Современные игровые технологии на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование образовательной системы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение_______________________________________________ 3 стр.
§ 1. Понятие игровых технологий___________________________7 стр.

§ 2.Роль игры в преподавании иностранного языка________________11 стр.

§ 3.Дидактические игры, их особенности________________________26 стр.
§ 4. Классификация игровых технологий________________________33 стр.
§5. Методы и организация исследования по проведению учебных
занятий с использованием современных игровых технологий__39стр.
Заключение._________________________________________________43 стр.
Список литературы.___________________________________________44 стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

3 Современные игровые технологии.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     Во  время так называемой «пассивной»  практики, а также в процессе проведения занятий по иностранному языку, была составлена характеристика вышеуказанного класса. Но в силу того, что уроки проводились лишь в одной группе, состоящей из 14 человек, именно данной группе нами была разработана детальная характеристика.

     Группа  из 14 человек состояла из 7 девочек  т 7 мальчиков, что обуславливало  равноправное положение в классе учащихся по половому составу.

     В классе наблюдалась общность социальных интересов, касающихся не только учебной деятельности, но и посещения различных кружков и секций. Так, большинство мальчиков посещают кружки восточных единоборств.

     Было  определено, что в группе нет явных  лидеров, и это способствовало сплоченности и организованности класса в выполнении общих дел, умению коллективно планировать их и распределять задания между собой. Общий уровень поведенческой дисциплины высок, а к отдельным нарушителям дисциплины группа относится негативно.

     Следует отметить также, что у каждого  учащегося имеется свободная морально-психологическая позиция.

     Все вышеуказанное было учтено при подготовке и проведении в классе ролевых  игр.

     Слово «игра» значительно повышало заинтересованность  и личностную сопричастность учащихся к занятиям. Следует отметить также, что, ориентируясь, прежде всего на удовольствие, получаемое от самого процесса игры, учащиеся могли в различной степени осознавать заложенные в ролевой игре неигровые цели, направляемые на развитие навыков диалогической и монологической речи, закрепление лексики по новым темам, обучение межличностному общению.

     Ролевые игры проводились в классе регулярно  и учащиеся к ним уже привыкли, поэтому в начале новой темы они  сами  выясняли перспективу проведения новой ролевой игры (Приложение №1 «Методика проведения ролевой игры»).

     Одним из видов ролевой игры, распространенной на уроках иностранного языка, является составление диалогов. В период педагогической практики данный вид работы также многократно применялся. Приведем пример. На одном из уроков проводилось аудирование. Незнакомые слова заранее были выписаны на доску, для того, чтобы учащиеся переписали их в тетради. Прослушав диалог, учащиеся выполнили разнообразные упражнения, в число которых входили: «Ответьте на вопросы», «Преобразуйте предложения, заменив выделенные слова словами из диалога» и так далее. Эти упражнения явились своеобразной подготовкой к ролевой игре в виде составления диалогов, аналогичных прослушанному.

     Группа  разделилась на пары, причем во многих случаях оказалось так, что «более сильные» ученики составили пары с «менее сильными». Так, Максим Р., который занимается дополнительно с репетитором и обладает более высокими знаниями английского, оказался в паре с Тимуром Х., у которого ярко выраженные склонности к изучению точных наук. Максим взял инициативу на себя и распределил роли. Тимуру досталась роль продавца, а Максиму – роль покупателя.

     Как выяснилось позднее, Тимур мечтает  открыть в будущем свой магазинчик. Максим, зная об этом, распределил роли именно таким образом.

     Во  время проигрывания диалога Тимур преобразился. С помощью Максима он подобрал необходимые для составления диалога слова и выражения, и у мальчиков получился очень живой и интересный диалог. Мальчики, особенно Тимур, очень комфортно и уверенно чувствовали себя в данной коммуникативной ситуации.

     Хотелось  бы отметить, что во время прохождения  практики использовались и другие виды ролевых игр, которые были оформлены нами в виде приложения (Приложение №2 «Ролевые игры»).

     В психолого-педагогической литературе отмечается, что если занятия с использованием игровых технологий не принесли желаемого результата, то они являются потенциально губительными для учебного заведения, угнетающими обучаемых и вредными для профессиональной репутации самого педагога. Полноценная и качественная оценка образовательной результативности на занятиях с использованием игровых технологий, установление с этой целью разнообразной обратной связи, позволит проконтролировать результаты обучения и своевременно внести необходимые изменения. Обратная связь и оценка качества нужны, прежде всего, самому преподавателю-руководителю игры, как по ходу ее проведения, так и после окончания. К таким приемам можно отнести разнообразные опросы в виде анкет или письменных отзывов. В нашем случае был изготовлен свой собственный опросник, который раздавался учащимся в конце занятий и собирался сразу же после заполнения.

