Специальное обучение лиц с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть педагогическую систему образования лиц с нарушениями зрения в современном обществе.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения.
Предмет исследования - педагогическая система образования лиц с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- раскрыть отношение к слепым в древнем мире в период средневековья;
- рассмотреть отношение обучения лиц с нарушением зрения за рубежом;
- определить особенности дошкольного образования лиц с нарушениями зрения;
-раскрыть школьное образование для лиц с нарушениями зрения.

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

       Введение 

       Личность  слепого, так же как и зрячего  человека, находилась и находится  в сфере воздействий различных  общественных и идеологических отношений. Поэтому положение слепого в  обществе, как в прошлом, так и  в настоящем определяется господствующими  идеологиями, воплощенными в политике государства, гражданином которого является слепой. История знает несколько типов обществ, которые отличались способом производства и господствующими идеологиями.

       Специальное образование является частью системы  общего образования и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями в развитии. Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,  "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах" [1]. 

       Из  изложенного выше видно, что далеко не все вопросы обучения и воспитания слабовидящих детей были поставлены и решены в первые десятилетия возникновения опыта обучения этой категории детей с нарушением зрения. Основными причинами такого положения в тифлопедагогике были теоретическая несостоятельность и слабая экспериментальная основа тифлопедагогических исследований, направленных на приспособление всего процесса обучения к слабому зрению слабовидящего школьника. Однако это не снимает необходимости изучать зарубежный опыт и методы обучения слабовидящих в те годы.

       Исследования в области специальной психологии и специальной педагогики направлены на доказательство основного положения тифлопедагогики - "Мы должны рассматривать слепого как человека иного рода, нежели зрячий. Слепота вызывает выпадение многообразных стимулов. Может ли такой человек сформироваться как личность?

       Ведущие тифлопедагоги В. Гаюи, А Цейне, И Клейна, С Гоу, и др. видели в трудовом и интеллектуальном образовании средства компенсации личности слепого и путь к независимости в обществе.

Разрабатывая  систему работы слепых и слабовидящих детей, Б. К. Тупоногов показал, что такая система является открытой, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов у детей школьного возраста, и позволяющей решать проблемы коррекции как в области обучения, развития, так и воспитания.

       Проблема  педагогической системы образования лиц с нарушением зрения, на сегодняшний день приобретает особую актуальность, так как, имеет особое значение для формирования полноценной личности ребенка, его успешного обучения в школе.

Цель  исследования - рассмотреть педагогическую систему образования лиц с нарушениями зрения в современном обществе.

Объект  исследования - процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения.

Предмет исследования -  педагогическая система  образования лиц с нарушением зрения.

Задачи  исследования:

- раскрыть отношение  к слепым в древнем мире в период средневековья;

- рассмотреть  отношение  обучения лиц с нарушением зрения за рубежом;

- определить особенности дошкольного образования лиц с нарушениями зрения;

-раскрыть  школьное образование для лиц с нарушениями зрения.   

Методы исследования - анализ научно-исследовательской, психолого -педагогической и методической литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Этапы становления  специального образования  лиц с нарушением  зрения.

       1.1 Положение слепых в древнем мире в период средневековья. Зарождение идей обучения и воспитания  слепых. 

       Личность  слепого, так же как и зрячего человека, находилась и находится в сфере воздействий различных общественных и идеологических отношений. Поэтому положение слепого в обществе, как в прошлом, так и в настоящем определяется господствующими идеологиями, воплощенными в политике государства, гражданином которого является слепой. История знает несколько типов обществ, которые отличались способом производства и господствующими идеологиями.

         Положение слепых в рабовладельческом обществе определялось их принадлежностью к тому или иному классу: рабов или рабовладельцев. В рабовладельческом государстве господствовал закон сформулированный Аристотелем в его "Политике": "Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует" [2]. Этот закон приводил к уничтожению всех родившихся калек, которых сбрасывали с горы.

