2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………13
3. Специфика урегулирования педагогических конфликтов………………………………………………………….……………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список использованной литературы…………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 58.20 Кб (Скачать)

    Наряду  с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-ученик” нередки противоречия и личностного характера.

    Как правило, они возникают из-за  возникшего у подростка чувства  взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием  у педагога    оснований         для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.

    Попадая в конфликтную ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем проблема понимания другого человека довольно сложная.

    Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как  сказать (эмоциональное сопровождение  разговора), когда сказать, чтобы  достигнуть цели обращенной к ребенку  речи (время и место), при ком  сказать и зачем сказать (уверенность  в результате).

    В общении педагога с учениками  большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно  увеличивается. Принципиально важно  уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать  от ученика плавной и связной  речи, в силу чего взрослые часто  прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все  понятно, иди!”). Во-вторых, учителям часто  некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору.

    Реально возникающий конфликт между педагогом  и учеником можно проанализировать на трех уровнях:

    -    с точки зрения объективных  особенностей организации учебно-воспитательного  процесса в школе;

    -   с точки зрения социально-психологических  особенностей класса, педагогического  коллектива, конкретных межличностных  отношений учителя и ученика;

    - с точки зрения возрастных, половых,  индивидуально-психологических особенностей  его участников.

    Конфликт  может считаться продуктивно  разрешенным, если налицо реальные объективные  и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению  к друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.

    Реальный  механизм установления нормальных отношений  видится в снижении количества и  накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда  не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана  с определенными трудностями  для учителя.

    В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений:

    - отношения диктата – строгая  дисциплина, четкие требования к  порядку, к знаниям при официально-деловом  общении;

    -  отношения нейтралитета – свободное  общение с учениками на интеллектуально  – познавательном уровне, увлеченность  учителя своим предметом, эрудированность;

    -  отношения опеки – забота до  навязчивости, боязнь всякой самостоятельности,  постоянный контакт с родителями;

    - отношения конфронтации – скрытая  неприязнь к ученикам, постоянное  недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон  в общении;

    -  отношения сотрудничества – соучастие  во всех делах, интерес друг  к другу, оптимизм и взаимное  доверие в общении.

    Говорить  с ребенком намного труднее, чем  со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.

    Для принятия правильного решения педагогу часто недостает времени и  информации, он видит факт нарушения  хода урока, но ему трудно понять, чем  это вызвано, что этому предшествовало, что приводит к неправильному  толкованию поступков. Подростки, как  правило, более информированы о  причинах происходящего обычно об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.

    Объективными  причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть: а) утомление  учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная  работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние  здоровья и личностные качества.

    Конфликт  часто вырастает из стремления учителя  утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение  подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым  восстанавливает порядок. Поспешность  в оценках происходящего нередко  к ошибкам, вызывает возмущение у  учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.

    Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю  надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового  возраста, усиливая деловую взаимосвязь  между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо  успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими  отметками по предмету – это ведет  к затяжному личностному конфликту  с учителем. Для того, чтобы конфликтная  ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция  учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной.

    Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком  ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.

    Существенную  помощь социальному педагогу может  оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в  конфликтных ситуациях. На это указывали  многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.

    М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:

    -  описание возникшей ситуации, конфликта,  поступка (участники, причина и  место возникновения, деятельность  участников и т.д.);

    -  возрастные и индивидуальные  особенности участников конфликтной  ситуации;

    -   ситуация глазами ученика и  учителя;

    -  личностная позиция учителя в  возникшей ситуации, реальные цели  учителя при взаимодействии с  учеником;

    -    новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;

    - варианты погашения, предупреждения  и разрешения ситуации, корректировка  поведения учащихся;

    -   выбор средств и приемов педагогического  воздействия и определение конкретных  участников реализации поставленных  целей в настоящее время и  на перспективу.

    Из  литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно  осуществлять по следующему алгоритму:

    - анализ данных о ситуации, выявление  главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение  действий;

    - определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;

    -  планирование хода педагогического  воздействия с учетом возможных  ответных действий учеников, родителей,  других участников ситуации;

    -   анализ результатов;

    -    корректировка результатов педагогического  воздействия;

    -    самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных  и умственных сил.

    Основным  условием разрешения конструктивного  конфликта психологи считают  открытое и эффективное общение  конфликтующих сторон, которое может  принимать различные формы:

    - высказывания, передающие то, как  человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение  того, что он понял их правильно;

    - открытые и личностно окрашенные  высказывания, касающиеся состояния,  чувств и намерений;

    информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

    -                            демонстрация того, что партнер  воспринимается как личность  вопреки критике или сопротивлению  в отношении его конкретных  поступков.

    Действия  педагога по изменению хода конфликта  можно отнести к действиям, предупреждающим  его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

    Приведем  ряд ситуаций и поведение социального  педагога при их возникновении:

    -    невыполнение учебных поручений  в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы  работы с данным учеником, стиля  преподавания, коррекция уровня  “трудности” материала и др.);

    - неправильное выполнение учебных  поручений скорректировать оценку  результатов и хода преподавания  с учетом выясненной причины  неправильного усвоения информации);

    -   эмоциональное неприятие учителя  (изменить стиль общения с данным  учеником);

    -   эмоциональная неуравновешенность  учащихся (смягчить тон, стиль  общения, предложить помощь, переключить  внимание остальных учащихся).

    В разрешении конфликта многое зависит  от самого педагога. Иногда следует  прибегнуть к самоанализу для  того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу  между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к  себе.

    Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим  образом:

    -  воспринимать ситуацию такой,  какая она на самом деле;

    -  не делать поспешных выводов;

    - при обсуждении следует анализировать  мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

Информация о работе Способы разрешения конфликта