Автор: a*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:56, реферат
Цель данной работы: рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и способы разрешения конфликта в педагогической коммуникации.
Задачи:
Рассмотреть определение, содержание, типы и способы протекания конфликта.
Изучить конфликты в условиях учебной деятельности
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………….4
2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………13
3. Специфика урегулирования педагогических конфликтов………………………………………………………….……………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список использованной литературы…………………………………………26
Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.
Основные
участники конфликта. Их часто называют
сторонами или
2.
Предмет конфликта. В нем
Предмет конфликта — это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
3.
Объект конфликта. Объект
4.
Микро- и макросреда. При анализе
конфликта необходимо выделять
такой элемент, как условия,
в которых находятся и
Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми участники организуют свое поведение в конфликте.
Для
школы характерны разного рода конфликты.
Педагогическая сфера представляет
собой совокупность всех видов целенаправленного
формирования личности, а ее сутью
является деятельность по передаче и
освоению социального опыта. Поэтому
именно здесь необходимы благоприятные
социально-психологические
Конфликты между учениками в школе
В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.
Наиболее
распространены среди учащихся конфликты
лидерства, в которых отражается
борьба двух-трех лидеров и их группировок
за первенство в классе. В средних
классах часто, конфликтуют группа
парней и группа девчонок. Может
обозначиться конфликт трех-четырех
подростков с целым классом или
вспыхнуть конфликтное
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых,
стиль взаимодействия учителя с
другими учениками служит примером
для воспроизводства во взаимоотношениях
со сверстниками. Исследования показывают,
что стиль общения и
Во-вторых,
учитель обязан вмешиваться в
конфликты учеников, регулировать их.
Это, конечно, не означает их подавление.
В зависимости от ситуации может
быть необходимо административное вмешательство,
а может быть — просто добрый
совет. Положительное влияние
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
-
деятельности, возникающие по поводу
успеваемости ученика,
- поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
- отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.
Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Особенности педагогических конфликтов
Среди них можно выделить следующие:
-
ответственность учителя за
-
участники конфликтов имеют
-
разница в жизненном опыте
участников порождает разную
степень ответственности за
-
различное понимание событий
и их причин (конфликт “глазами
учителя” и “глазами ученика”
видится по-разному), поэтому учителю
не всегда легко понять
-
присутствие других учеников
делает их из свидетелей
-
профессиональная позиция
-
контролируя свои эмоции, быть
объективным, дать возможность
учащимся обосновать свои
-
не приписывать ученику свое
понимание его позиции,
-
не оскорблять ученика (есть
слова, которые, прозвучав,
- стараться не выгонять ученика из класса;
- по возможности не обращаться к администрации;
не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,
давать оценку только его конкретным действиям;
-
дать себе и ребенку право
на ошибку, не забывая что “не
ошибается только тот, кто
-
независимо от результатов
-
не бояться конфликтов с
3. Специфика урегулирования педагогических конфликтов.
Мало найдется проблем между людьми или группами людей, которые можно было бы решить в один миг.
Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.
Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны. фактов.
Затем спросим у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возможно несколько вариантов.
Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.
Конфликты
есть деструктивные и
Конструктивный конфликт – когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.)
При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор