Специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.
Задачи:
Ш проанализировать литературу по данной теме
Ш раскрыть сущность агрессии и агрессивного поведения
Ш установить причины, и специфику проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Ш Рассмотреть половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
Объект исследования: агрессивность как негативная особенность поведения
Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения

Работа содержит 1 файл

кур 2.docx

— 44.73 Кб (Скачать)

 

Более целесообразными представляются классификации, построенные не на основе деления на группы, лежащие в одной  плоскости, а согласно много осевому принципу. Например, Э. Басс (1976 г.) предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая.

 

В социальной психологии принято  различать три вида агрессивного поведения. Первый - экспрессивная агрессия: это взрыв гнева, вызванный какими-то словами и действиями другого  человека, который осознано или нет, стал фактором фрустрации, т.е. помешал  достижению цели. В целом подобная агрессия не носит адресного характера, она лишь результат фрустрации. Агрессия второго вида - инструментальная - выражается во враждебных действиях или грозных  словах, применяемых для достижения какой-либо цели. Например, человек  истошно кричит на кого-то, чтобы  заставить поступить его определенным образом (типичную манипуляцию - способ достижения цели за чужой счет). Третий вид - враждебная агрессия; это умышленное нанесение вреда одним человеком  другому. Такая «подлинная» агрессия довольно редка.

 

Учитывая все вышеназванные  аспекты, можно предположить следующую  классификацию видов агрессии.

 

Таким образом, для более  глубокого изучения и качественного  понимания агрессивности, необходимо ввести классификацию агрессии, наглядно определяющую формы проявления агрессивного поведения

 

 

2. Профилактика агрессивного  поведения детей подросткового  возраста в образовательном учреждении

 

 

2.1 Подготовка и планирование  исследования

 

 

Целью практической части: является изучение особенностей организации  профилактики агрессивного поведения  в подростковом возрасте в деятельности социального педагога. Мы предполагаем, что если своевременно проводить  систематическую работу по профилактике агрессивного поведения, то снизиться  уровень проявления агрессии в подростковом возрасте.

 

Исследование проводилось  в МОУ Нюксенская средняя общеобразовательная школа Нюксенского муниципального района Вологодской области.

 

Нашими испытуемыми были учащиеся 8б класса в количестве 8 человек.

 

Задачи:

 

1. Подобрать объект исследования;

 

2. Изучить личностные особенности  подростка;

 

3. Организовать проведение  методик

 

4. Провести обработку данных

 

5. Дать рекомендации

 

1. Выбор и изучение объекта  исследования.

 

На этом этапе мы использовали беседы с педагогами, классными руководителями, социальным педагогом, директором школы, для определения объекта исследования. После проведенных диагностических  заданий (опросник Басса-Дарки) мы выбрали 8 человек из 8б класса.

 

Определившись с испытуемыми, мы более подробно изучили социально-психологические  особенности каждого члена исследуемой  группы. Для этого использовали беседы с педагогами, классным руководителем, родителями, инспектором по делам  несовершеннолетних, изучили личные дела.

 

С помощью опросника Басса-Дарки, бесед выявили особенности и проблемы в социализации у каждого члена группы.

 

В качестве информантов были выбраны следующие лица:

 

Проведение исследования.

 

Изучение объекта исследования

 

Этот этап был достаточно сложным и трудоемким.

 

Основные методы:

 

· Тестирование

 

· Беседа

 

· Наблюдение

 

Мы выбрали 8 человек, учащихся 8б класса

 

1) Классный руководитель  пояснил нам, что пик агрессивных  проявлений у данного класса  наблюдается с начала учебного  года и с каждым днем он  нисколько не снижается. Классный  руководитель считает, что это  класс в этот год был сформирован  из нескольких. Преобладающей оценкой  в учебе у большинства членов  группы является удовлетворительно.

 

Как считает, классный руководитель ребята не умеют сдерживать себя, чувствовать  обстановку, отличать в школе они  или на улице.

