Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:01, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть педагогическую систему образования лиц с нарушениями зрения в современном обществе.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения.
Предмет исследования - педагогическая система образования лиц с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- раскрыть отношение к слепым в древнем мире в период средневековья;
- рассмотреть отношение обучения лиц с нарушением зрения за рубежом;
- определить особенности дошкольного образования лиц с нарушениями зрения;
-раскрыть школьное образование для лиц с нарушениями зрения.
Слепота и слабовидение имеют и социальные последствия для ребенка. В семье, где растет ребенок с нарушенным зрением, отношения с окружающими и с самим ребенком начинают строиться иначе. Взрослые, члены семьи, родственники, знакомые жалеют его, высказывая свое отношение вслух, ребенок становится центром излишнего внимания, жалости и заботы. Это негативно сказывается на воспитании ребенка, формировании его самооценки, взаимоотношений с окружающими.
Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нарушенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.
Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2—З до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе [16].
Педагогическая
работа направлена на гармоническое
развитие ребенка в той степени,
в которой это позволяет
Кроме образовательной
составляющей работа в дошкольных группах
направлена на коррекцию отклонений в
развитии, восстановление остаточных
функций зрения, оздоровление детей. Значительное
внимание уделяется развитию всей компенсирующей
системы, прежде всего слуха, осязания,
мобильности и ориентировки в пространстве,
а также формированию навыков самообслуживания.
Проводится работа по гигиене, охране
и развитию остаточного зрения, коррекции
познавательной, личностной и двигательной
сферы, формированию навыков ориентировки
в пространстве и самообслуживанию [17].
Дети
обучаются основным навыкам гигиены
зрения, а также, если это необходимо,
и пользования очками. У детей
развиваются все элементы зрительного
восприятия: способность видеть вблизи
и вдаль, наблюдать за движущимися
предметами, способность различать форму
предметов, краски, рассматривать картинки,
ориентироваться в пространстве. Развитие
зрительных функций дополняется развитием
слуха и осязания. Дети подготавливаются
к систематическим занятиям в школе [18].
2.2 Обучение детей с недостатками зрения в школе.
Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями [19]. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о разностороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С. Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей [20].
В
связи с этим школы для слепых
и слабовидящих детей должны выполнять
следующие функции: учебно-воспитательную,
коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую,
лечебно-восстановительную, социально-адаптационную
и профориентационную. Это обеспечивает
нормализацию развития детей с нарушенным
зрением, восстановление нарушенных связей
с окружающей их средой (социальной, природной
и др.).
Психическое развитие
слепых и слабовидящих детей, формирование
у них компенсаторных процессов, активной
жизненной позиции, осознания способов
самореализации и овладение ими зависят
прежде всего от социальных условий, в
первую очередь от образовательных.
Коррекционно-развивающая
Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:
-учете
общих закономерностей и
-модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
-дифференцированном
подходе к детям, уменьшении
наполняемости классов и
- специальном оформлении учебных классов
и кабинетов, создании санитарно-гигиенических
условий, организации лечебно-восстановительной
работы;
-усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения. Школы для слепых детей и школы для слабовидящих дают цензовое среднее образование, по окончании школы учащиеся имеют право и возможность на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения страны. Из этого вытекает основной принцип определения содержания дети должны овладеть объемом знаний массовой школы [23]
Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IУ видов) состоят из трех ступеней: 1 ступень — начальная школа, 11 ступень — основная школа или неполная средняя школа, III ступень — средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.
Школа 1 ступени призвана обеспечить
становление личности ребенка,
целостное развитие ее
Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом профессионального обучения и трудоустройства.
Школа
III ступени обеспечивает завершение
общеобразовательной подготовки и
курса профессионального
В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями [24]
Для
подбора, построения и реконструкции
изображений для слепых и слабовидящих
разработаны специальные
Понятие тифлотехника включает в себя как теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью, так и практическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрительных функций. Учебная тифлотехника совершенствует и развивает учебную материально-техническую базу, обогащает содержание и методы обучения, оптимизирует обучение учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в процессе политехнической и производственной подготовки.
В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами). Функции приемника световых сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор.
Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических средств ведется путем усиления (повышения уровня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обусловленных неполноценностью зрительного анализатора. Это достигается увеличением яркости, контрастности, угловых размеров изображения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция аметропии неэффективна, используются специальные оптические, телевизионные, светотехнические средства.
К оптическим средствам
Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.
В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.
Для
незрячих разработаны различные
по сложности технические
Выпускаются «говорящие» книги,
В целях улучшения физической подготовки слепых и слабовидящих и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.
Специальные технические средства и приспособления, используемые для трудового и профессионального обучения и на рабочих местах производственных предприятий, позволяют осуществлять слепым и слабовидящим сборку электротехнических и радиоэлектронных изделий, производить механическую обработку различных материалов, холодную штамповку и другие операции. В тифлопедагогике принцип коррекционной направленности наиболее глубоко проанализирован И. С. Моргулисом. Им выделено пять специфических тифлопедагогических принципов: усиление педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью; формирование сенсорного опыта; развитие осязательной деятельности; интеллектуализация учебно-познавательной деятельности и, наконец, принцип формирования соотносительной деятельности. Поскольку два из них (3 и 5) практически конкретизируют и раскрывают предыдущие, можно сказать, что И. С. Моргулис выделил три специфических для школ для детей с нарушением зрения принципа коррекционной направленности и представил одну из трех существующих моделей коррекции зрительной недостаточности, а именно - модель коррекционной работы как способ овладения общим с массовой школой содержанием обучения [26].
Информация о работе Специальное обучение лиц с нарушением зрения