Специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.
Задачи:
Ш проанализировать литературу по данной теме
Ш раскрыть сущность агрессии и агрессивного поведения
Ш установить причины, и специфику проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Ш Рассмотреть половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
Объект исследования: агрессивность как негативная особенность поведения
Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения

Работа содержит 1 файл

кур 2.docx

— 44.73 Кб (Скачать)

 

1. Рекомендации социальному  педагогу Нюксенской средней общеобразовательной школы по работе с данной группой подростков:

 

o Разработать программу работы «Профилактика агрессивного поведения», за основу программы взять предложенный комплекс упражнений;

 

o Систематическое консультирование по отреагированию конфликтных ситуаций и поведения;

 

o Раз в полгода оценивать эффективность своей работы, применяя опросник Баса-Дарки;

 

o Знакомить родителей подростков из исследуемой группы с проделанной работой и полученными результатами;

 

o Включить в план работы раздел, направленный на работу с агрессивными детьми.

 

2. Рекомендации социальному  педагогу по работе с агрессивными  детьми.

 

o Ни в коем случае не забывать, что агрессивный ребенок - это особая категория детей, требующая пристального внимания со стороны социального педагога;

 

o Изучить особенности и проблемы агрессивных детей и в соответствии с ними составлять индивидуальные программы работы и групповые;

 

o Координировать действия психолога, учителей, классных руководителей по созданию условий для благоприятной социализации агрессивных детей;

 

o Проводить тематические родительские собрания на темы: «Агрессивный ребенок», «Взаимодействие с агрессивным ребенком»;

 

o Консультировать по конкретным проблемам, с которыми сталкиваются родители агрессивных детей;

 

o Проводить семинары-практикумы как отдельно для учителей и родителей, так и совместно;

 

o Отслеживать занятость свободного времени агрессивных детей;

 

o Не забывать отслеживать эффективность практической деятельности в данном направлении работы.

 

Заключение

 

 

Для изучения феномена агрессивности  нужно в первую очередь определить, что представляет собой агрессия и агрессивное поведение, в чем  заключаются их содержательные характеристики, выделить основные черты проявления агрессивности.

 

А также для более глубокого  изучения и качественного понимания  агрессивности, необходимо ввести классификацию  агрессии, наглядно определяющую формы  проявления агрессивного поведения.

 

Особенно важно определить, что же повлияло на формирование у  ребенка агрессивного поведения, кто  или что оказались главным источником агрессивной модели поведения. Социальному педагогу очень важно знать, какой вид агрессии преобладает на каждом возрастном этапе, кто и что является главным в каждый период. Благодаря этому можно определить, где произошло нарушение, какова причина проявления агрессии и сделать прогноз о ее развитии. Затем на основе всех собранных данных можно строить профилактическую работу.

 

Целью нашего исследования является изучение особенностей организации  профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального  педагога.

 

С социально-педагогической точки зрения необходимо отметить, что агрессивное поведение - это  один из ярких показателей социальной дезадаптации ребенка, а также нарушение процесса социализации в целом. У ребенка с агрессивными проявлениями возникают трудности в учебной деятельности (конфликты с педагогами, сверстниками), возникают проблемы в семье с родителями, в налаживании контактов, связей со своими сверстниками, то есть у него, как было сказано ранее, социализация происходит с ущербом для самого ребенка, он не может определить свое место в обществе, успешно выполнять свои социальные роли.

 

В последние годы проблема подростковой агрессивности с элементами жестокости стала особенно актуальной. Поэтому для выявления разных форм проявления агрессивности необходимо применение научно-обоснованных, надежных психологических тестов, методик, направленных на изучение личности.

 

Мы считаем, что агрессивным  подростком необходима помощь и поддержка  социального педагога. Именно он должен стать связующим звеном между  агрессивным ребенком, школой, семьей и другими социальными институтами  общества для создания благоприятных  условий процесса социализации ребенка.

 

Мы описали основные направления  работы социального педагога по стабилизации условий процесса социализации агрессивного ребенка. Это информационно-просветительская работа с родителями и педагогами; диагностическая и профилактическая работа с группой агрессивных  подростков; координационная работа между взрослыми и агрессивными подростками, то есть основные направления  работы предусмотренные нашей профилактической программой агрессивного поведения.

 

Во втором разделе нашей  работы мы представили описание собственного опыта социально-педагогической работы с группой агрессивных подростков, которая включила некоторые направления  из предложенной программа профилактики агрессивного поведения.

 

Оценка эффективности  проделанной работы показала, что  она дала результат.

 

В ходе практической работы мы пришли к выводу о том, что социальный педагог является помощником в жизни  агрессивных детей. Итогом нашей  деятельности стали рекомендации по организации работы социальному  педагогу с агрессивными детьми.

 

В заключении необходимо напомнить, что работа социального педагога с агрессивными детьми - это сложный  и никогда непрекращающийся процесс. Он требует от социального педагога личностного роста, хороших, постоянно  обновляющихся знаний в области  психологии обучения и развития агрессивных детей, а также тесного сотрудничества с педагогами, учителями, администрацией и обязательно с родителями агрессивных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости и умения предвидеть.

 

Список используемой литературы

 

 

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Михайлова В.А., 1998.

 

2. Баева И.А. Психология  в понятиях, образах, переживаниях. - М.: Центр гуманитарного образования, 1996.

 

3. Басов Н.Ф. Лексикон  социальной работы. - Вологда.: Русь, 2001. - 296 с.

 

4. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - 138 с.

 

5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993. - с 45-46

 

6. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004. - 288 с.

 

7. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. - М.: 1995 г. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Н.

 

8. Лютова Е.К. Тренинг  эффективного взаимодействия с  детьми. - СПб.: Речь, 2003. - 189 с.

 

9. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. - М.: академия, 2002. - 363 с.

 

10. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - Ярославль: Академия развития академия холдинг, 2004 г.

 

11. Платонова Н.М. Агрессия  у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2004. - 334 с.

 

12. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983.

 

13. Психология человека  от рождения до смерти / Под общ. Редакцией А.А. Реана. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

 

14. Рогов Е.Н. Настольная  книга практического психолога  в образовании. - М.: Владос, 1996. - 528 с.

 

15. Российская академия  наук отделение общественных  наук РАН правительство Вологодской  области Вологодский научно-координационный  центр ЦЭМИ РАН. Дети и молодежь - будущее России. - Вологда.: материалы Второй Российской научно-практической конференции, 7-9 июля 2004 г.

 

16. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Флинта, 2003. - 93 с.

 

17. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.:, 2003. - 96 с.

 

18. Смирнова Т.П. Психологическая  коррекция агрессивного поведения  детей. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. - 154 с.

 

19. Спок, Бенджамин. Разговор с матерью. - М.: Прогресс, 1987.

 

20. Фромм Алан, Гордон Томас Популярная педагогика. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - 607 с.

 

21. Школьная пресса. Воспитание  школьников, 2002 г.

 

22. Щуркова Н.Е., Классное руководство. Настольная книга для учителя. - М., 1999 г.

 

23. Эберлейн, Гизела. Страхи здоровых детей. - М.: Знание, 1981. - 190 с.

 

24. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта плюс, 2003. - 385 с.


Информация о работе Специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения