Создание организационной ситуации на уроке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Типы мотивации учебной деятельности. Подготовка учителя к занятиям включает два этапа — общую подготовку к преподаванию учебного предмета или отдельного курса и подготовку к каждому уроку. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Содержание

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 3
2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ 9
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 14
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
III. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

УИД.docx

— 61.72 Кб (Скачать)

     В результате тщательной подготовки к  занятиям, продумывания всех элементов  урока, учитель составляет письменный план каждого урока. Такой план необходим, без него невозможно успешно проводить  занятия. Без тщательно продуманного плана урок будет проходить стихийно и даже у опытного учителя не даст должных результатов. Даже в двух параллельных классах одной и  той же школы уроки проходят неодинаково  в зависимости от подготовки учащихся: в одном классе дети широко привлекались к самостоятельной работе по приобретению знаний, в другом они не приучены к самостоятельной работе, зато внимательно  слушают учителя. Все это необходимо учитывать и определенным образом отражать в поурочных планах.

     Насколько подробным должен быть план урока? В  этом вопросе следует исходить из принципа: план должен помогать учителю  в четкой организации и проведении урока. Его и надо составлять так, чтобы эта помощь была оптимальной. Например, начинающему учителю целесообразно  составлять подробный план-конспект урока, в котором отражается как  содержание учебного материала, так  и способы преподавания и приемы учебной деятельности школьников. Составление конспекта при этом вполне оправдано: подбирая наиболее существенный материал и фиксируя его в конспекте в сокращенном или развернутом виде, учитель одновременно анализирует его и тщательно продумывает методику урока. На второй-третий год преподавания план-конспект может быть более кратким, в нем отражаются наиболее существенные положения в виде тезисов или развернутого плана, отдельные формулировки, формулы, опорные числа, факты. Но при всех условиях далее наиболее опытным учителям план каждого урока необходим. Нужно взять себе за правило: без плана не проводить ни одного урока. Правда, в последнее время появилось мнение, что иногда можно опытным учителям пользоваться прошлогодними планами при условии внесения в них необходимых уточнений.

     Что же должно быть отражено во всех платах? Даже в наиболее сжатом плане отражаются следующие моменты: дата, класс, порядковый номер урока, тема, цель образовательная  и воспитательная, конкретные задачи урока, темы или разделы, оборудование. После таких общих данных раскрывается ход работы, в котором отражается структура урока — фиксируется  каждый его этап, способы мотивации  учения школьников, приемы работы учащихся, содержание и форма вопросов и  ожидаемых ответов, задачи и ответы на них, задания для познавательной деятельности учащихся, содержание учебных  проблем, проверка и коррекция, содержание домашних заданий.

     Чем тщательнее и полнее разработан план урока, тем более организованным будет занятие. Важно четко определить и в плане кратко сформулировать образовательную цель, а на уроке  сообщить ее учащимся. С целью урока  учащихся лучше всего ознакомить в самом начале или при переходе к изучению нового материала. Способы  этого ознакомления могут быть различны: в виде описания или краткой формулировки объяснения, постановки проблемы и  создания проблемной ситуации, при  подведении учащихся к осознанию  цели урока на основе эвристической  беседы.

     Когда и как сообщаются учащимся дидактические  задачи урока? Их можно сообщить в  начале урока или перед изучением  нового материала, когда формулируется  тема и цель урока. Но это не всегда целесообразно. Если общая цель будет  понятна сразу, конкретные задачи иногда трудно воспринимаются учащимися до начала работы с материалом. Поэтому, хотя в плане мы их фиксируем в начале урока, после раскрытия дидактической цели, в практике они раскрываются или ставятся перед классом постепенно, в меру овладения учебным материалом. В плане урока четко и конкретно формулируются и воспитательные цели или задачи урока, в соответствии с содержанием учебного материала и организацией деятельности и поведения учащихся.

     Во  многих педагогических публикациях  рекомендуют предусматривать и  фиксировать в плане, кого из учащихся следует вызвать для ответа на отдельные вопросы или для  решения задач. Этот совет заслуживает  внимания, и его следует по возможности  придерживаться. Трудности в его  реализации возникают в связи  с тем, что для правильного  решения, кого следует вызвать для  выполнения заданий, необходимо вести  специальный дневник учителя. В  нем условными знаками или  в виде кратких записей обозначается, как каждый школьник продвигается в  обучении, на какие вопросы он плохо  отвечал, какие задачи не сумел решить, какие имеются пробелы в его  знаниях, навыках и умениях. В  соответствии с этими записями можно  правильно наметить отвечающих для  проверки и коррекции их знаний, особенно по тем разделам, где зафиксированы  пробелы в знаниях.

     Как пользоваться планом во время урока? Обычно планом на уроке почти не приходится пользоваться. Тщательно  разработанный план отражен в  сознании учителя как четкая модель занятия, поэтому нет необходимости  во время урока заглядывать в  записи. Но такая необходимость может  возникнуть там, где план составлен  небрежно, наспех, формально, механически. В памяти учителя он не оставляет  заметных следов. Это приводит к  непоследовательности в проведении урока, нечеткости в организации  учебной деятельности школьников, расплывчатости в изложении, а нередко и к  ошибкам как в содержании, так и в методике урока.

     Если  учитель излагает материал по конспекту  или постоянно в него заглядывает, это его сковывает и создает  трудности в восприятии материала  учащимися. Если учитель не очень  уверен, что он хорошо запомнит последовательность работы на уроке, можно записать необходимые  детали плана на отдельном листе  бумаги, с тем чтобы в нужную минуту все данные были под руками и ими легко было бы воспользоваться.

