Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.
Задачи:
Ш проанализировать литературу по данной теме
Ш раскрыть сущность агрессии и агрессивного поведения
Ш установить причины, и специфику проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Ш Рассмотреть половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
Объект исследования: агрессивность как негативная особенность поведения
Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения
Агрессивное поведение - враждебные
действия, целью которых является
нанесение страдания, ущерба другим;
одна из реакций живого существа на
фрустрацию потребностей и конфликт.
По своей направленности агрессивное
поведение может быть: 1) непосредственным,
прямым, т.е. направленным против объекта,
который является источником фрустрации;
2) смещенным, когда индивид, испытывающий
фрустрацию, не может направить свое
агрессивное поведение
Фрустрация (от лат.frustratio - обман, тщетное ожидание) - психологическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными различными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости. (Психологический словарь)
Лютова Е.К. определяет агрессию как (от лат. «agressio» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.) [6, с. 9].
Реан А.А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Он обращает внимание на то, что «Агрессия - это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [Реан А.А., 1999, с. 218], Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики.
Как и всякое свойство, она
имеет различную степень
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий [6, с. 9].
Основные отечественные
руководства и справочники
Агрессия - чувство враждебности и злобности, мысли или действия по отношению к какому-либо объекту или человеку;
Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности) [6, с. 9].
Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. А.А. Реан выделяет 5 базовых направлений: инстинктивисткая теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (Д. Зильман и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (З. Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц, как и З. Фрейд, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить её в нужное русло (Лоренц К., 1994). А согласно Дж. Долларду, агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность. Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения [6, с. 9 - 10].
Таким образом, для изучения феномена агрессивности нужно в первую очередь определить, что представляет собой агрессия и агрессивное поведение, в чем заключаются их содержательные характеристики, выделить основные черты проявления агрессивности, а затем строить работу по профилактике агрессивного поведения.
Половозрастные особенности
проявления агрессивности в поведении
детей подросткового возраста. В
педагогической практике многие годы
не учитывались половые различия
детей. Между тем, половые различия
не ограничиваются половыми характеристиками
и особенностями
Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек [11, с. 87].
Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления [6, с. 9 - 10].
Имеются значительные различия
в проявлении агрессивности мальчиками
и девочками подросткового
Таблица 2. Проявления различных
форм агрессивного поведения у мальчиков
и девочек подросткового
Возрастные группы
Формы агрессивности, %
физическая
косвенная
вербальная
негативизм
10-11 лет
мальчики
70%
40%
62%
68%
девочки
30%
25%
38%
36%
12-13 лет
мальчики
59%
49%
52%
69%
девочки
38%
41%
49%
62%
14-15 лет
мальчики
61%
39%
81%
82%
девочки
59%
59%
60%
52%
Анализ приведённых в
таблице данных (приложения 11-15) показывает,
что наибольшей агрессивностью отличаются
10-11-летние подростки-мальчики, у которых
преобладает физическая агрессия. У
мальчиков с возрастом
1.2 Типология агрессивного
поведения современных
Агрессивные подростки, при
всём различии их личностных характеристик
и особенностей поведения, отличаются
некоторыми общими чертами. К таким
чертам относится бедность ценностных
ориентаций, их примитивность, отсутствие
увлечений, узость и неустойчивость
интересов. У этих детей, как правило,
низкий уровень интеллектуального
развития, повышенная внушаемость, подражательность,
недоразвитость нравственных представлений.
Им присуща эмоциональная
Раскрытие причин и характера
агрессивности детей и
В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:
Подростки с социализированными
формами антиобщественного
Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.
В отечественной психологии
существует несколько типов классификаций.
Некоторые исследователи
Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:
с педагогической запущенностью;
с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
с крайней социальной запущенностью.
С.А. Беличева выделяет три группы:
глубоко педагогически запущенные подростки;
подростки с аффективными нарушениями;
конфликтные дети (неуживчивые).
Обширные материалы, добытые Л.М. Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:
Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм [14, с. 87].
Виды агрессии. У каждого
автора есть своя классификация агрессии,
которая создавалась в
Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности. [18, с. 607]
А.Ю. Монахова выделяет две основные формы агрессии:
1. Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.
Враждебная деструктивная
агрессия - это поведение, причиняющее
боль. Такая агрессия накапливается
и активизируется при сильных, длительных
и неприятных переживаниях. Пусковой
механизм - переживание чрезмерной
боли или стресса. Эта форма агрессии
может приводить к
В то же время среди зарубежных ученых существуют различные виды классификации, в которых агрессия определяется не столь однозначно и одиозно. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одно из плюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию - поведение, при котором агрессия является только средством и направленная на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяют Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2000 г.), К. Додж и Дж. Койе (1987 г.). Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда [4, с. 15].
Информация о работе Специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения