Современные технологии художественно-эстетического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

В начальной школе развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Ребенок знакомится с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.
Актуальность исследования. На всем протяжении развития человеческой цивилизации образование как таковое было предметом постоянных дискуссий. Все разногласия в целом сводились к поиску универсальной системы, способной за достаточно ограниченное время, по сравнению с глобальными процессами общественного развития, вырастить не просто грамотного человека, но интеллектуально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах знания и культуры, социально ответственную и глубоко духовную.

Работа содержит 1 файл

Современные технологии худ.-эстетического образования.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

       Как мы видим, идеи эстетического,  нравственного воспитания проходят  через всю программу, через  все классы начальной школы именно на основе народных традиций, на основе декоративно-прикладного искусства, которому автор придает большое значение в воспитании и развитии школьников.

       Кроме того, разработаны программы  для внеклассных занятий по  декоративно-прикладному искусству, по изучению народных традиций и ремесел.

       Например, Н.Н.Алексахина для кружка  по теме «Гжельская роспись» предложила свою программу.

     Цель  занятий – подарить радость творчества, познакомить с историей гжельского народного художественного промысла, показать профессиональные приемы работы кистью, ознакомить с образной стилизацией растительных, геометрических и других мотивов.

     Козловой  Н.М. предложена программа «Декоративно-прикладное рукодельное искусство», разработанная  в соответствии с содержанием программы трудового обучения девочек 8-9 классов. Рекомендуемая программа предусматривает вести обучение учащихзся рукодельным работам по блокам:

     8 класс – вязание на спицах;

     9 класс – вышивка.

     Цель  программы: трудовое, эстетическое воспитание школьников, расширение их политехнического кругозора, развитие эстетического вкуса, привитие интереса и любви к народному творчеству, воспитание творческой активности и трудолюбия, профессиональная ориентация на профессии швейного производства, расширение знаний и совершенствование навыков в области вышивки, вязания.

       Летягина Л.Б. разработала авторскую  программу  «Декоративно-прикладное  народное творчество – средство  развития творческой личности».

     Цель  программы: формирование художественного  вкуса, инициативы, самостоятельности и творческих способностей учащихся через практическую деятельность.

     Программа синтезирует в себе изобразительное  искусство, декоративно-прикладное творчество, художественный труд. Теоретические  темы чередуются с практическими. Данная программа рассчитана на три года в разновозрастных группах 5-10 классов. Программа универсальна: в зависимости от того, какими разделами работы владеет педагог и наличия материалов для работы, некоторые темы могут исключаться из программы, заменяться другими видами работ.

     Содержание  программы: дети знакомятся с видами искусства своего края, работают с  бумагой, картоном, мехом, драпом, сукном, с природным материалом, ракушками, семенами, косточками, крупой, берестой, перьями, деревом, фанерой.

     Большим разнообразием отличаются виды работ: аппликация, резьба, мозаика, выжигание, вышивка, макраме, экскурсии и т.д.

     В программе предложен авторский  раздел: объемная аппликация из атласных лент и тканей – простор для  творчества и фантазии.

       Авторская программа по декоративно-прикладному искусству была предложена и Добрыниной Т.В.

     Содержание  её программы направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному  творчеству, его традициям и наследию.

     Обучение  учащихся изготовлению изделий народно-художественных промыслов предполагает решение следующих задач:

    • раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
    • привить любовь к традиционному народному искусству;
    • сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
    • освоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
    • развить художественно-творческие  способности учащихся;
    • сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа;
    • обучить учащихся навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

     Программа предназначена для обучения девочек 5-7 классов. Данная программа предусматривает 75% учебного времени для практических и творческих работ; 25 % - на изучение теоретического материала.

     Структура программы:

       1.Введение.

       2.Кукла – закрутка: народные традиции  русской деревни.

       3.Вторая жизнь вещей.

       4.Солнечная соломка.

       5.Кожанная галантерея. Аксессуары  к женскому костюму.

       6. Мягкая игрушка.

       7.Глина. Народное искусство и  художественные промыслы.

       8. Дизайн. Композиция. Цветоведение. Виды  прикладного творчества.

       9. Изонить. Кружево на картоне.

     10. Вышивка объемных цветов.

     11. Роспись по дереву.

     12. Экскурсии.

       Вихарева Л.А., Шейко Н.Н. и Воробьева  Л.Б. выделяют в своих программах  новый раздел – лоскутное шитьё.

     В работе Вихаревой Л.А. «Работа с  утилизированным материалом (вещам вторую жизнь)» подчеркивается необходимость и полезность «ненужных» вещей: вышедшая из моды одежда, лоскутки, клубочки, кусочки тесьмы. В этой программе задачи практической направленности и разумной бережливости идут параллельно с формированием технологических знаний и умений, воспитанием трудолюбия, эстетического вкуса, умения организовать своё рабочее место, привычки соблюдать технику безопасности.

