Создание организационной ситуации на уроке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Типы мотивации учебной деятельности. Подготовка учителя к занятиям включает два этапа — общую подготовку к преподаванию учебного предмета или отдельного курса и подготовку к каждому уроку. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Содержание

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 3
2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ 9
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 14
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
III. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

УИД.docx

— 61.72 Кб (Скачать)

     В соответствии с этими основными  моментами обучения С.В. Иванов выделил  следующие типы уроков: 1) вводные уроки; 2) уроки первичного ознакомления с материалом; 3) уроки образования понятий, установления законов и правил; 4) уроки применения полученных знаний на практике; 5) уроки навыков (тренировочные уроки); 6) уроки повторения и обобщения;7) контрольные уроки; 8) смешанные или комбинированные уроки. Классификацию уроков по данному признаку поддерживают многие дидакты и методисты, предлагающие свои, несколько измененные варианты данной типологии.

     Одной из наиболее распространенной в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной образовательной цели занятий. Выдвигается много вариантов классификации по этому признаку, отличающихся формулировками отдельных типов уроков. Мы предлагаем следующий вариант данной типологии: 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок усвоения навыков и умений; 3) урок комплексного применения знаний, навыков и умений; 4) урок обобщения и систематизации знаний; 5) урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений;-6) комбинированный урок.

     Классификация уроков по основной образовательной  цели наиболее удобна для практического  применения. Составляя календарный  или тематический план, учитель распределяет уроки по отдельным разделам и  темам в соответствии с образовательными целями: если изучаются понятия, законы, теории и ставится задача (цель) сознательного  и прочного усвоения их учащимися, то такие занятия относятся к  урокам усвоения новых знаний. Если предусматривается выработка у  учащихся навыка (по математике, русскому или иностранному языку, физике, химии  и т. п.), то такие занятия следует  отнести к урокам усвоения навыков  и умений. Примерами таких уроков могут быть уроки усвоения навыков  вычитания с переходом через  десяток, правописания предлогов, выполнения измерительных операций и т.п.

     Для формирования умений творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе  в ситуациях, приближающихся к жизненным, что очень важно для подготовки учащихся к участию в производительном труде, выделяются уроки применения знаний, навыков и умений. Количество их зависит от характера учебного предмета, специфики знаний, навыков и умений. После изучения крупных разделов и важных для формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения тем вводятся уроки обобщения и систематизации знаний. Иногда уроки данного типа называют уроками обобщающего повторения. Однако этот термин неполно отражает их внутреннюю сущность: уроки обобщения и систематизации предполагают не только обобщающее повторение. Основная их дидактическая цель заключается в систематизации знаний, т. е. в приведении разрозненных понятий, закономерностей, законов в стройную целостную систему, в которой все компоненты тесно между собой взаимосвязаны. Такая система знаний отражает реально существующие объекты — органические или социальные — системы, имеющие сложные внутренние структуры, характеризующиеся связями между составными элементами.

     Многие  учителя, пользуясь программами, вместо календарных составляют тематические планы. Этому виду планирования за последнее десятилетие уделяется много внимания. В методических пособиях по отдельным учебным предметам приводятся образцы тематических планов. Они помогают учителям более четко распределить учебный материал и различные виды работ по основным разделам и темам программы. Однако в существующих или разработанных методистами тематических планах имеется важный недостаток: в них отсутствует распределение учебного материала по типам уроков. Этот пробел нетрудно устранить и внести в тематическое планирование соответствующие коррективы. Для этого в каждом большом разделе или ряде важнейших тем программы следует предусмотреть все вышеназванные типы уроков.

     1. Уроки усвоения новых знаний

     2. Уроки усвоения навыков и умений

     3. Урок применения знаний, навыков  и умений

     4. Урок, обобщения и систематизации  знаний

     5. Урок проверки, оценки и коррекции  знаний, навыков и умений.

     Соотношение уроков различных типов неодинаково  и зависит от характера учебной  дисциплины, целей и задач отдельных  учебных предметов. Например, в процессе изучения математики, в тематических планах будут преобладать уроки  усвоения навыков и умений и применения их на практике.

     Классификация уроков по основной дидактической цели рациональна и тем, что она  позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого  урока и мобилизовать школьников на успешное их решение. Так, если планируется  урок усвоения новых знаний, то перед  учащимися ставятся соответствующие  задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и  умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних  уроках знаний. Процесс овладения  навыками и умениями отличается от процесса усвоения понятий. Это специфический  учебный процесс. Его нельзя втиснуть в рамки объяснения и закрепления. Здесь необходимо учитывать структуру  упражнений и заданий, специфику  учебной деятельности школьников и  способы руководства ею со стороны  учителя. Определяя тип урока  — усвоение навыков и умений —  и соответствующую ему образовательную  цель, учитель настраивает учащихся на овладение определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом и выполнение серии пробных и тренировочных упражнений и творческих заданий, в результате чего и может быть достигнута поставленная цель.

     Особого внимания требует урок применения знаний, навыков и умений. Некоторые дидакты и методисты не выделяют этого типа урока, а задачи, решаемые им, возлагают на урок закрепления знаний или урок навыков. Следует думать, что такой подход недостаточно обоснован. Например, на уроках математики учащиеся овладели навыками вычисления площадей плоских фигур. Необходимо научить их самостоятельно и творчески применять эти знания, навыки и умения в жизненных условиях, на школьных опытных участках или в поле. Для этого следует выделить уроки применения знаний, навыков и умений.

     Таким образом, урок применения знаний, навыков  и умений необходим: он способствует подготовке учащихся к жизни, к труду  на производстве, усилению связи теории с практикой, формированию у учащихся трудолюбия, самостоятельности и  творческой активности в решении  различных производственных задач  и жизненных проблем. Без этого  подготовка учащихся к жизни будет  недостаточной, односторонней.

     Урок  обобщения и систематизации введен вместо традиционного урока повторения учебного материала. Необходимость  такого усовершенствования вызвана  следующими обстоятельствами. Урок повторения, как правило, преследовал цель закрепления  знаний и реализации дидактического принципа прочности знаний. Этой цели соответствовала и методика урока  повторения, которая заключалась  главным образом в устном опросе или беседе по изученной теме или  разделу. Вопросы предусматривали  в основном воспроизведение учебного материала в такой последовательности, как он изучался на уроках. Связи  и отношения между событиями, понятиями, признаками, свойствами предметов  и явлений не всегда устанавливались, такая задача обычно не ставилась. Не ставилась и не решалась задача систематизации знаний. Подобная организация повторения отрицательно сказывалась на качестве знаний: они оставались разобщенными, фрагментарными, не связанными в стройную и четкую систему. Поэтому возникла необходимость разработки структуры  и методики такого урока, основная дидактическая  цель которого — приведение усвоенных, учащимися понятий в стройную систему, предусматривающую раскрытие  и усвоение связей и отношений  между ее элементами. Конечным результатом  усвоения таких систем знаний является сознательное овладение основными  теориями и ведущими идеями учебного предмета или основами соответствующей  отрасли науки. Достижению этой дидактической  цели и способствует специальный  урок, названный нами уроком обобщения  и систематизации знаний. Без таких строго целенаправленных уроков процесс обучения будет неполным, а знания учащихся — фрагментарными и хаотичным.

     Но  изложенное не отрицает и целесообразности в отдельных случаях уроков обобщающего повторения для достижения прочности наиболее важных для практических целей и для дальнейшего обучения знаний, навыков и умений. Планируя такие уроки, следует четко формулировать их цели и разрабатывать методику, не сводящуюся к однообразному и невыносимо скучному опросу.

     К комбинированным в предложенной типологии относятся такие уроки, на которых ставятся и решаются две или несколько равноценных дидактических целей; например, усвоение знаний и применение их учащимися, усвоение знаний и проверка ранее усвоенного материала, формирование навыков и умений и применение их в нестандартных условиях. Подобных комбинаций может быть много. Комбинированные уроки наиболее целесообразны в начальных классах, в средних и старших классах они встречаются реже, здесь преобладают уроки усвоения новых знаний, навыков и yмений.

     В предложенной типологии отсутствует  урок закрепления, который занимал  одно из основных мест в традиционной типологии. Это объясняется тем, что в условиях широкого развертывания активной учебно-познавательной деятельности учащихся, предусмотренной данной типологией уроков, закрепление знаний непосредственно сливается с усвоением знаний, т. е. процесс усвоения осуществляется так, что при этом знания запоминаются и закрепляются. То же самое относится и к усвоению навыков и умений, которое предполагает и закрепление в процессе выполнения соответствующих упражнений. Применение знаний, навыков и умений, обобщение и систематизация знаний, проверка и коррекция их, предусмотренные данной типологией, также являются действенными средствами упрочения знаний.

     На  структуру урока каждого типа влияют методы, приемы и средства обучения в их комплексе, предусматривающем  рациональную последовательность взаимосвязанных  педагогических действий учителя и  учебно-познавательных действий учащихся. Эта последовательность может быть различной, что заметно сказывается  на результатах урока. Поэтому эффективность  урока определяется как его структурой, так и методикой, которая предусматривает, какие методы, приемы, средства обучения и в какой последовательности и взаимосвязи должны быть использованы на каждом этапе. Например, на этапе  восприятия и осознания нового учебного материала учитель может объяснить  содержание учебного материала, осуществить  проблемное изложение, применить эвристическую  беседу, демонстрацию кинофильма, диафильма, использовать телепередачу как иллюстрацию  к изложенному материалу или  как объект для познавательной деятельности с целью решения поставленных проблем. Самостоятельная работа по учебнику может проводиться в плане запоминания и воспроизведения учебного материала или с целью решения серии познавательных задач. Учащиеся при этом могут писать конспекты, составлять тезисы или план изложения, фиксировать ответы на эвристические вопросы, составлять таблицы, чертить диаграммы или графики, выполнять опыты или практические задания. Понятно, что применение всех перечисленных приемов и средств далеко не равнозначно, а их определенные системы дают различный учебный, воспитательный и развивающий эффект.

     Разрабатывая  вопрос о структуре уроков, мы сталкиваемся с проблемой сравнительной эффективности  различных методов обучения, применяемых  на занятиях в общеобразовательной  школе. Этот вопрос неоднократно исследовался, в литературе описаны различные  подходы к определению сравнительной  эффективности, скажем, устного изложения  учебного материала, беседы, самостоятельной  работы с учебником.

     Для формирования структуры урока и  повышения его эффективности  недостаточно определить, какие методы обучения следует использовать на уроке. Один и тот же метод покажет  неодинаковую эффективность на различных  уроках. Это в первую очередь зависит  от внутренней структуры каждого  метода — от приемов взаимосвязанной  педагогической деятельности учителя  и учебно-познавательной деятельности школьников и последовательности познавательных и практических действий, направленных на достижение основной дидактической  цели урока, и от уровня овладения  ими каждым учеником. В конечном счете хорошее владение методикой урока определяет эффективность занятия и является ключом к мастерству учителя. Проще всего пересказать учащимся содержание темы или материал учебника, но это не принесет должного эффекта. Нужно изложить так, чтобы он был усвоен учащимися. А для этого необходимо овладеть методикой обучения, то есть знать, какие приемы, и в какой последовательности применить во время изложения, какими средствами подкрепить, чтобы содержание учебного материала было хорошо осознано и прочно запечатлелось в памяти школьников.

     Структура и методика урока усвоения навыков  и умений должны отразить содержание, характер и последовательность знаний учащихся в плане постепенного перехода от пробного применения знаний, выполнения тренировочных упражнений к творческому  переносу приобретенного опыта в новые условия, в ситуации, близкие к жизненным.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Цель: оценить  целесообразность деятельности учителя  и учащихся в организационной  ситуации урока. 

Программа наблюдения: 

    1. Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока, его тип.
    2. Продолжительность организационной ситуации урока.
    3. Внешний вид учебного кабинета, в котором проводится урок.
    4. Содержание деятельности учителя и учащихся в организационной ситуации.
    5. Стиль общения учителя и учащихся на уроке.

Информация о работе Создание организационной ситуации на уроке