Современные технологии художественно-эстетического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

В начальной школе развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Ребенок знакомится с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.
Актуальность исследования. На всем протяжении развития человеческой цивилизации образование как таковое было предметом постоянных дискуссий. Все разногласия в целом сводились к поиску универсальной системы, способной за достаточно ограниченное время, по сравнению с глобальными процессами общественного развития, вырастить не просто грамотного человека, но интеллектуально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах знания и культуры, социально ответственную и глубоко духовную.

Работа содержит 1 файл

Современные технологии худ.-эстетического образования.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, о нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной.

     Разработка  примерных программ по учебным предметам  начальной школы основана на Требованиях  к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     Тематическое  планирование по каждому предмету представлено разными вариантами. Выбор варианта определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, приоритетами в учебно-воспитательной работе.

     Русский язык и литературное чтение представлены первым базовым вариантом; вторым вариантом, ориентированным на детей, имеющих  проблемы с изучением русского языка (русский язык); первым вариантом для школ с русским  (неродным) языком обучения; вторым вариантом для школ с родным (нерусским) языком обучения.

     Окружающий  мир также представлен тремя  вариантами. Первый условно назван исходным. Он является базовым и  интегрирует знания о человеке, природе и обществе. Во втором варианте усилена естественно-научная составляющая курса, а в третьем расширены социально-гуманитарная и историко-обществоведческая составляющие.

     Технология  представлена вариантами под условными названиями «Человек, технология и окружающая среда. Дом и семья» (интеграция с учебным предметом «Окружающий мир»), «Человек, технология и искусство» (интеграция с учебными предметами «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «Музыка»), «Человек, технология и техническая среда» (интеграция с предметами «Математика» и «Информатика»).

     Современные технологии художественно-эстетического  образования направлена на решение главной цели обучения – пробудить у ребенка любовь к музыке, живописи, танцам.

     Целью преподавания музыкально-художественных дисциплин в начальных классах является формирование духовной культуры учащихся. Специализированные классы содействуют развитию творческих способностей, осуществляет профориентацию и подготовку школьников к поступлению в средние специальные учебные учреждения, обеспечивают заканчивающим их общее среднее образование и углубленное овладение знаниями. Умениями и навыками по одному из искусств (хореография, музыка, изобразительное искусство).

     Начальное обучение детей музыке, ИЗО, танцам представляет собой сложный процесс, который предполагает решение следующих задач:

     -  воспитание художественного мышления;

     -  развитие самостоятельности и творческой активности;

     -  освоение музыкальной грамоты и т.п.

      В психолого-педагогической литературе проблематичен вопрос, связанный с определением задач художественно-эстетического образования. В большинстве литературы выделяются следующие задачи:

    • развитие эстетических понятий и чувств,

Восприятие  прекрасного всегда начинается с  чувств. Хорошая книга, картина, музыка, прежде всего, волнуют нас. Но глубина и культура переживаний зависит не только от совершенства произведения, но и от развития эстетических восприятий и чувств человека. Восприятие красоты предвидит в первую очередь тонкое восприятие ее первичных форм – красок, линий, звуков и т.д. Следовательно, осуществляя эстетическое воспитание, мы обязаны развивать способности эстетического восприятия. А в структуру этих способностей входит и эмоциональность эстетического восприятия (переживания, наслаждения, сопереживание)

    • развитие эстетических суждений и вкусов детей

Воспитанник должен не только уметь воспринимать произведения искусства, но и глубоко  понимать их красоту. А вкус зависит  от художественной образованности и  от развития эстетических чувств. Основа художественного вкуса закладывается, прежде всего, в процессе ознакомления с классическим искусством, проникнутым идеями гуманизма. Знание классических произведений, понимание их гармонии и красоты оттачивает, облагораживают художественный вкус. Но воспитывать художественный вкус подрастающего поколения только на классических произведениях не достаточно. Важно также научить его понимать и верно оценивать современное прогрессивное искусство.

    • развитие навыков художественной деятельности, творческих способностей, задатков

Решению  данной задачи способствуют школьные предметы и внешкольные кружки, студии, ансамбли, специальные школы и  т.д. 
 

     1.3 Критерии художественно-эстетической воспитанности младших школьников

     Художественно-эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способности восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и труду.

     Эстетическая  воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и действительности. Эстетический идеал социально обусловлен и выражает представление о нравственном и эстетическом совершенстве человека и эстетических отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

     Художественно-эстетическая воспитанность человека не мыслима без развитого художественного вкуса, способности  чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни.

     Важным  признаком художественно-эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни.

