Создание организационной ситуации на уроке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Типы мотивации учебной деятельности. Подготовка учителя к занятиям включает два этапа — общую подготовку к преподаванию учебного предмета или отдельного курса и подготовку к каждому уроку. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Содержание

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 3
2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ 9
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 14
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
III. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

УИД.docx

— 61.72 Кб (Скачать)

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные  причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или  преодолевать трудности), длительные удачи  или неудачи в процессе учебных  занятий, выбор жизненного пути и  др.

О формировании мотивации учения. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление ккомпетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.

Сильный внутренний мотив - познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных  мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям: а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия; б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий; в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие  учебную деятельность ученика. Тщательный психологический анализ влияния  оценки на его личность и отношение  к учению мы находим в работе Б.Г. Ананьева Психология педагогической оценки. Автор рассматривает оценку знаний во время опроса. Эту оценку он называет парциальной. Ананьев считает, что  она информирует школьника о  состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражает мнение учителя о нем. Каждая из этих сторон оценки на уроке в  той или иной форме является побуждением  к действию или к знанию и в  этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Ученый объединяет все оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные. К исходным он относит отсутствие оценки (неоценивание одного при одновременном оценивании других), опосредованную (оценка одного ученика через оценку другого) и неопределенную оценки. К отрицательным оценкам относятся замечание, отрицание, порицание, к положительным - согласие, одобрение, ободрение. Каждый ее вид определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося. Так, отсутствие оценки дезориентирует его, заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка. При систематическом ее применении может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса.

А.И. Липкина  рассматривает вопрос о влиянии  педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей. Школьники  на разных уроках выполняли обычные  для них учебные задания (писали изложения, решали задачи и т.д.). После  того как работа заканчивалась, каждому из них предлагалось ее проверить и самому выставить за нее заслуженную оценку. Выяснилось, что уже на первоначальном этапе учения отстающие дети склонны переоценивать результаты своего учебного труда. Часть из них обнаруживала тенденцию к недооценке. Материалы, полученные в экспериментах, наблюдения и беседы с этими детьми свидетельствуют о том, что выявленная динамика развития их самооценки детерминирована не столько их объективными возможностями, сколько влиянием оценочных воздействий учителя и учеников. Существенная роль в этом процессе на протяжении первых лет обучения принадлежит оценочным воздействиям учителя.

Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные  подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут  быть субъективные причины, связанные  с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей  положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в  необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение  в реачизации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.

Помимо  субъективных причин, обусловленных  особенностями школьников, могут  иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); 2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным. 
 
 
 

  1. ПОДГОТОВКА  УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
 
 

     Подготовка  учителя к занятиям включает два  этапа — общую подготовку к  преподаванию учебного предмета или  отдельного курса и подготовку к  каждому уроку.

     Общая подготовка к преподаванию предмета начинается задолго до начала учебного года. Для этого прежде всего необходимо, чтобы в марте — апреле учителя знали, какой курс и в каких классах они будут вести в новом учебном году. Если классы новые, а учащиеся незнакомые, учитель изучает индивидуальные особенности детей, их подготовку, развитие, склонности, интересы, отношения к учению, а также стиль и манеру учителя или группы учителей, работавших в данных классах. Важно выяснить, вовлекают ли учителя детей в самостоятельную работу по приобретению новых знаний, приучают ли к выполнению проблемных заданий, как руководят самостоятельной познавательной деятельностью детей. Целесообразно ознакомиться с материалами проверки учебных навыков и умений учащихся — темпами письма и чтения, выявить школьников, работающих в замедленном темпе. Если такие материалы не обнаружены, нужно провести такую проверку совместно с руководителями школы. Если окажется, что часть учащихся III класса по темпам работы не укладывается в нормы, необходимо принимать экстренные меры для исправления положения. Ведь учащиеся, не имеющие необходимых навыков чтения, письма, вычислительных навыков в объеме требований к начальным классам, являются потенциально неуспевающими. В средних классах нет возможности специально обучать на уроках тем навыкам, которыми они должны овладеть в начальных классах. Изучая школьников, с которыми предстоит работать, учитель определяет успехи каждого, причины отставания отдельных учеников с целью диагностирования и определения способов наиболее активного влияния на них.

     Изучение  учащихся осуществляется различными способами  и приемами. Начинать, по-видимому, следует  с ознакомления с классным журналом, успеваемостью детей по своему и другим предметам. Затем изучаются письменные работы и тетради учащихся, выявляются аккуратность, прилежание, старательность, систематичность и правильность выполнения классных и домашних заданий, наиболее распространенные ошибки, достижения и недостатки в работе. Во время посещения уроков учитель наблюдает за поведением класса в целом и отдельных учащихся, за трудовой дисциплиной, прилежанием, познавательной активностью, самостоятельностью в выполнении заданий класса в целом отдельными учащимися.