     Опросник  включал в себя следующие вопросы:

  1. Что вы ожидали от игры?
  2. Чувствовали ли вы себя включенными в работу?
  3. Напишите некоторые общие замечания по поводу  хода игры, подготовленных материалов и оборудования.

     В первое время учащиеся затруднялись отвечать на данные вопросы, в дальнейшем, в ходе проведения ролевых игр, они  уже осознанно отвечали на вопросы. Это, в свою очередь, позволяло увидеть  содержательные результаты игры и уже на следующей игре производить необходимые изменения.

     Таким образом, учет мнений и интересов  учащихся способствовал созданию атмосферы  сотрудничества, что, в свою очередь, явилось важным условием для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка и, в целом, повысило успеваемость учащихся. 

     В ходе исследования была выявлена методологическая структура и функции ролевой  игры.

     В частности, были выделены следующие  функции:

     - побудительно-мотивационная;

     - ориентирующая;

     - компенсаторная;

     - воспитательная.

     Нами  рассмотрены методы использования  ролевой игры при обучении иностранному языку, в котором различаются  этапы и распределение языкового материала.

     Заключение 

     В результате исследования, мы приходим к  выводу о том, что:

     - использование на уроках по  иностранному языку игровых технологий, в частности ролевых игр, является важным методом для стимулирования  мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;

     - нами в данной работе опытным  путем  (опираясь на результаты педагогической практики) была доказана методологическая ценность применения ролевых игр на уроках иностранного языка, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка ряд психических новообразований. Это воображение и сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, ребенок стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную  и индивидуальную деятельность;

     - методологические и методические  выводы были подтверждены на практических занятиях в период  прохождения педагогической практики. Таким образом, нами на практике была доказана эффективность применения игровых технологий на занятиях по иностранному языку для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

     Значит, гипотеза исследования подтвердилась, что с введением в учебный процесс современных игровых технологий значительно повысится познавательный интерес у школьников к изучению иностранных языков.

 

