Специальное обучение лиц с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть педагогическую систему образования лиц с нарушениями зрения в современном обществе.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения.
Предмет исследования - педагогическая система образования лиц с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- раскрыть отношение к слепым в древнем мире в период средневековья;
- рассмотреть отношение обучения лиц с нарушением зрения за рубежом;
- определить особенности дошкольного образования лиц с нарушениями зрения;
-раскрыть школьное образование для лиц с нарушениями зрения.

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

       Открытие  первых учебных заведений для  слепых детей и дальнейшее их развитие происходит в период, когда в большинстве европейских стран к власти приходит прогрессивный для того времени класс буржуазии, побеждают прогрессивные идеи в области философии, педагогики. Все изменения в педагогике и практике обучения зрячих детей отразились на развитии практики обучения слепых детей, определили цели и содержание их обучения и воспитания [6].

       Большинство тифлопедагогов первого периода разделяют и выражают передовые взгляды в определении задач обучения, места слепого в обществе. Своей деятельностью они стремятся помочь выпускнику школы слепых выйти на дорогу жизни, добиться равных прав со зрячими, борются за широкое образование слепых, считая, что слепота не является непреодолимым препятствием в получении образования. Ведущие тифлопедагоги Гаюи,  Цейне, Клейн, и др. видели в трудовом и интеллектуальном образовании средства компенсации личности слепого и путь к независимости в обществе.

       Согласно стремлениям известных педагогов, тифлопедагоги выступают за государственный характер учебных заведений для слепых, требуют от правительства принятия закона об обязательном обучении слепых. Уже при жизни В. Гаюи, А Цейне, И Клейна, С Гоу раздаются голоса критики в их адрес со стороны последователей и официальных лиц. Делаются попытки объяснить, что нужно понимать под "всесторонним развитием" личности слепого. Оно ограничилось привитием элементарных правил гигиены, ориентировки, скромности, способности переносить все лишения, которые уготовила судьба слепому человеку.

       Тифлопедагоги уже в первый период, выдвигая лозунг о широком образовании слепых, определяют два типа учебных заведений для слепых детей, принадлежащих к разным классам и группам общества [7].

       Слепым  детям, принадлежащим к числу "имущих" уже в первый период развития тифлопедагогики, предоставляется возможность получить высшее образование наравне со зрячими, чтобы потом "наслаждаться жизнью". Что касается слепых из народа, то их образование не должно выходить за рамки элементарного обучения грамоте и овладения ремеслом, с помощью которого они "смогут заработать на жизнь".

       Тифлопедагогика как наука в этот период только определяет свои предмет и методы исследования. Ее развитие тормозится тем, что идеи ведущих тифлопедагогов о государственности школы не были претворены в жизнь. Первые учебные заведения для слепых связаны с деятельностью благотворительных учреждений.

       Частный характер подавляющего большинства училищ и институтов приводил к тому, что между ними не было связи в рамках даже одной страны. Задачи и содержание обучения каждого учебного заведения вытекают из взглядов и уровня знаний учредителя, директора. Имеющийся опыт обобщался и анализировался узким кругом людей, стоящих во главе учебных заведений, которые не были связаны между собой. Многие из них ни по образованию, ни по опыту работы не были педагогами. Основная деятельность тифлопедагогов первого периода была направлена на разработку способов письма слепых, без чего невозможно было добиться овладения грамотой, счетом.

       Основные  методы обучения слепых в рассматриваемый  период отражают уровень развития тогдашней  теории общей педагогики и психологии. Тифлопедагоги искали такие методы и приемы обучения, которые были бы доступны слепому и сближали бы его со зрячими сверстниками. Хотя в практике обучения и применялись учебные пособия, рассчитанные на осязательное восприятие, устные методы считались основными в обучении слепых.

       Представители французской тифлопедагогики конца  XIX в. вслед за В. Гаюи подразделяли школьное обучение незрячих на две ступени. Главными методами обучения в обоих случаях, но особенно на 2-й ступени, выступали словесные методы. Например, П. Виллей считал, что чтение вслух должно играть для слепого в детстве роль заменителя зрения и остается в этом назначении на продолжении всей его жизни. Если перед школой 2-й ступени ставилась цель — дать воспитанникам основательные знания, то школа 1-й ступени решала более общие и простые задачи — обогащать представление незрячих детей, развивать их органы чувств (прежде всего слух), укреплять физическое здоровье. Слуховой функции, как уже отмечалось, отводилась особая роль важнейшего элемента в познавательной и трудовой деятельности незрячих и в пространственной ориентировке. Только слуховое восприятие, по мнению тифлопедагогов того времени, могло правильно передать слепому знания об окружающей действительности.

       И. Клейн писал в своем руководстве в 1819 году "Обучение разным предметам ведется большей частью путем устного изложения, и при помощи слуха. Чтение книг является лишь иным видом того же способа обучения, и его можно было бы заменить также чтением слепым вслух" [7, С. 37-40].  

       1.3 Тифлопедагогика  и практика обучения  лиц с нарушением  зрения во второй период развития. 

       В конце XIX века большинство капиталистических стран Европы и Северной Америки переживают социально-экономический кризис-капитализм. Это отражается на теории и практике обучения слепых детей идеи В Гаюи, С Гоу, А. Цсине о задачах и содержании обучения слепых уже не отвечают запросам времени. Стремление первых тифлопедагогов дать широкое образование слепым, признать за ними все общественные права расценивается как серьезный недостаток науки о слепых.

       Взгляды на слепого, его положение в обществе, возможности получения образования резко расходятся с теми, которыми руководствовались тифлопедагоги первого периода в своей практической деятельности.

       Исследования в области специальной психологии и специальной педагогики направлены на доказательство основного положения тифлопедагогики - "Мы должны рассматривать слепого как человека иного рода, нежели зрячий. Слепота вызывает выпадение многообразных стимулов. Может ли такой человек сформироваться как личность? Нет Слепые являются только тенью, только подобием человека, так как их умственный кругозор не идет дальше того что они могут потрогать рукой" [8]

       К концу XIX, началу XX века количество школ для слепых значительно возросло. Но больших успехов достигла и тифлопедагогика Германии. Здесь первое училище для слепых (Королевский Берлинский институт) было открыто в 1806 г. Идейными вдохновителями создания этого учебного заведения были В. Гаюи и первый директор училища Август Цейне (1778— 1853). Одаренный тифлопедагог, которого в Германии называли «отцом слепых», А. Цейне был поборником широкого образования для людей с нарушениями зрения и стремился приблизить уровень обучения в Берлинском институте для слепых к уровню гимназической подготовки зрячих. Центральное место в образовании незрячих отводилось трудовому обучению как средству становления и развития личности; наряду с этим большое внимание уделялось естественным предметам и географии. Цейне, писал Ф. Цех, разработал «последовательный курс географии, в котором он постепенно переходил от изучения родины к изучению всего света». Увлечение географией привело А. Цейне к созданию методики обучения слепых этому предмету, методике работы с рельефными наглядными пособиями — географической картой и глобусом [7, С. 59].

       Так же в этот период открываются школы слепых в слаборазвитых странах Европы: Испании, Португалии, на Балканском полуострове. Английская и американская буржуазия через свои миссии, желая прикрыть свою захватническую политику, открывает первые учебные заведения в колониях и полуколониях  Китае, Индии, странах Северной Африки и Южной Америки.

       Конечно, открытие учебных заведений приютского типа в этих странах носило пропагандистский характер, оно не решало проблемы обучения слепых детей из народа, родители которых были лишены всех социальных и экономических прав. Но обучение слепых явилось важным условием, обеспечивающим развитии тифлопедагогики, отражавшей современные ей взгляды на слепого и вооружавшей учителя методами и приемами обучения и воспитания детей, лишенных зрения. Отсюда следует, что главной предпосылкой развития тифлопедагогики конца XIX века явились изменения социально-экономического характера, происшедшие в буржуазном обществе этого периода.

       Положительную роль в развитии тифлопедагогики второго периода сыграли достижения в смежных науках психологии, физиологии общей педагогике, офтальмологии. Изучение органов чувств человека, их места и роли в познавательной деятельности дало возможность пересмотреть основные положения методики обучения слепых, которая в первый период ее развития считала слух веющим в познавательной и учебной деятельности слепых [9].

       Конец XIX века начало империалистических войн (франке - прусская война, война на Балканском полуострове, первая империалистическая война) Эти войны приводят к увеличению массы слепых, на которых буржуазное государство было вынуждено обратить внимание, не ограничиваясь только выдачей пенсии. Создаются учреждения по профессиональной подготовке военноослепших, выделяются средства на изучение проблем их "интеграции" и т д. Военнослепшие располагают большими социальными правами, чем слепые от рождения. В некоторых странах Англии, Франции, США военноослепшим удается привлечь внимание широкой общественности не только к себе, но и к бедственному положению многих школ слепых. Некоторые из этих школ начинают опекаться организациями военноослепших. Тифлопедагогика в конце 70-х гг XIX века создает свою теорию, определяет специфические задачи, содержание и принципы обучения детей с дефектами зрения.

       Происходит  дифференциация дефектологической науки. Открываются лечебные заведения для слабовидящих слепоглухонемых, слабоумных слепых детей. Делается попытка разработать методики и принципы обучения этих групп детей с нарушением зрения [10]. 

       1.4 Возникновение и  развитее тифлопедагогической  теории и практики  обучения слабовидящих  детей. 

       Если  начало систематического обучения слепых относится к концу XVIII века, то вопрос о специальном обучении слабовидящих детей практически был решен лишь100 лет спустя, в начале XX века, хотя в ряде стран и предпринимались попытки раздельного обучения слепых и слабовидящих детей. Имеются сведения о том, что в Австрии, в Вене, врач-офтальмолог Франц фон Техейе, участвовавший в открытии первой школы слепых, в 1802 году высказывает мысль, что "дети, имеющие остаточное зрение не должны помещаться вместе со слепыми. Им необходимы особые условия для обучения" [4, С. 63].

         Лишь в 1892 году была сделана попытка организовать два специальных класса для детей с остаточным зрением в Амстердамском Институте слепых. Но эти классы были вскоре закрыты. В 1894 Году Поррис (Дания) выступил на съезде но делам обучения слепых с докладом о необходимости организации классов для детей, имеющих остаточное зрение.

         В 1898 году поднимается вопрос об организации классов слабовидящих в Будапеште. В 1902 году в  одном из журналов публикуется статья Брандшемера в которой тот пишет, что "только тогда дело слепых будет хорошо поставлено, когда будут раздельные учреждения для полностью слепых и полу зрячих. В работе с последними должен быть применен метод зрячих".

         В 1902 году на Брюссельском конгрессе  был поставлен вопрос о раздельном обучении слепых и слабовидящих. Однако все эти и другие попытки создать классы для детей с частичным нарушением зрения не увенчались успехом.

       Только  с развитием тифлопедагогической науки и офтальмологии, обосновывающих необходимость раздельного обучения слепых и слабовидящих детей, развивается новое направление в теории обучения детей с нарушением зрения.

       Родиной первых классов "охраны зрения" является Англия, где врачом-офтальмологом Гартманом в 1908 году была открыта "школа для близоруких", в состав которой вошли дети из школы слепых, имеющие остаточное зрение, и из массовых школ, где они, в силу своего зрительного дефекта, встречали большие трудности в обучении [11].

       В 1908 году в Англии состоялась конференция, где подводились первые итоги работы в специальных классах "охраны зрения" и где присутствовали тифлопедагоги из других стран. Вскоре по опыту Англии открываются первые классы для слабовидящих в Германии. Первая школа для слабовидящих в Европе открывается в 1913 году в Страсбурге. В США доктор Э.Аллен, познакомив педагогические круги с опытом обучения слабовидящих в Англии, осуществил открытие первых классов "охраны зрения" [12].

       Во  Франции классы для слабовидящих открываются накануне первой мировой войны. По инициативе доктора П. Виллея.К 1920 году новый тип школы для детей с нарушением зрения существует в большинстве стран Европы, Азии и Америки. Так же как и школы слепых, школы слабовидящих носят, как правило, частный характер, открываются за счет пожертвований отдельных лиц или за счет местных средств, выделенных муниципалитетами Франции, штатами США и др.

Информация о работе Специальное обучение лиц с нарушением зрения