 

2) Директор школы и заместители  по методической и учебной  работе пояснили, что в настоящее  время в школе среди подростков  существует две самые глобальные  проблемы - это агрессивное поведение  и правонарушения. Агрессивное поведение  преобладает и является наиболее  жестоким в классах с 8 по 10. И, по их мнению, для исследования  и профилактической работы подходит  именно 8 б класс. С ними уже  проводились беседы с директором  и социальным педагогом, беседа  с инспектором по делам несовершеннолетних, проводились классные часы и  другие формы работы, и тема  всей работы была агрессивное  поведение и его последствия.  На их взгляд работу нужно  проводить более глубокую и  основательную.

 

3) Из родительского собрания, (см. Приложение 5) тема «Агрессивное поведение подростков»: тема родительского собрания для большинства родителей показалась действительно важной и актуальной для сегодняшней молодежи. Большая части родителей считает, что действительно надо работать с подростами, которые проявляют агрессивные действия, что бы снизить негативные последствия в будущем. А некоторые родители считают, что это сказывается переходный возраст и что это пройдет само собой со временем и вмешательство специалистов не обязательно. Перед родительским собранием проводилось анкетирование. После анализа анкет выявилось, что основными формами отклоняющегося поведения, по мнению родителей, являются употребление алкоголя, критика взрослых, неподчинение, драки, агрессивные проявления, почти те же формы являются распространенными формами поведения сверстников детей каждого из родителей отвечающих на данную анкету. Также родители отмечают влияние средств массовой информации на их детей. Согласились, что у их детей есть склонность к агрессии и насилию.

 

4) Группа учащихся 8 б класса:

 

Из беседы с данной группой  детей выяснилось, что они не считают, что им присущи какие-то там агрессивные  проявления, и что их уровень нужно  как-то снижать

 

Систематизировав всю  полученную информацию, мы пришли к  выводу о том, что для группы подростков выбранной нами для профилактической деятельности, по мнению вышеизложенных лиц, действительно характерны некоторые  особенности агрессивных детей. Данную информацию мы подтвердили диагностическим  обследованием. На основе этого мы построили  свою профилактическую деятельность.

 

Для изучения В теоретической части нами были освещены особенности и проблемы агрессивных детей. (см. Приложение №3). Некоторые из особенностей характерны в большинстве случаев и для данной группы детей, а именно:

 

· Слишком говорливы

 

· Чрезмерно подвижны

 

· Не понимают чувств и переживания  других людей

 

· Часто ругаются со взрослыми

 

· Создают конфликтные  ситуации

 

· Часто спорят со взрослыми

 

· Импульсивны

 

· Часто дерутся

 

· Толкаются, ломают, рушат  все кругом

 

· Часто словесно оскорбляют, бранят.

 

Эти особенности ведут  к проблемам в общении с  окружающими, в налаживании с  ними контактов, в отставании освоения учебных программ.

 

Таким образом, проанализировав  полученную информацию, беседы со взрослыми, мы пришли к выводу, что данная группа детей действительно является агрессивными детьми с разными степенями агрессии и им присущи особенности и проблемы агрессивных детей.

 

особенностей данной группы подростков мы проводили диагностику  с использованием:

 

Опросника Басса-Дарки

 

Цель: определение степени  выраженности агрессивных тенденций  у подростков.

 

А. Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

 

1. Физическая агрессия - использование  физической силы против другого  лица.

 

2. Косвенная агрессия, окольным  путем направленная на другое лица или ни на кого не направленная.

 

3. Раздражение - готовность  к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

 

4. Негативизм - оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов.

 

5. Обида - зависть и ненависть  к окружающим за действительные  и вымышленные действия.

 

6. Подозрительность - в диапазоне  от недоверия и осторожности  по отношению к людям до  убеждения в том, что другие  люди планируют и приносят  вред.

 

7. Вербальная агрессия - выражение  негативных чувств как через  форму (крик, визг), так и через  содержание словесных ответов  (проклятие, угрозы).

 

8. Чувство вины - выражает  возможное убеждение субъекта, что  он является плохим человеком,  что поступает зло, а также  ощущаемые им угрызения совести.