     Содержание  программы предполагает использование, как традиционных форм учебного процесса, так и выставок, демонстраций своих изделий  и продаж - аукционов.

     Программа ориентирует учащихся на внеклассную  работу:

    • поиск материала;
    • творческое выполнение изделия.

     Данная  программа может быть использована как составная часть программы  «Технология» в разделах «Кулинария» и «Рукоделие» в 5-9 классах.

     Содержание  программы:

        1.Если хлеб зачерствел (сухари, гренки, напитки, вторые и первые блюда,  выпечка).

        2.Аппликация.

        3.Прихватки

        4.Лоскутная мозаика: жилет, фартук (предлагается 16 фасонов фартуков), стеганое одеяло (квилт), диванные подушки, детские коврики, панно, тапочки, прихватки.

        5.Вязание на спицах,  крючком.

       Программа Вихаревой Л.А. помогает  адаптироваться детям в усложняющихся  материальных условиях, экономически  облегчить жизнь семьи. Вариативная часть базисного учебного плана позволяет решить эту задачу при помощи данной программы на факультативных и кружковых занятиях.

       Воробьева Л.Б. в своей работе  «Использование  элементов народных  традиций, обрядов и прикладного  искусства на уроках труда»  предлагает факультативный курс «Художественная обработка ткани».

     На  этих занятиях учащиеся закрепляют полученные на уроках знания и умения, углубляют  свои знания по видам прикладного  искусства.

     Программа данного курса в 6 классе рассчитана на 28 часов:

    • вводное занятие – 2 ч.
    • характеристика и выбор ткани – 2 ч.
    • природа цвета – 2 ч.
    • техника лоскутной мозаики – 12 ч.
    • изготовление прихватки в лоскутной технике – 4 ч.
    • аппликация из ткани – 6 ч.

     Из  содержания видно, что основная часть  курса  отводится лоскутной мозаике, технике соединения лоскутов. Л.Б.Воробьёва знакомит учащихся с историей такого вида декоративно-прикладного искусства как шитьё из лоскута; с инструментами и приспособлениями, используемые в лоскутной мозаике; учит подбирать ткань для работы и основным приемам работы в технике лоскутной мозаики:

    • шитьё из полос, квадратов, треугольников;
    • техника «Русский квадрат»;
    • шитье из многоугольников;
    • витражный способ шитья и т.д.

     Автор предлагает изделия, в которых может  использоваться техника лоскутной  мозаики, -  прихватки, наволочки, салфетницы, панно.

       Шейко Н.М. разработала факультативный  курс, рассчитанный на 2 года обучения:

    • 1 год обучения – мягкая игрушка;
    • 2 год обучения – лоскутная мозаика.

     В основе программы лежат пособия  Т.В.Городковой и М.И. Нагибиной, но дополненные некоторыми элементами: работа творческих лабораторий; индивидуальная работа с учащимися; творческий подход, способный побуждать и развивать детскую фантазию.

       Таким образом, изучение программ  по художественно-эстетическому  воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства позволило определить, что работа  по модернизации художественно-эстетического воспитания ведётся. И на сегодняшний день в школе мы обязаны подготовить не просто графически грамотного, а художественно и эстетически развитого гражданина. Ограничиться элементарной грамотой на сегодняшнем уровне развития нашего образования мы уже не можем. Иначе получается подмена ценностей искусства, выведение социально-эмоционального его опыта за рамки урока, за рамки школы – на произвол случая.

       Б.М.Неменский: «Именно школа должна  на всю жизнь пробудить в  человеке интерес к искусству  и потребность в нем как  в кладезе «мудрости красоты». Важнейшая задача школы – значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение

     В современных условиях духовно-нравственного  возрождения общества важная роль в  формировании ценностных ориентации подрастающего  поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла. При этом особое значение приобретает приобщение учащихся к богатейшим традициям мировой и отечественной культуры.

     Художественно-эстетическое  образование в младших классах  ставит следующие задачи:

    • познакомить с различными видами искусств;
    • накопление эстетических впечатлений;
    • пробуждение интереса к произведениям искусства;
    • воспитание стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.

     Задача  учителя – показать, что мир  красоты существует, а дальше ученик пойдёт своей дорогой. Важно, чтобы предложенных дорог было много.

     Эстетические  чувства, художественная культура учащихся будут развиваться непосредственно  в процессе изготовления ими полезных вещей. Поэтому задача учителя –  тщательно отбирать предметы, над  которыми будут работать ребята. Народное искусство было всегда по преимуществу бытовым, и изучать его приемы, традиции, его своеобразную художественную структуру надо, работая над полезными, нужными в быту предметами.

       С другой стороны, обучая детей  основам художественного ремесла, необходимо помнить, что эти уроки открывают им великолепный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии. Поэтому важно умело сочетать показ тех или иных приёмов с интересным рассказом образование искусстве, демонстрацией высших достижений народных мастеров.

Информация о работе Современные технологии художественно-эстетического образования