     Список  использованной литературы 

     
  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  2. Барашкова, Е. А. Не все дети талантливые, но все способные / Е. А. Ба-рашкова // Первое сентября. Английский язык, 2005. - № 9. – С. 14.
  3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с.
  4. Бим, И. Л. Методика обучения иностранных языков как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. – М.: Русский язык, 1977. –  256 с.
  5. Богомолова, Н. Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки / Н. Н. Богомолова //  Теоретические и  методологические проблемы социальной психологии. – М.: Изд-во Моск. Ун-та. – 1977. – С. 192-193.
  6. Болтнева, О. Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка / О. Ю. Болтнева / / ИЯШ. – 2001. - №4. – С. 74-79.
  7. Большая советская энциклопедия /  Гл. ред.  А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1974. – 631 с.
  8. Бурдина, М. И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / М. И. Бурдина / / ИЯШ. – 1996. - №3. – С. 50-55.
  9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский / / Вопросы психологии. - №6. – С. 61-64.
  10. Гаврилова,  О. В.  Ролевая игра в обучении иностранных языков / О. В. Гаврилова // English, 2008. - № 1. – р. 7-8.
  11. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 336 с.
  12. Деркач, А. А., Щербак, С. Ф. Педагогическая  эвристика. Искусство овладения иностранным языком./ А. А. Деркач, С. Ф. Щербак -  М: Педагогика, 1991, 224 с.
  13. Дешевая, И. В. Применение игры для создания положительной мотивации на занятиях по иностранному языку // Материалы научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах высших и средних специальных заведениях 12-14 апреля, 2000г. – Ижевск, 2000. -  231 с. С. 33-34.
  14. Дианова, Е. М. Ролевая игра в обучении иностранному языку (обзор зарубежной методической литературы) /  Е. М. Дианова / / Иностранный язык в школе, 1998. - №3. – С. 90-93.
  15. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006. - № 7. – С. 40.
  16. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение. / Р. И. Жуковская. – М.: Педагогика, 1975. – 112с.
  17. Жуковская, Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду / Р. И. Жу-ковская. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. – 160 с.
  18.   Занько, С. Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюн-никова. – М.: « Логос», 1992, ч. 1.  – 125 с.
  19. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средн. школы / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1978. – 159 с.
  20. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
  21. Игровое моделирование: Методология и практика. – Новосибирск: Наука, 1987. – 232 с.
  22. Игры – обучение,  тренинг, досуг… / Под ред. В. В. Петрусинского. –   В 4-х книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
  23. Калимулина, О. В.  Ролевые   игры  в обучении   диалогической речи  / О. В. Калимулина // Иностранный язык в школе. – 2003. - №3. – С. 17-20.
  24. Китайгородская, Г.  А.  Интенсивный курс:  Научн.-методич.  пособие / Г. А. Китагородская. – М.: Моск. ун-т, 1994. – 368 с.
  25. Колесникова, О. А. Ролевые игры в обучении иностранному языку / О. А. Колесникова // Иностранный язык в школе. – 1989. - №4. – С. 14-16.
  26. Коптелова, И. Е. Игры со словами / И. Е. Коптелова // Иностранный язык в школе. – 2003. - №1 – С. 54-55.
  27. Красильникова, В. С. Игра и игровые приемы школьников иностранному языку / В. С. Красильникова //  Иностранный язык в школе. – 1975. - №5 – С. 167-175.
  28. Леонтьев, А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе / А. Н. Леонтьев. – М., 1989. – 320 с.
  29. Маркова, А. К. Психология   усвоения  языка как средства  общения  / А. К. Маркова. – М.: Педагогика, 1974. – 240 с.
  30. Матвеева, Н. В. Коллективная учебная деятельность при подготовке и проведении ролевой игры «Заключение контракта» / Н. В. Матвеева // Иностранный язык в школе. – 2004. - №7. – С. 41-45.
  31. Матвеева, Н. В. Ролевая игра «A visit of the foreign delegation to the design office» / Н. В. Матвеева // Иностранный язык в школе. – 2005. - №4. – С. 37-41.
  32. Матрон, Е. Д. Сюжетные ролевые игры на уроках  по работе с газетой / Е. Д. Матрон // Иностранный язык в школе. – 1990. - №2 – С. 81-85.
  33. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с. С. 115.
  34. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному гово-рению. – М., 1991. – 223 с.
  35. Попович, Г. В. Вид творчества на уроке иностранного языка – ролевые игры / Г. В. Попович // Материалы научно-методической конференции. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков. Ижевск, 2000. – С. 98-100.
  36. Риверс, В. Пусть они говорят то, что им хочется сказать / В. Риверс // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. – М., 1976. – С. 226-240.
  37. Родкин, К. А. Игровые упражнения / К. А. Родкин // ИЯШ. – 1965. - №5. – С. 44-48.
  38. Семенова, Т. В., Семенова, М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам  / Т. В. Семенова, М. В. Семенова // ИЯШ. – 2005. - №1. – С. 16-18.
  39. Соловова,  Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
  40. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. – 2004. - №2. – С. 66-68.
  41. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
  42. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе // Под ред. А. Д. Климентенко и А. А. Миролюбова: Науч.-исслед. институт содержания и методов обучения. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика,1981. – 465 с.
  43. Терпухова, О. Н. Игры на уроках в 5 классе / О. Н. Терпухова // Иностранный язык в школе. – 1965. - №4. – С. 62-65.
  44. Уайзер, Г. М., Климентенко А. Д. Развитие устной речи на английском языке в 5-8 классах / Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко. – М.: Просвещение, 1972. – 176 с.
  45. Утевская, Н. Л. Игры на английском языке / Н. Л. Утевская // Иностранный язык в школе. – 1979.  - №3. – С. 94-96.
  46. Утехина, А. Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / А. Н. Утехина – Ижевск: Изд. дом Удм. ун-т, 2000. – 246 с.
  47. Филатов, В. М., Лившиц, О. Л. Ролевые игры на уроках английского языка в 6 классе / В. М. Филатов, О. Л. Лившиц // Иностранный язык в школе. – 1981. - №1. – С. 38-41.
  48. Филатов, В. М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы / В. М. Филатов // Класс, 1995. - №4 – С. 12-15.
  49. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый – М., 1996. – 272 с.
  50. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 350 с.

 

Информация о работе Современные игровые технологии на уроках иностранного языка