Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа
В начальной школе развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Ребенок знакомится с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.
Актуальность исследования. На всем протяжении развития человеческой цивилизации образование как таковое было предметом постоянных дискуссий. Все разногласия в целом сводились к поиску универсальной системы, способной за достаточно ограниченное время, по сравнению с глобальными процессами общественного развития, вырастить не просто грамотного человека, но интеллектуально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах знания и культуры, социально ответственную и глубоко духовную.
Вся система работы с младшими школьниками направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения к тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой ими предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.
До сих пор ведутся споры о том, что есть художественное развитие:
Если исходить из традиционной системы преподавания искусства, то можно сделать вывод, что, несмотря на провозглашение глобальных целей, обучение протекало в русле приобретения школьниками знаний, умений, навыков. Нет другой области педагогики, в которой наблюдался бы такой разрыв между возможностями и результатами, как в художественно-эстетическом воспитании детей.
Таким образом, проблема модернизации художественно-эстетического воспитания в школе остается одной из актуальных. Изучением и решением данной проблемы занимались многие ученые и педагоги-практики. Поэтому целью исследования было - изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», разработанная авторским коллективом во главе с профессором Т.Я.Шпикаловой, решает эту актуальную задачу, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и пения (музыки).
Цель программы – способствовать воспитанию высокохудожественной
образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка. Содержание программы раскрывается по видам народного искусства:
1.Изобразительное,
народное и декоративно-
а) Основы художественного
б) Орнамент в искусстве
в) Народный орнамент России: творческое изучение в процессе
изображения.
г) Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).
2.Устное народное творчество:
а) Учебный материал, воспринимаемый изустно.
б) Учебный материал для
в) Детский праздник.
Программа составлена
В учебном интегрированном курсе широко и многогранно раскрываются художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся, как в процессе эстетического восприятия, так и в собственно художественно-творческой деятельности. В основу положены творческие принципы народного искусства, общий для любой из его областей (повтор, вариации, импровизации).
Кроме
авторского коллектива во главе со
Т.Я.Шпикаловой над проблемой модернизации
художественно-эстетического
Суть, содержание искусства (социальный опыт).
Те жизненные проблемы, ради решения которых и существует искусство. Формирование активного эстетического отношения к действительности (в том числе и к народным художественным традициям). Искусство формирует именно эстетические критерии человека.
Творческий опыт искусства.
Систематическое развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления человека.
Язык искусства (профессиональный опыт).
Обучение основам художественной грамоты, формирование элементарных практических навыков работы в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной). Программа рассчитана на девять лет обучения, первый этап – начальная школа.
Общая тема: «Основы художественных представлений».
Первый класс: Искусство видеть (учимся изображать видимое).
Второй класс: Ты и искусство.
Третий класс: Искусство всюду вокруг нас:
Четвертый класс: Каждый народ – художник:
Далее тема седьмого класса полностью посвящена декоративно-прикладному искусству.
Тема: «Мудрость и красота вещей».
Первая четверть: «Древние корни искусства»:
Вторая четверть: «Связь времен в народном искусстве»:
Третья четверть: «Декор, человек, общество, время» - осознание роли декора в современной жизни.
Четвертая четверть: «Современное декоративное искусство».
Таким образом, декоративное
В последнее время появилось
ещё несколько программ, связанных
с декоративно-прикладным
1.Особенности программы.
Общеразвивающая система интегрированного типа. В основе – предметно-практическая деятельность. Установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточна. Ручные умения и владения технологиями выступают в качестве средства, но не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд – средство общего развития. Это цель данного курса. На основе данной программы может быть создан интегрированный курс – курс дизайнерского образования учащихся , где речь должна идти о формировании дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов. Дизайнерское мышление включает:
Принципы программы:
1.Общекультурные (духовно-нравственные).
Формирование через
2.
От общего к частному (в формировании
духовно-нравственных
3. Целостность формирования дизайнерского мышления.
Единство
рационально-логического и
4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя.
Задачи курса:
1.Духовно-эмоциональное обогащение личности:
2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей.
3. Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.
4. Расширение кругозора.
5. Развитие руки, глазомера, через формирование практических умений.
Содержание программы.
Весь курс представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются. Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре. Профессионально-практические знания и умения являются основными элементами.
Первый класс «Умелые руки»: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие цвета и форм в действительности; радость познания и созидания.
Второй класс «В природе, в жизни и в мастерской»: основные идеи взаимосвязи Человека, Вещи и Природы и пути их познания; основы декоративно-художественного отображения мира.
Третий класс «Наш рукотворный мир» (от мира природы к миру вещей): природа как источник инженерных и художественных идей; основные принципы дизайна.
Четвертый класс «Секреты мастеров»: мир вещей как источник историко-культурной информации; традиции и их роль в жизни и искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре.
Информация о работе Современные технологии художественно-эстетического образования