     Обобщенные  данные, зафиксированные учителем, станут основой для решения задач  по рациональной разработке структуры  и методики уроков для каждого  класса с учетом состава и подготовки учащихся, по проведению воспитательных мероприятий, усилению развивающего эффекта обучения.

     Второй  задачей общей подготовки учителя  к ведению нового курса является подробное изучение содержания учебного мате риала и в первую очередь  программы, чтобы ясно представить  себе идейное содержание, образовательное  и воспитательное значение курса  в целом, его отдельных разделов и тем. На основе ознакомления с программой учебная работа планируется на полугодие. В последние годы многие программы  составлены так, что учителю легко  превратить их в календарный план, определить содержание материала на каждое занятие и календарную  дату его проведения. При составлении  календарного плана необходимо предусмотреть  уроки применения знаний, навыков  и умений, проверки и коррекции, обобщения  и систематизации и другие организационные  формы учебного процесса. Если в  текст программы такие уточнения внести невозможно, к ней составляется специальное дополнение, в котором указываются типы уроков и дата их проведения. Некоторые программы (например, по русской литературе) не предусматривают деления учебного материала на каждое занятие. По этим предметам составляется календарный план, в котором материал расчленяется на каждое занятие и указывается дата его проведения. Здесь предусматриваются типы уроков и виды работы на отдельных занятиях.

     Многие  учителя, кроме календарного плана  на полугодие, составляют тематический план по большим разделам программы. Этот вид планирования не входит в  круг обязательных, но он очень удобен для подготовки к занятиям, организации  и проведения уроков. Основной смысл  тематического планирования в том, чтобы в каждом большом разделе  предусмотреть все типы уроков и  таким образом охватить все стороны  учебно-воспитательного процесса —  усвоение знаний, навыков и умений, творческое применение их на практике в измененных условиях, обобщение  и систематизацию знаний, проверку и коррекцию знаний в процессе обучения. Например, в тематическом плане по разделу «Дроби» (алгебра, VII класс) основной тип урока — усвоение навыков и умений. На него из 38 часов можно выделить 30. Через каждые 6—8 часов можно предусмотреть урок комплексного применения знаний, через 12—15 часов урок обобщения и систематизации и урок проверки и коррекции знаний.

     Наиболее  сложной и ответственной является подготовка учителя к каждому  отдельному уроку. Первым этапом в этой подготовке является продумывание содержания, учебного материала. Учитель анализирует  ту часть программы, которая относится  к предстоящему уроку, а также  к предыдущему и последующему, с целью установления между ними связи и последовательности. Определив  четко тему и содержание, следует  внимательно изучить характер изложения учебного материала в школьном учебнике — какие приведены тезисы и аргументы, какова последовательность их изложения, доступность материала для учащихся, соответствие примеров изложенным общим положениям. Дидактический аппарат учебника также нуждается в тщательном анализе: насколько иллюстрации к тексту соответствуют содержанию материала, какую познавательную и идейную нагрузку они несут, с какой целью и как их лучше использовать на уроке. Следует проанализировать вопросы и задания, чтобы определить их необходимость в тексте, последовательность их выполнения и доступность для учащихся. Во многих случаях в соответствии с. подготовкой учащихся можно изменить их формулировку, упростить НЛП усложнить ее, пересмотреть последовательность выполнения заданий, их характер и целенаправленность. В этом смысле иногда воспроизводящие вопросы следует заменить познавательными, направляющими внимание учащихся на раскрытие связей и отношений между изучаемыми явлениями, или задание стандартного типа, требующее простого исполнения по образцу, заменить проблемным и т.д. Особенно тщательно следует продумать воспитательные возможности содержания учебного материала и пути их использования на уроке для формирования у детей.

     Для успешной подготовки к уроку ознакомления с учебником недостаточно. Учитель  должен не только знать больше, чем  изложено в учебнике, но и понимать материал глубже и шире. Это даст ему возможность свободно руководить процессом учения, ставить перед  учащимися посильные для них  творческие задания, а при необходимости  — объяснять материал по-иному, чем  в учебнике, приводить другие примеры, более близкие учащимся и доступные  им или с большей силой влияющие на их эмоции и сознание. Хорошо владея своим предметом, учитель всегда найдет возможность заинтересовать детей занимательными примерами, необычными задачами и способами добывания  новых знаний.

     Учитель тщательно продумывает, какое оборудование необходимо на уроке и как оно  будет использовано, своевременно приводит его в порядок, подготавливает к  работе.

Информация о работе Создание организационной ситуации на уроке