Автор: a*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:56, реферат
Цель данной работы: рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и способы разрешения конфликта в педагогической коммуникации.
Задачи:
Рассмотреть определение, содержание, типы и способы протекания конфликта.
Изучить конфликты в условиях учебной деятельности
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………….4
2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………13
3. Специфика урегулирования педагогических конфликтов………………………………………………………….……………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список использованной литературы…………………………………………26
Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом.
Однако педагогу достаточно часто не хватает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению. Человек с высокой техникой общения характеризуется стремлением не только верно разрешать конфликт, но и понять его причины. Для разрешения конфликтов среди подростков весьма уместен метод убеждения как путь примирения сторон. Он помогает показать подросткам нецелесообразность некоторых форм, которые они используют для разрешения конфликта (драки, присвоение кличек, запугивание и т.п.). В то же время педагоги, используя этот метод, допускают типичную ошибку, ориентируясь только на логику своих доказательств, не учитывая взглядов и мнений самого подростка. Ни логика, ни эмоциональность не достигают цели, если педагог игнорирует взгляды и опыт воспитанника.
Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии приводит к следующим предварительным выводам:
-
в основе конфликта часто
-
у большинства педагогов
-
конфликтов не следует “
-
конфликты среди подростков в
силу их возрастных
- к конфликту часто приводит высокий эмоциональный “накал” в общении;
-
причиной конфликта может
- внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;
-
вмешиваться педагогам в
-
прежде чем вмешиваться в
-
конфликтная ситуация и
-
социальному педагогу
Конфликты
могут инициироваться не только объективными,
но и субъективными условиями. К
объективным обстоятельствам
По своей направленности конфликты делятся на следующие виды:
-
социально-педагогические –
-
психолого-педагогические
-
социальный конфликт –
-
психологический конфликт –
Выделяют конфликты по степени их реакции на происходящее:
-
быстротекущие конфликты –
- острые длительные конфликты – возникают в тех случаях, когда противоречия достаточно устойчивые, глубокие, труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Разрешать такие конфликты непросто;
-
слабовыраженные вялотекущие
- слабовыраженные быстропротекающие конфликты – наиболее благоприятная форма столкновения противоречий, однако легко спрогнозировать конфликт можно только в том случае, если он был единственный. Если после этого появляются подобные конфликты внешне протекающие мягко, то прогноз может быть неблагоприятным.
Различают конфликтные педагогические ситуации по времени: постоянные и временные (дискретные, одноразовые); по содержанию совместной деятельности: учебные, организационные, трудовые, межличностные и др.; по сфере психологического протекания: в деловом и неформальном общении. Деловые конфликты возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые – на основе противоречий в личностных интересах. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы и т.п.
Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин:
- недостаточно хорошее знание человека;
-
неправильное понимание его
- неверное представление о том, что он на самом деле думает;
-
ошибочная интерпретация
-
неточная оценка отношения
С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин, любого их сочетания приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при этом ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения.
Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым – переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности.
В конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным формам защитного поведения:
- агрессия (проявляется в конфликтах по “вертикали”, т.е. между учеником и учителем, между учителем и администрацией школы и т.п.; она может быть направлена на других людей и на самого себя, нередко принимает форму самоунижения, самообвинения);
-
проекция (причины приписываются
всем окружающим, свои недостатки
видятся во всех людях, это
позволяет справиться с
-
фантазия (что не удается выполнить
в реальности, начинает достигаться
в мечтах; достижение желаемой
цели происходит в воображении)
- регрессия (происходит подмена цели; снижается уровень притязаний; при этом мотивы поведения остаются прежними);
- замена цели (психологическое напряжение направляется в другие области деятельности);
-
уход от неприятной ситуации (человек
неосознанно избегает ситуации,
в которых потерпел неудачу
или не смог осуществить
В динамике развития конфликта существует ряд стадий:
1.
Предполагающая стадия –
2.
Стадия зарождения конфликта
– столкновение интересов
3.
Стадия созревания конфликта
– столкновение интересов
4.
Стадия осознания конфликта –
конфликтующие стороны
Объективное содержание конфликтной ситуации.
1.
Участники конфликта. В любом
конфликте основными