Современные технологии художественно-эстетического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

В начальной школе развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Ребенок знакомится с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.
Актуальность исследования. На всем протяжении развития человеческой цивилизации образование как таковое было предметом постоянных дискуссий. Все разногласия в целом сводились к поиску универсальной системы, способной за достаточно ограниченное время, по сравнению с глобальными процессами общественного развития, вырастить не просто грамотного человека, но интеллектуально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах знания и культуры, социально ответственную и глубоко духовную.

Работа содержит 1 файл

Современные технологии худ.-эстетического образования.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Вся система работы с младшими школьниками  направлена на формирование заинтересованного  и почтительного отношения к тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой ими  предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.

     До  сих пор ведутся споры о  том, что есть художественное развитие:

    • приобретение знаний об искусстве;
    • включение в искусство;
    • формирование личности через искусство.

     Если  исходить из традиционной системы преподавания искусства, то можно сделать вывод, что, несмотря на провозглашение глобальных целей, обучение протекало в русле приобретения школьниками знаний, умений, навыков. Нет другой области педагогики, в которой наблюдался бы такой разрыв между возможностями и результатами, как в художественно-эстетическом воспитании детей.

     Таким образом, проблема модернизации художественно-эстетического  воспитания в школе остается одной  из актуальных. Изучением и решением данной проблемы занимались многие ученые и педагоги-практики. Поэтому целью исследования было  - изучение программ по художественно-эстетическому  воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.

     В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», разработанная авторским коллективом во главе с профессором Т.Я.Шпикаловой,  решает эту актуальную задачу, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и пения (музыки).

     Цель  программы – способствовать воспитанию высокохудожественной

образованной  личности школьника, формированию основ  целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка. Содержание программы раскрывается по видам народного искусства:

1.Изобразительное,  народное и декоративно-прикладное  искусство:

       а) Основы художественного изображения.

       б) Орнамент в искусстве народов  мира: построение и виды.

       в) Народный орнамент России: творческое  изучение в процессе     

          изображения.

       г) Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством  (основы художественного ремесла).

            2.Устное народное творчество:

       а) Учебный материал, воспринимаемый  изустно.

       б) Учебный материал для обучения  чтению.

       в) Детский праздник.

       Программа составлена достаточно  подробно, что должно способствовать  более грамотному использованию её учителем. Во все разделы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Этот перечень во многом разъясняет содержание программы, нацеливает учителя на выбор методов и форм проведения занятий.

       В учебном интегрированном курсе широко и многогранно раскрываются художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся, как в процессе эстетического восприятия, так и в собственно художественно-творческой деятельности. В основу положены творческие принципы народного искусства, общий для любой из его областей (повтор, вариации, импровизации).

     Кроме авторского коллектива во главе со Т.Я.Шпикаловой над проблемой модернизации художественно-эстетического воспитания младших школьников работал Б.М.Неменский. Он создал свою собственную программу  «Изобразительное искусство и художественный труд», которая решает следующие задачи:

    • увлечение искусством;
    • приобщение к художественной культуре:

          Суть, содержание искусства (социальный опыт).

Те жизненные  проблемы, ради решения которых и  существует искусство. Формирование активного  эстетического отношения к действительности (в том числе и к народным художественным традициям). Искусство формирует именно эстетические критерии человека.

     Творческий  опыт искусства.

     Систематическое развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления человека.

     Язык  искусства (профессиональный опыт).

     Обучение  основам художественной грамоты, формирование элементарных практических навыков  работы в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной).  Программа рассчитана на девять лет обучения, первый этап – начальная школа.

       Общая тема: «Основы художественных  представлений».

     Первый  класс: Искусство видеть (учимся изображать видимое).

     Второй  класс: Ты и искусство.

     Третий  класс: Искусство всюду вокруг нас:

                                     -искусство в твоем доме;

                                     -искусство на улицах твоего  города (села).

     Четвертый класс: Каждый народ – художник:

                                     -искусство твоего народа.

       Далее тема седьмого класса полностью посвящена декоративно-прикладному искусству.

     Тема: «Мудрость и красота вещей».

     Первая  четверть: «Древние корни искусства»:

    • в народном жилище;
    • древние образы в народном искусстве;
    • древние образы в декоре жилища, в предметах народного быта (декорирование);
    • народный праздничный костюм;
    • обобщение темы: костюмированная инсценировка народных посиделок.

     Вторая  четверть: «Связь времен в народном искусстве»:

    • старинные образы – конь, птица, баба – в народных игрушках (лепка);
    • единство формы и декора (роспись);
    • истоки современных народных промыслов (эскиз);
    • предметы промыслов в нашем быту (роспись);
    • обобщение: народные промыслы и современность.

     Третья  четверть: «Декор, человек, общество, время» - осознание роли декора в современной  жизни.

     Четвертая четверть: «Современное декоративное искусство».

       Таким образом, декоративное искусство  в общеобразовательной школе  может и должно стать системой  обучения чтению символических  знаков декора, осознание умелого  пользования ими. И только этот  предмет может дать такие знания целостно.

       В последнее время появилось  ещё несколько программ, связанных  с декоративно-прикладным искусством. Например, программа по трудовому  обучению для 1-4 класса «Художественный  труд» (основы дизайнообразо-вания). Автор Н.М.Конышева.

      1.Особенности программы.

     Общеразвивающая система интегрированного типа. В  основе – предметно-практическая деятельность. Установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточна. Ручные умения и владения технологиями выступают в качестве средства, но не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд – средство общего развития. Это цель данного курса. На основе данной программы может быть создан интегрированный курс – курс дизайнерского образования учащихся , где речь должна идти о формировании дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов. Дизайнерское мышление включает:

    • конструктивность;
    • целесообразность;
    • вариативность, гибкость;
    • чувство стиля и стилевой гармонии

              Принципы программы:

       1.Общекультурные (духовно-нравственные).

       Формирование через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности: о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой. Содержание курса призвано, также обеспечить расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных возможностей личности.

     2. От общего к частному (в формировании  духовно-нравственных установок) и от частного к общему (в формировании конкретных знаний и способов работы).

     3. Целостность формирования дизайнерского мышления.

     Единство  рационально-логического и духовно-эмоционального. В процессе выполнения изделий ученик рассматривает как часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические  взаимосвязи с этим целым.

     4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя.

       Задачи курса:

     1.Духовно-эмоциональное  обогащение личности:

    • формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте человека в нем;
    • воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему;
    • формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;
    • воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.

     2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей.

     3. Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.

     4. Расширение кругозора.

     5. Развитие руки, глазомера, через формирование практических умений. 

     Содержание  программы.

     Весь  курс представляет собой единую систему  взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются. Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре.   Профессионально-практические знания и умения являются основными элементами.

     Первый  класс «Умелые руки»: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие цвета и форм в действительности; радость познания и созидания.

     Второй  класс «В природе, в жизни и  в мастерской»: основные идеи взаимосвязи  Человека, Вещи и Природы и пути их познания; основы декоративно-художественного отображения мира.

     Третий  класс «Наш рукотворный мир» (от мира природы к миру вещей): природа  как источник инженерных и художественных идей; основные принципы дизайна.

     Четвертый класс «Секреты мастеров»: мир вещей  как источник историко-культурной информации; традиции и их роль в жизни и искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре.

Информация о работе Современные технологии художественно-эстетического образования