     Художественно-эстетическая воспитанность характеризуется  способностью к глубокому переживанию  эстетических чувств. Возникновению  у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувства гнева, страха, сострадания, порождаемых трагическим – все это признаки его подлинной художественно-эстетической воспитанности.

     Одним из признаков является также способность  эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни.

     Внешний показатель художественно-эстетической воспитанности, базирующийся на всех вышеупомянутых, - художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

     Измерение художественно-эстетической воспитанности  осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных.

     Психологическими  критериями измеряются способности  ребенка адекватно оригиналу  воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждение вкуса. О степени развития этих психических  процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние.

       Педагогические критерии помогают  выявить и оценить эстетический идеал, тот или уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интерессов и потребностей: в оценке явлений искусства и жизни; в результатах их разнообразной деятельности, особенно художественно эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня художественно-эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, соединенное с импровизацией, созиданием нового образа.

     Социальные  критерии художественно-эстетической воспитанности требуют наличия  у воспитанников широких интересов  к различным видам искусств, глубокой потребности в общении с эстетическими  явлениями искусства и жизни. Воспитанность в социальном смысле проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – все это очевидное и убедительные свидетельства степени художественно-эстетической воспитанности школьника. Его подлинная художественно-эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и подлинно художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Художественно-эстетическое образование младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства 

     Представление о красивом и безобразном складывается у каждого с детства. Предметы эстетического цикла учат ребенка не просто созерцать окружающий мир, а понимать его, пользоваться накопленным багажом человеческих знаний, чтобы впоследствии уметь ценить и творить прекрасное.

     Любой образовательный процесс всегда преследует следующую цель – освоение учащимися знаниями и умениями и развитие личности ребенка. Достигается ли эта цель на уроках искусства?

     Обратимся к практике. Чаще музыка, изобразительное  искусство, труд выполняют функции  дисциплин второго порядка. Если же рассматривать учебные программы с эстетическим уклоном, где этим предметам отводится должная роль, нередко замечаем внутренние противоречия и стихийность. Уроки труда зачастую сводятся к рассмотрению изготовляемых изделий, с чисто внешних поверхностных их проявлений, то есть какой формы изделие, какого цвета, из каких частей состоит. Изделия, нередко, выхватываются, вырываются из системы, что мешает рассматривать сложные взаимосвязи человека с природой, трудом, бытом.

     В процессе преподавания художественных дисциплин укореняется бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей, единых принципов обучения. Тем не менее, именно обучение искусству обладает богатыми возможностями формирования духовности личности. В народном искусстве отражено понимание сложнейших взаимосвязей жизни, а вовсе не абстрактные художественно-декоративные вкусы народа. Это серьёзная философская проблема,  изучение которой, тем не менее, возможно и необходимо начинать в младших классах.

     Например, Н.М.Конышева не ставит задачу растолковать детям всю глубину народной культуры, обращает внимание младших школьников на мировоззренческий смысл народного искусства:

     для учащихся второго класса предлагает включить блок уроков «Учимся у народных мастеров». Это начальный этап, но уже здесь школьникам дается информация о знаковой системе народного искусства; о неслучайном выборе образов доя народных изделий; дается первоначальное представление об охранительной функции народного искусства, о включении его в быт.

     Всё демонстрируется на наглядных примерах. Задача состоит в том, чтобы в первую очередь показать общность, универсальность народного искусства, его основной смысл, а усвоить затем частности (скажем, чем различаются дымковская и филимоновская игрушки) школьникам будет нетрудно.

     Этот  блок уроков позволяет создать, разумеется, очень общее, но в целом верное представление о народном искусстве; здесь закладывается база для последующего, более обстоятельного изучения этой проблемы, к которой возвращаются главным образом в четвертом классе, где она является центральной. На этой ступени рассматриваются особенности культуры разных народов, отраженные в создаваемой ими предметной среде.

     Все обозначенные выше стороны народного  искусства изучаются на фоне овладения  отдельными видами ремёсел, с тем, чтобы  в результате у учащихся сложилось устойчивое понимание народного искусства как духовной сущности, пронизывающей повседневный быт.

     Большой осторожности от учителя требует  отбор материалов о народном искусстве, которые в силу возрастающей актуальности этой проблемы  теперь появляются в большом количестве.

     Пожалуй, одним из лучших способов ознакомления детей с народной эстетикой является изучение её на материале родного  края. Этот путь был предложен профессором  Т.Я. Шпикаловой и благодаря поддержке специалистов на местах этот опыт постепенно распространяется. Однако учителю не следует забывать, что местные традиции имеет смысл осваивать на фоне общечеловеческих культурных канонов.

Информация о работе Современные технологии художественно-эстетического образования