 

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

 

Диаграмма 1. Анализ результатов опросника Басса - Дарки (учащиеся 8 класса

 

 Проанализировав результаты  проведенной диагностики, мы пришли  к следующему выводу: у подростков  исследуемой группы в целом  есть трудности в социализации, что обусловлено низким уровнем  эмоционально-волевых реакций, которые  выражаются в агрессии к окружающим (обида, подозрительность, чувство  вины). Также ярко выражена склонность  к физической агрессии, вербальной  агрессии и негативизму. При  сопоставлении информации, полученной  с помощью бесед и диагностирования, выяснилось, что одно дополняет  другое.

 

Следующий этап работы направлен  на профилактику агрессивного поведения, что должно способствовать укреплению эмоционально-волевого контроля и снижению уровня физической, вербальной агрессии и негативизму.

 

2.2 Профилактическая работа

 

 

Профилактическая работа осуществляется по следующим направлениям в соответствии с программой профилактики.

 

Свою профилактическую работу мы осуществляли в течение 3 недель. За этот период была реализована деятельность по некоторым обозначенным направлениям, по наиболее ярко выраженным проблемам. По каждой из наиболее выраженной проблеме была проведена диагностика.

 

Для снижения уровня физической агрессии, для обучения правильным способам выхода из конфликтной ситуации использовались следующие формы  социально - педагогической работы:

 

1. Профилактическая беседа  «Гнев и агрессивность». Цель  данной беседы была информирование  подростков о феномене агрессивности.  В ходе ее мы постарались  ввести подростков в нашу деятельность, узнать о их точке зрения на агрессивность как на проблему среди подростков.

 

В ходе беседы шло бурное обсуждение о значении физической силы в жизни молодого человека. При  обсуждении мы получили следующую информацию: «Если молодой человек хоть раз в жизни не подрался с кем-нибудь он не настоящий мужчина».

 

В принципе все суждения по смыслу относятся к выше изложенному, только разными словами сказаны.

 

Но лишь один человек из исследуемой группы сказал: «Что сила есть ума не надо».

 

Мы сразу пришли к выводу, что единственный человек в группе понимает отрицательное значение применения физической силы для жизни человека и ее последствия. (по результатам опросника Баса-Дарки самый низкий результат по группе по шкале физическая агрессия).

 

2. Тренинг по профилактике  агрессивного поведения

 

Цель тренинга обучить  подростков приемлемым формам выплескивания  накопившегося гнева.

 

Следующим шагом профилактической работы является формирование доверительного отношения к людям. Мы выбрали  такую форму работы с группой  агрессивных подростков как классный час с элементами сюжетно-ролевых  заданий «Толерантная личность».

 

Цель данного классного  часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами  толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

 

В ходе данного классного  часа ребята определяли являются ли они толерантной или интолерантной личностью. Почти большинство ребят исследуемой группы определяли себя как интолерантных личностей. В конце классного часа несколько ребят переменили свое мнение относительно своей позиции.

 

Также профилактическая деятельность включала в себя работу с родителями и педагогами. Проводилось родительское собрание. Была проведена беседа с  некоторыми педагогами, обучающими данную группу подростков.

 

Таким образом, профилактическая работа включила в себя все направления  деятельности:

 

Ш Социальный педагог - агрессивный ребенок;

 

Ш Социальный педагог - родители;

 

Ш Социальный педагог - педагоги.

 

К каждому направлению  были поставлены задачи и подобраны  соответствующие методы.

 

3. Оценка эффективности  работы.

 

Задачей заключительного  этапа является оценка эффективности  профилактической работы. Для осуществления  этой задачи мы использовали повторное  проведение опросника Баса-Дарки.

 

Сравнивая результаты первого  и второго проведения опросника Басс-Дарки, мы видим, что произошли изменения почти по всем направлениям работы.

 

Как мы видим, в целом есть положительный результат по снижению агрессивных проявлений среди исследуемой  группы подростков, но будем считать  его условным, так как за короткое время практики добиться значительных изменений не реально. Мы считаем, что такая профилактическая программа агрессивного поведения будет наиболее эффективна, если к ней подключить как можно больше специалистов и реализовать программу всю в целом, реализация должна проходить систематически. Рекомендации по планированию и осуществлению социально-педагогической работы с агрессивными подростками.

Информация о работе Специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения