Автор: a*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:56, реферат
Цель данной работы: рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и способы разрешения конфликта в педагогической коммуникации.
Задачи:
Рассмотреть определение, содержание, типы и способы протекания конфликта.
Изучить конфликты в условиях учебной деятельности
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………….4
2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………13
3. Специфика урегулирования педагогических конфликтов………………………………………………………….……………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список использованной литературы…………………………………………26
Наряду
с деловыми конфликтными ситуациями
“учитель-ученик” нередки
Как правило, они возникают из-за возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога оснований для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.
Попадая в конфликтную ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем проблема понимания другого человека довольно сложная.
Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
В
общении педагога с учениками
большое значение имеют не только
содержание речи, но и ее тон, интонация,
мимика. Если при общении взрослых
интонация может нести до 40% информации,
то в процессе общения с ребенком
воздействие интонации
Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях:
-
с точки зрения объективных
особенностей организации
-
с точки зрения социально-
-
с точки зрения возрастных, половых,
индивидуально-психологических
Конфликт
может считаться продуктивно
разрешенным, если налицо реальные объективные
и субъективные изменения в условиях
и организации всего
Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для учителя.
В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений:
-
отношения диктата – строгая
дисциплина, четкие требования к
порядку, к знаниям при
-
отношения нейтралитета –
-
отношения опеки – забота до
навязчивости, боязнь всякой
-
отношения конфронтации –
-
отношения сотрудничества –
Говорить с ребенком намного труднее, чем со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.
Для принятия правильного решения педагогу часто недостает времени и информации, он видит факт нарушения хода урока, но ему трудно понять, чем это вызвано, что этому предшествовало, что приводит к неправильному толкованию поступков. Подростки, как правило, более информированы о причинах происходящего обычно об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.
Объективными
причинами возникновения
Конфликт
часто вырастает из стремления учителя
утвердить свою педагогическую позицию,
а также от протеста ученика против
несправедливого наказания, неправильной
оценки его деятельности, поступка.
Правильно реагируя на поведение
подростка, педагог берет ситуацию
под свой контроль и тем самым
восстанавливает порядок. Поспешность
в оценках происходящего
Конфликтные
ситуации на уроках, особенно в подростковых
классах, большинством признаются типичными,
закономерными. Для их разрешения учителю
надо уметь организовать коллективную
учебную деятельность учащихся подросткового
возраста, усиливая деловую взаимосвязь
между ними; дело доходит до конфликта,
как правило, с учеником, плохо
успевающим, “трудным” по поведению.
Нельзя наказывать за поведение плохими
отметками по предмету – это ведет
к затяжному личностному
Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.
Существенную
помощь социальному педагогу может
оказать прогнозирование
М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:
-
описание возникшей ситуации, конфликта,
поступка (участники, причина и
место возникновения,
-
возрастные и индивидуальные
особенности участников
- ситуация глазами ученика и учителя;
- личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;
- новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;
-
варианты погашения,
-
выбор средств и приемов
Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
-
анализ данных о ситуации, выявление
главных и сопутствующих
- определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
-
планирование хода
- анализ результатов;
-
корректировка результатов
-
самооценка классного
Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
-
высказывания, передающие то, как
человек понял слова и
-
открытые и личностно
информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
-
Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.
Приведем ряд ситуаций и поведение социального педагога при их возникновении:
-
невыполнение учебных
-
неправильное выполнение
-
эмоциональное неприятие
-
эмоциональная
В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
-
при обсуждении следует