Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:01, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть педагогическую систему образования лиц с нарушениями зрения в современном обществе.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения.
Предмет исследования - педагогическая система образования лиц с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- раскрыть отношение к слепым в древнем мире в период средневековья;
- рассмотреть отношение обучения лиц с нарушением зрения за рубежом;
- определить особенности дошкольного образования лиц с нарушениями зрения;
-раскрыть школьное образование для лиц с нарушениями зрения.
В. А. Феоктистова представляет соотношение специфического и общего содержания как отношение части и целого. Обе эти теории не учитывают специфичность содержания общеобразовательных предметов, введение специфических курсов и дисциплин со своим своеобразным содержанием (тифлографика, социально-бытовая ориентация и т.д.), не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. Третья модель коррекционного принципа (Л. И. Солнцева) рассматривается как система педагогического воздействия, осуществляемая в процессе усвоения общеобразовательных знаний с использованием знаковых систем (код Брайля, крупный шрифт и т.д.), которые способны воспринимать дети с нарушением зрения в процессе специфических программ обучения или специфических разделов программ общеобразовательных предметов; в ходе воспитательной работы и в процессе специальных коррекционных занятий, со своим специфическим содержанием.
Разрабатывая систему коррекционной работы слепых и слабовидящих детей, Б. К. Тупоногов показал, что такая система является открытой, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов у детей школьного возраста, и позволяющей решать проблемы коррекции как в области обучения, развития, так и воспитания. Важным достижением Б. К. Тупоногова является создание коррекционных основ предметного преподавания, включающих содержание, методы и средства коррекционного воздействия. Особое место в теории коррекционной работы детей с нарушением зрения занимает исследование Л. И. Плаксиной, включающее в систему коррекционной помощи детям с амблиопией и косоглазием воздействие не только на вторичные отклонения, связанные с нарушением зрения, но и на сам первичный дефект. Системный и комплексный подход позволил показать взаимодействие психолого-педагогической и медицинской коррекции. При этом выделенные ею принципы превентивности, пропедевтики, трансформированного перестроения взаимодействия психических функций, специальной информационной наполненности и индивидуально дифференцированной помощи детям позволяют не только корригировать, но и восстанавливать зрение.
Программы
специальных классов
Программами
предусмотрено использование
Особенностью
программы по русскому (национальному)
языку в начальных классах
специальных школ для слепых и
слабовидящих детей является то, что
они предусматривают увеличение
продолжительности
Своеобразие программы по языку в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Программа предусматривает формирование предметных представлений, уточняющих содержание слов, умение работать с рельефными грамматическими схемами, сюжетными рисунками и другими специальными дидактическими материалами.
Программа по математике, так же как и программа по русскому языку, предусматривает увеличение подготовительного периода. В содержание обучения по математике включен материал, направленный на обогащение опыта и овладение ориентировочными навыками в микро- и макропространстве. Большое внимание уделяется формированию конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий.
В
программах школ для слабовидящих «Ознакомление
с окружающим миром и природоведение»
увеличено количество предметных уроков,
экскурсий и практических занятий,
что позволяет обогатить
При изучении природоведения в школе слепых особое внимание уделяется умениям выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения. Увеличивается время на проведение опытов, наблюдений, предметных уроков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостающей зрительной информации.
Особенности программ по
Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития, В связи с увеличением по сравнению с обычной школой срока обучения слепых и слабовидящих в этом звене на один год дается иное распределение программного материала по годам обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся с нарушением зрения в средней школе также ведется по программам массовой общеобразовательной школы с применением специальных форм и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.
Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами — тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.
Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени, учитывающие специфические и возрастные особенности развития детей с нарушениями зрения:
-первоначальное
трудовое обучение в I — IVклассах;
-трудовая подготовка, осуществляемая
на общеобразовательной основе, имеющей
политехническую направленность в V—
Х классах;
-ирокопрофильная трудовая подготовка
с переходом в профессиональную с активным
вовлечением учащихся в общественно полезный
производительный труд в ХI—ХII классах.
Первоначальное трудовое обучение (1—IV классы) направлено на привитие любви к труду, ознакомление с элементами технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. Дети получают элементарные сведения об основных свойствах некоторых материалов (бумаги, картона, дерева, жести, проволоки, пластических масс, глины и др.), знакомятся с устройством, назначением и применением рабочих и измерительных инструментов (метра, масштабной линейки, угольника, рулетки, различных шаблонов), усваивают основные понятия мер длины, веса и объема. Большое внимание уделяется бытовому труду и самообслуживанию.
Трудовая подготовка на втором этапе (V—Х классы) осуществляется на общеобразовательной основе, имеет политехнический характер и предусматривает активное вовлечение школьников в общественно полезный труд. Трудовое обучение на этом этапе расширяет знания и умения учащихся в сфере технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. В сфере технического труда они изучают элементы электроники, машиноведения, специальной графики, овладевают приемами пользования инструментами и способами обработки различных материалов (дерева, металла, пластмасс и др.), выполнения механосборочных и электромонтажных работ. В процессе выполнения сельскохозяйственных работ они получают знания и навыки выращивания ведущих для данной местности овощных, плодово-ягодных и цветочно-декоративных растений. Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не только учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи, поскольку этот этап обучения связан с последующей профессиональной подготовкой учащихся.
На
третьем этапе (ХI—Х1I классы) осуществляется
широкопрофильная трудовая подготовка
с переходом в профессиональную
с активным вовлечением учащихся
в общественно полезный производительный
труд. Обучение сочетается с производительным
трудом в условиях школы и на предприятиях.
2.3
Профориентация, профессиональное
образование и трудовая
деятельность слепых
и слабовидящих.
Профориентация лиц с
В
специальной профориентационной карточке
ведется систематическая
Значительное число лиц с нарушенным зрением трудится на промышленных предприятиях. Одни из них работают за станками, другие — на конвейерах, третьи — на испытательных стендах. На промышленных предприятиях системы Всероссийского общества слепых распространены механосборочные, радио- и электромонтажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции.
Для освоения таких профессий уже в школе у учащихся развивают технические способности, конструктивное творческое воображение. В этих целях школьники изучают черчение, машиноведение, электро и радиотехнику, овладевают рабочими умениями и навыками, участвуют в кружковых и факультативных занятиях.
Среди незрячих много
Среди русских и советских ученых много незрячих, которые являются гордостью отечественной науки, — свыше 40 докторов и более 200 кандидатов наук. Широко известны имена отечественных математиков: академика Л.С.Понтрягина, д-ра физико-математических наук А. Г. Витушкина, д-ра физико-математических наук В. И.Зубова и др. Свой вклад в специальную педагогику, тифлопедагогику сделали незрячие ученые: д-р педагогических наук, профессор Б. И. Коваленко, д-р педагогических наук, профессор В.С.Сверлов. Люди с нарушенным зрением успешно работают программистами, экономистами, историками, филологами, в области теоретической и прикладной математики. Много замечательных незрячих людей заняли достойное место в искусстве и литературе. Известны имена слепых писателей и поэтов Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева. Александра Белорукова, Федора Шоева, Николая Островского и более молодых, принадлежащих другому поколению, — Эдуарда Асадова, Николая Силкова, Глеба Еремеева, Михаила Суворова, Николая Рыбалко, Амны Притчиной и других.
Среди
слепых много замечательных
Информация о работе Специальное обучение лиц с нарушением зрения