       В древнем Китае слепых от рождения или уничтожали или бросали на произвол судьбы, как неспособных к труду и службе императору. Оставшиеся в живых слепые от рождения или ослепшие никакой помощи со стороны государства не получали. Но античный мир знает  два типа рабовладельческих государств: спартанский и афинский. При одинаковой их классовой  сущности формы выражения идеологии у них разные, хотя и направлены на укрепление господствующего класса рабовладельцев. Если идеалом свободного человека в спартанском государстве является сильный воин, способный на любые физические испытания, то афинская рабовладельческая идеология пытается показать идеал свободного человека с разносторонними гуманитарными знаниями, способного познать мир и утвердить в нем через познание свое собственное "я". Это доступно только свободному от труда человеку рабовладельцу.

       В основу господствующей идеологии положены учения Платона, Конфуция, Фразуила и других философов-идеалистов древнего мира. По их мнению, слепота ограничивает внешнее восприятие, но, по сравнению со зрячими - слепые имеют преимущества: они отвлекаются от внешнего мира и поэтому лучше и полнее могут познать свое внутреннее "я", развить свои ум и воображение. Конечно, эти положения относились только к слепым господствующего класса.

       Истории известны древнегреческие слепые ученые, ораторы, учителя, которых охотно нанимали в дом римские патриции. Что касается слепых рабов, то их уничтожали, если они не способны были работать так, как хотелось хозяину. Известны также случаи, когда крупные землевладельцы, имея много рабов, ослепляли тех, кто использовался в домашнем хозяйстве. Раб продолжал так же работать: крутить ворот, мять виноград и т. д., а слепота не давала возможности ему убегать от хозяина [3].

       Существенно меняется взгляд на слепого и его положение в обществе с победой феодализма и с распространением в большинстве стран Европы христианской религии. Любое отклонение в физическом развитии расценивается как проявление воли бога, который наказал людей за их грехи или за грехи предков. В этих условиях, независимо от сословия, слепой становится отщепенцем общества, которого наказал бог. Слепота является страшной карой для человека. Не случайно, история знает факты, когда смертная казнь заменялась ослеплением людей, так как это было равносильно смерти. Удел большинства слепых из народа  нищенство. На протяжении многих веков слова "слепой" и "нищий" были синонимами.

       В период раннего средневековья (VI-VII вв.) в странах Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, где господствующей становится мусульманская религия, общественное положение слепого несколько иное. Он, как и в христианской религии, "отмечен богом", но отмечен как человек, на которого "снизошел дух божий". Он расценивается в большинстве стран как "святой" человек. Известны случаи, когда мусульмане, побывавшие в Мекке, выкалывали себе глаза железом потому, что "нет ничего в мире, на что стоило бы смотреть после того, как они узрели святой город" [2, С. 13]

       Позже, в ряде европейских стран делается попытка создать убежища для слепых. Старейшими из них являются Баварское и Парижское убежища для взрослых слепых. И то и другое создаются по инициативе государей этих стран.  В Баварии в 1198 году было основано первое убежище для взрослых слепых на средства ослепшего курфюрста.

       Несмотря  на то, что сила и влияние феодальной идеологии в XV-XVIII вв. еще очень велики, появляются идеи, выражающие настроение и мысли зарождающегося "третьего сословия", которое представляло в тот период интересы прогрессивного класса буржуазии. Идеология эпохи Возрождения характеризуется интересом к реальной жизни, появлением новых философских систем. Интерес к человеку, к его назначению и месту в обществе резко возрастает, возникает потребность в людях, обладающих научными знаниями. Изменения, происходившие в обществе, его идеологии и уровне развития педагогических и других наук, отразились и во взглядах на физически дефективного человека. Высказывается мысль о том, что назначение общества заключается не столько в подаче милостыни слепому, сколько в организации учреждений, где каждый нуждающийся может найти себе приют и возможность трудиться. «Можно ли, пишет Я. А. Коменский, приобщить к образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме, разве что нечеловека» [3].

       В Палермо в 1662 году возникает небольшая музыкальная школа для слепых на 30 человек. Организаторы этой школы (сами слепые) выработали устав, согласно которому нищенство для слепого является позором, и слепые могут и обязаны трудиться. Хотя эта школа просуществовала сравнительно недолго, значение ее в истории развития профессиональных учреждений для слепых огромно.