 
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

     Педагогическая  наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей дальнейшего  совершенствования урока. Основные направления этих поисков следующие

     1. Усиление целенаправленности деятельности  учителя и учащихся на уроке.

     Оно осуществляется многими учителями  на основе четкого формулирования дидактических  и воспитательных целей и задач  каждого урока и доведения  их до сознания учащихся. Ныне широко распространяется опыт передовых школ по формулированию целей и задач на специально подготовленных стендах «Что сегодня на уроке», где указывается, что и на каком уровне учащиеся должны усвоить и применять на практике, какие вопросы и задачи (познавательные, проблемные, эвристические) должны решить и т. п. Одна из важных задач учителя — мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого, прежде всего, необходимо так спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью..

     2. Осуществление организационной  четкости каждого урока от  первой до последней минуты.

     Осуществление этой организационной четкости начинается во время перемены, когда учащиеся — ассистенты и лаборанты по указаниям  учителя готовят необходимые  для урока наглядные пособия, технические средства, дидактические  материалы, ученические принадлежности, учебники, справочную и дополнительную литературу, раскладывают все необходимое  на каждое рабочее место.

     Лучшим  способом организации учащихся к  началу учебной работы является энергичное включение их в активную деятельность с первой минуты урока. Мы наблюдали  неоднократно у учителей-мастеров, как сразу после приветствия  перед классом ставится интересное задание, эвристический вопрос, познавательная задача, требующие концентрированного внимания и смекалки. После этого  в классе сразу исчезает шум, устанавливается  напряженная тишина. Учащиеся думают, размышляют, решают задачу. Часть из этих вопросов и заданий может  быть направлена на воспроизведение  опорных для изучения нового материала  знаний, навыков и умений. Подобные задания, как показывают наблюдения, заинтересовывают учащихся, создают  психологический настрой на напряженный  учебный труд, включают в работу весь класс, подтягивают даже нерадивых и недисциплинированных школьников.

     3. Повышение познавательной самостоятельности  и творческой активности учащихся.

     Наиболее  интересное направление связано  с вопросами применения на уроках методов и приемом проблемного  обучения и создание проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся. Это способствует повышению качества знаний и выработке  необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная  работа учащихся с учебником и  научной литературой, словарями  и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, чертежами и картами.

     4. Формирование у учащихся мотивов  учения и мотивации учебной  деятельности. Проблема формирования  у учащихся познавательного интереса  многократно изучалась дидактами и психологами. Она во многом реализуется в школьной практике, хотя и в этом вопросе имеются узкие места и нерешенные проблемы.

     5. Оптимизация учебно-воспитательного  процесса

     Целенаправленный  выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который  обеспечивает за отведенное время максимально  возможную эффективность решения  задач образования и воспитания школьников.

     Отимизация охватывает широкий круг педагогических проблем — всего того, что оказывает влияние на ход и результаты учебно-воспитательного процесса: организационные формы, методы, принципы обучения, воспитания и развития учащихся. Одной из центральных является проблема оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроке, выбора оптимальных вариантов сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

     Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися  за урок, тем больше интенсивность  учебного труда. Степень интенсивности  учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда  и отдыха и т.п.

     В условиях интенсификации обучения учащиеся усваивают знания в основном на уроке, отпадает необходимость дома заучивать  весь материал. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его  осмыслить и закрепить, выполнить  творческие задания, вызывающие у них  интерес, чувство интеллектуального  удовлетворения от удачно выполненной  работы.

     7. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу, учитель ставит перед классом вопросы или задания для воспроизведения (актуализации) и последующей коррекции опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения в школе или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний.

     Актуализация  не ограничивается только воспроизведением соответствующих знаний. Представления  и понятия только тогда могут  стать прочным фундаментом для  усвоения нового, если они сознательно  и прочно усвоены учащимися прежде и хорошо сохранились в памяти. Однако оказывается, что учащиеся многое забыли, запомнили фрагментами, неполно, неглубоко, с пробелами и ошибками. Из такого некачественного материала  нельзя строить прочный фундамент: знания, построенные на таком фундаменте, будут фрагментарны, непрочны, а  порой и ошибочны. Поэтому воспроизведение  опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением  неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных  знаний. Это важная закономерность учебного процесса.

     8. Совершенствование типологии и  структуры урока.

     Типология уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Нельзя четко организовать учебный процесс, не выделив типы уроков по тому или  иному признаку и не определив, какой  из них наиболее подходит для решения  поставленных педагогических задач.

     Урок  является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. В педагогической литературе наблюдаются различные  подходы к делению уроков.

     Так, автор книги «Типы и структура  уроков в школе» (М., 1952) С.В. Иванов за основу классификации уроков берет  основные этапы учебного процесса, которые, по его мнению, имеют следующую  последовательность: а) подготовка или  введение в изучение темы; б) первичное  восприятие учебного материала; в) осмысление его путем логической переработки; г) закрепление усвоенного путем  повторения и разного рода самостоятельных  работ; д) овладение материалом посредством применения приобретенных знаний на практике; е) приобретение навыка путем упражнений и тренировки; ж) контроль, проверка и учет; з) подведение итогов, обобщение и приведение всего пройденного в систему.

Информация о работе Создание организационной ситуации на уроке