Специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.
Задачи:
Ш проанализировать литературу по данной теме
Ш раскрыть сущность агрессии и агрессивного поведения
Ш установить причины, и специфику проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Ш Рассмотреть половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
Объект исследования: агрессивность как негативная особенность поведения
Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения

Работа содержит 1 файл

кур 2.docx

— 44.73 Кб (Скачать)

 

Агрессивное поведение - враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное  поведение может быть: 1) непосредственным, прямым, т.е. направленным против объекта, который является источником фрустрации; 2) смещенным, когда индивид, испытывающий фрустрацию, не может направить свое агрессивное поведение непосредственно  против источника фрустрации и ищет «козла отпущения». Поскольку устремленное вовне агрессивное поведение (гетероагрессия), как правило, подвергается со стороны общества санкциям социальным, что усиливает фрустрацию, у человека может выработаться механизм, направляющий агрессивные импульсы внутрь, на самого себя. Такое агрессивное поведение называется аутоагрессией. Она проявляется в актах самоуничтожения, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений и самоубийства. У человека вследствие социализации агрессивное поведение приобретает многообразные формы. Различают агрессию социально приемлемую, когда напряжение и тревога, вызванные фрустрацией и конфликтом, разрешаются в действиях, соответствующих нормам социальным, и агрессивное асоциальное поведение, проявляющееся в действиях, не согласующихся с нормами поведения (ругань, оскорбления), вплоть до деструктивных актов [3, с. 67].

 

Фрустрация (от лат.frustratio - обман, тщетное ожидание) - психологическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными различными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости. (Психологический словарь)

 

Лютова Е.К. определяет агрессию как (от лат. «agressio» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.) [6, с. 9].

 

Реан А.А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Он обращает внимание на то, что «Агрессия - это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [Реан А.А., 1999, с. 218], Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».

 

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики.

 

Как и всякое свойство, она  имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, комформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. [12, с. 167].

 

Таким образом, можно сделать  вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий [6, с. 9].

 

Основные отечественные  руководства и справочники определяют агрессию как явление непременно негативное:

 

Агрессия - чувство враждебности и злобности, мысли или действия по отношению к какому-либо объекту  или человеку;

 

Агрессия - мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб  людям или вызывающее у них  психологический дискомфорт (состояние  напряженности, страха, подавленности) [6, с. 9].

 

Существует несколько  различных подходов в изучении и  объяснении феномена агрессивности. А.А. Реан выделяет 5 базовых направлений: инстинктивисткая теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (Д. Зильман и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (З. Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц, как и З. Фрейд, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить её в нужное русло (Лоренц К., 1994). А согласно Дж. Долларду, агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность. Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения [6, с. 9 - 10].

 

Таким образом, для изучения феномена агрессивности нужно в  первую очередь определить, что представляет собой агрессия и агрессивное  поведение, в чем заключаются  их содержательные характеристики, выделить основные черты проявления агрессивности, а затем строить работу по профилактике агрессивного поведения.

 

Половозрастные особенности  проявления агрессивности в поведении  детей подросткового возраста. В  педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития [9, с. 19].

 

Девочки созревают гораздо  раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек [11, с. 87].

 

Между тем, агрессивное поведение  подростков нередко связано с  алкоголизацией. Поскольку подростки  алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления [6, с. 9 - 10].

 

Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста.

 

Таблица 2. Проявления различных  форм агрессивного поведения у мальчиков  и девочек подросткового возраста

 

Возрастные группы 

Формы агрессивности, % 

 

физическая 

косвенная 

вербальная 

негативизм 

 

 

10-11 лет 

мальчики 

70% 

40% 

62% 

68% 

 

девочки 

30% 

25% 

38% 

36% 

 

 

12-13 лет 

мальчики 

59% 

49% 

52% 

69% 

 

девочки 

38% 

41% 

49% 

62% 

 

 

14-15 лет 

мальчики 

61% 

39% 

81% 

82% 

 

девочки 

59% 

59% 

60% 

52% 

 

 

 

Анализ приведённых в  таблице данных (приложения 11-15) показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых  преобладает физическая агрессия. У  мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а  у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде  косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у  девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при  постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков  так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее  проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового  возраста. У девочек негативизм несколько  затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведённых  данных проистекает необходимость  более детального изучения агрессивности  девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит  сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе  развития и проявления различных  форм агрессивности [17, с. 21].

 

1.2 Типология агрессивного  поведения современных подростков

 

 

Агрессивные подростки, при  всём различии их личностных характеристик  и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким  чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального  развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается  крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными  контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими  механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных  подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально  развитые. У них агрессивность  выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [1, с. 37].

 

Раскрытие причин и характера  агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.

 

В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые  предложили разделение на две группы:

 

Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.

 

Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

 

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым  в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие - психосоциальное  развитие.

 

Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:

 

с педагогической запущенностью;

 

с социальной запущенностью (нравственно испорченных);

 

с крайней социальной запущенностью.

 

С.А. Беличева выделяет три группы:

 

глубоко педагогически запущенные подростки;

 

подростки с аффективными нарушениями;

 

конфликтные дети (неуживчивые).

 

Обширные материалы, добытые  Л.М. Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:

 

Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных  потребностей, имеющие деформацию ценностей  и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

 

Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым  индивидуализмом, желающие занять привилегированное  положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них  ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

 

Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными  потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают  косвенная и вербальная агрессия.

 

Подростки, отличающиеся слабо  деформированными потребностями при  отсутствии определённых интересов  и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для  них характерно заискивающее поведение  перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают  вербальная агрессивность и негативизм [14, с. 87].

 

Виды агрессии. У каждого  автора есть своя классификация агрессии, которая создавалась в зависимости  от своего понимания феномена агрессивности. Представим некоторые из них:

 

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности. [18, с. 607]

 

А.Ю. Монахова выделяет две основные формы агрессии:

 

1. Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

 

Враждебная деструктивная  агрессия - это поведение, причиняющее  боль. Такая агрессия накапливается  и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм - переживание чрезмерной боли или стресса. Эта форма агрессии может приводить к возникновению  эмоциональных конфликтов, чувства  вины, формировать грубые черты характера, а также уменьшить способности  к адаптации. Не находя выхода, агрессивность  накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая  все стороны жизни человека. Таким  образом, агрессивность - феномен накопительный [8, с. 109].

 

В то же время среди зарубежных ученых существуют различные виды классификации, в которых агрессия определяется не столь однозначно и одиозно. Большинство  исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одно из плюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию - поведение, при котором агрессия является только средством и направленная на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид  агрессии выделяют Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2000 г.), К. Додж и Дж. Койе (1987 г.). Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда [4, с. 15].

Информация о работе Специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения