Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.
Задачи:
Ш проанализировать литературу по данной теме
Ш раскрыть сущность агрессии и агрессивного поведения
Ш установить причины, и специфику проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Ш Рассмотреть половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
Объект исследования: агрессивность как негативная особенность поведения
Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения
1. Рекомендации социальному педагогу Нюксенской средней общеобразовательной школы по работе с данной группой подростков:
o Разработать программу работы «Профилактика агрессивного поведения», за основу программы взять предложенный комплекс упражнений;
o Систематическое консультирование по отреагированию конфликтных ситуаций и поведения;
o Раз в полгода оценивать эффективность своей работы, применяя опросник Баса-Дарки;
o Знакомить родителей подростков из исследуемой группы с проделанной работой и полученными результатами;
o Включить в план работы раздел, направленный на работу с агрессивными детьми.
2. Рекомендации социальному
педагогу по работе с
o Ни в коем случае не забывать, что агрессивный ребенок - это особая категория детей, требующая пристального внимания со стороны социального педагога;
o Изучить особенности и проблемы агрессивных детей и в соответствии с ними составлять индивидуальные программы работы и групповые;
o Координировать действия психолога, учителей, классных руководителей по созданию условий для благоприятной социализации агрессивных детей;
o Проводить тематические родительские собрания на темы: «Агрессивный ребенок», «Взаимодействие с агрессивным ребенком»;
o Консультировать по конкретным проблемам, с которыми сталкиваются родители агрессивных детей;
o Проводить семинары-практикумы как отдельно для учителей и родителей, так и совместно;
o Отслеживать занятость свободного времени агрессивных детей;
o Не забывать отслеживать эффективность практической деятельности в данном направлении работы.
Заключение
Для изучения феномена агрессивности нужно в первую очередь определить, что представляет собой агрессия и агрессивное поведение, в чем заключаются их содержательные характеристики, выделить основные черты проявления агрессивности.
А также для более глубокого изучения и качественного понимания агрессивности, необходимо ввести классификацию агрессии, наглядно определяющую формы проявления агрессивного поведения.
Особенно важно определить, что же повлияло на формирование у ребенка агрессивного поведения, кто или что оказались главным источником агрессивной модели поведения. Социальному педагогу очень важно знать, какой вид агрессии преобладает на каждом возрастном этапе, кто и что является главным в каждый период. Благодаря этому можно определить, где произошло нарушение, какова причина проявления агрессии и сделать прогноз о ее развитии. Затем на основе всех собранных данных можно строить профилактическую работу.
Целью нашего исследования является изучение особенностей организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.
С социально-педагогической точки зрения необходимо отметить, что агрессивное поведение - это один из ярких показателей социальной дезадаптации ребенка, а также нарушение процесса социализации в целом. У ребенка с агрессивными проявлениями возникают трудности в учебной деятельности (конфликты с педагогами, сверстниками), возникают проблемы в семье с родителями, в налаживании контактов, связей со своими сверстниками, то есть у него, как было сказано ранее, социализация происходит с ущербом для самого ребенка, он не может определить свое место в обществе, успешно выполнять свои социальные роли.
В последние годы проблема подростковой агрессивности с элементами жестокости стала особенно актуальной. Поэтому для выявления разных форм проявления агрессивности необходимо применение научно-обоснованных, надежных психологических тестов, методик, направленных на изучение личности.
Мы считаем, что агрессивным
подростком необходима помощь и поддержка
социального педагога. Именно он должен
стать связующим звеном между
агрессивным ребенком, школой, семьей
и другими социальными
Мы описали основные направления
работы социального педагога по стабилизации
условий процесса социализации агрессивного
ребенка. Это информационно-
Во втором разделе нашей
работы мы представили описание собственного
опыта социально-педагогической работы
с группой агрессивных
Оценка эффективности проделанной работы показала, что она дала результат.
В ходе практической работы мы пришли к выводу о том, что социальный педагог является помощником в жизни агрессивных детей. Итогом нашей деятельности стали рекомендации по организации работы социальному педагогу с агрессивными детьми.
В заключении необходимо напомнить, что работа социального педагога с агрессивными детьми - это сложный и никогда непрекращающийся процесс. Он требует от социального педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляющихся знаний в области психологии обучения и развития агрессивных детей, а также тесного сотрудничества с педагогами, учителями, администрацией и обязательно с родителями агрессивных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости и умения предвидеть.
Список используемой литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Михайлова В.А., 1998.
2. Баева И.А. Психология
в понятиях, образах, переживаниях.
- М.: Центр гуманитарного
3. Басов Н.Ф. Лексикон социальной работы. - Вологда.: Русь, 2001. - 296 с.
4. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - 138 с.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993. - с 45-46
6. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004. - 288 с.
7. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. - М.: 1995 г. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Н.
8. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2003. - 189 с.
9. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. - М.: академия, 2002. - 363 с.
10. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - Ярославль: Академия развития академия холдинг, 2004 г.
11. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2004. - 334 с.
12. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983.
13. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. Редакцией А.А. Реана. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
14. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 528 с.
15. Российская академия
наук отделение общественных
наук РАН правительство
16. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Флинта, 2003. - 93 с.
17. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.:, 2003. - 96 с.
18. Смирнова Т.П. Психологическая
коррекция агрессивного
19. Спок, Бенджамин. Разговор с матерью. - М.: Прогресс, 1987.
20. Фромм Алан, Гордон Томас Популярная педагогика. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - 607 с.
21. Школьная пресса. Воспитание школьников, 2002 г.
22. Щуркова Н.Е., Классное руководство. Настольная книга для учителя. - М., 1999 г.
23. Эберлейн, Гизела. Страхи здоровых детей. - М.: Знание, 1981. - 190 с.
24. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта плюс, 2003. - 385 с.
Информация о работе Специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения