Создание организационной ситуации на уроке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Типы мотивации учебной деятельности. Подготовка учителя к занятиям включает два этапа — общую подготовку к преподаванию учебного предмета или отдельного курса и подготовку к каждому уроку. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Содержание

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 3
2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ 9
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 14
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
III. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

УИД.docx

— 61.72 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ  ЗАДАНИЕ ПО ДИДАКТИКЕ 
 

«Создание организационной ситуации на уроке» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск, 2011

Оглавление 
 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3

1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 3

2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ 9

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 14

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22

III. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 
1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и  цель. Цель — это предвидимый  результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к  достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать  его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается  оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может  быть недостаточно, чтобы заставить  ребенка готовить уроки. Предположим  теперь, что ему говорят: до тех  пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь  играть. Такое замечание может  подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую  отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки  по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления  заданий.

Изучение  мотивов предполагает проникновение  в их иерархию, где одни из них  выполняют функцию побудительную  — это ведущие смыслообразующие мотивы. Любая деятельность полимотивирована. В каждой конкретной деятельности складывается определенная иерархическая структура.

Типы  мотивации учебной деятельности. 

Сами  по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В  этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов  мотивации, связанной с результатами учения:

•          мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

•          мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.

В одном  случае такая положительная мотивация  определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство  гражданского долга перед страной, перед близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это - наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.

Другая  форма мотивации определяется узколичными  мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной  деятельности, например мотивация, связанная  непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация  может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление  препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и  пр.).

Принято различать  две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).

Познавательные  мотивы включают:

1)   широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т . д.).

Социальные  мотивы включают:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.

Разновидностью  таких мотивов считается мотивация  благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны  учителей, родителей и товарищей;

3) социальные  мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.

А.К. Маркова  описывает две группы психологических  характеристик познавательных и  социальных мотивов.

Первая  группа мотивационных характеристик  — их называютсодержательными — прямо связана с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. Вторая группа характеристик — их условно называют динамическими —характеризует форму, динамику выражения этих мотивов.

Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:

1)    наличие личностного смысла учения для ученика;

2)    наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка;

3)    место мотива в общей структуре мотивации;

4)    самостоятельность возникновения и проявления мотива;

5)    уровень осознания мотива;

6) степень  распространения мотива на разные  типы деятельности, виды учебных  предметов, формы учебных заданий.

Динамические  характеристики мотивов:

1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться.

2.   Модальность мотивов — их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения.

3.   Другие формы проявления мотивов выражаются также в силемотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.

Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя и не менее важны, чем анализ внутренних, содержательных особенностей мотивов.

Как изучить  мотивацию учеников? По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для учителя  методами изучения мотивации являются:

•          наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников;

•          результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках;

•          использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе;

•          индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;

•          анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению.

Косвенно  об учебной мотивации свидетельствует  уровень реальной успешности учебной  деятельности. Сюда относятся обычные  показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное -показатели сформированности учебной деятельности школьников.

Зная  тип мотивации, учитель может  создать условия для подкрепления соответствующей положительной  мотивации. Если это мотивация, связанная  с результатом учения, то условиями  для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых  знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью  учения, то условиями для ее поддержания  могут быть информация о достигнутых  результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

Информация о работе Создание организационной ситуации на уроке