         В Англии создаются "братства" слепых, которые тоже пытаются найти пути для своего самостоятельного существования. Там слепых обучали хорошо ориентироваться при передвижении по улицам Лондона. Общество предлагало иностранцам услуги слепых в качестве провожатых в туманные дни и вечера, когда зрячим, плохо знающим Лондон, легко было заблудиться. Конечно, это были лишь жалкие попытки изменить судьбу слепых из народа, в судьбе которых почти никакого участия не принимало государство. Однако это свидетельствует о новом взгляде на слепых, создает предпосылки для начала их систематического обучения и включения в трудовую деятельность.

         Важным шагом на пути развития обучения слепых явились попытки некоторых общественных деятелей предложить способы письма и чтения с помощью осязания. Наиболее распространенным был тогда способ письма на вощеной бумаге острой палочкой обычных букв, которые затем на ощупь воспринимались слепым. Этот способ письма был мало пригоден для слепых. Он не учитывал особенностей и возможностей их осязания. Важным в истории развития письменности слепых была попытка распространения точечного шрифта Ф. Лана (1670 г.), который, изучив некоторые особенности осязания, предложил свой шрифт, основанный на комбинации двенадцати точек. Проложенный шрифт не получил широкого распространения, а сам автор, аббат Ф. Лана, за вмешательство в судьбу слепого, которая, как утверждали церковники, предопределена самим богом, был сурово наказан церковью. Но этот опыт создания точечного - шрифта, отражающий возможности осязания слепого, имеет важное значение в истории развития письменности, без которой невозможно никакое обучение слепых грамоте. Косвенно шрифт Ф. Лана сыграл свою положительную роль в создании шрифта Брайля, которым пользуется сейчас большинство слепых мира [4]. 

       1.2 Тифлопедагогика и практика обучения лиц с нарушением зрения в первый период развития. 

       Начало  систематического обучения слепых связано с именем известного французского тифлопедагога В. Гаюи, который в 1784 году осуществил удачную попытку обучения слепого юноши чтению, письму и музыке по разработанной им системе. В этом же году, во Франции, было открыто специальное образовательное учреждение - Парижский национальный институт (училище) слепых. В книгах В. Гаюи (1745—1822) «Очерк об обучении слепых» (1786) и «Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых» (1788) сделана удачная попытка определить, исходя из собственного опыта, цели, задачи, содержание и методы обучения слепых. Работы В. Гаюи свидетельствуют, что воспитанники Парижского национального института слепых изучали, главным образом, чтение, письмо, арифметику, историю и элементы географии; важное место отводилось чтению рельефных карт, музыкальным занятиям и профессионально-ремесленной подготовке. Предусматривались также занятия по ориентировке на местности. В. Гаюи склонялся к идее создания учебных заведений для слепых двух типов. Первый тип такого учреждения был предназначен для слепых детей из состоятельной среды. Здесь в задачи входило «доставить возможность заниматься науками, литературой, искусством». Второй тип учебного заведения был рассчитан на «массовое» обучение слепых детей из бедных семей. Главной его задачей становилась подготовка к трудовой деятельности, с тем чтобы «доставить слепцам заработок». В целом прогрессивные педагогические взгляды В. Гаюи на возможность обучения и развития слепых оказали существенное влияние на весь последующий ход развития тифлопедагогики.

       Этот  факт вошел в историю тифлопедагогики как начало развития науки о методах обучения слепых, а в практике привел к открытию в большинстве стран Европы учебных заведений, которые ставили своей задачей обеспечить слепым воспитанникам приют, дать элементарное образование и привить трудовые навыки [5].

       Первые  училища (как учебные заведения) открываются почти одновременно в большинстве стран Европы: во Франции, в Париже, в Англии, в Ливерпуле, в Эдинбурге и Лондоне, в Германии, в Берлине, в Италии, в Неаполе, в Австро-Венгрии, в Вене, в Праге, в Голландии, в Амстердаме и т д. Несколько позднее открываются первые училища для слепых в США, в Бостоне. В 70-х годах XIX века, к концу рассматриваемого периода, в мире насчитывалось около 150 учебных заведений, крупнейшими из которых явились Национальный  Парижский институт, Нормальный королевский колледж и Музыкальная академия в Лондоне.

Информация о работе Специальное обучение лиц с нарушением зрения