Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование образовательной системы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Введение_______________________________________________ 3 стр.
§ 1. Понятие игровых технологий___________________________7 стр.
§ 2.Роль игры в преподавании иностранного языка________________11 стр.
§ 3.Дидактические игры, их особенности________________________26 стр.
§ 4. Классификация игровых технологий________________________33 стр.
§5. Методы и организация исследования по проведению учебных
занятий с использованием современных игровых технологий__39стр.
Заключение._________________________________________________43 стр.
Список литературы.___________________________________________44 стр.
Приложения
Во время так называемой «пассивной» практики, а также в процессе проведения занятий по иностранному языку, была составлена характеристика вышеуказанного класса. Но в силу того, что уроки проводились лишь в одной группе, состоящей из 14 человек, именно данной группе нами была разработана детальная характеристика.
Группа из 14 человек состояла из 7 девочек т 7 мальчиков, что обуславливало равноправное положение в классе учащихся по половому составу.
В классе наблюдалась общность социальных интересов, касающихся не только учебной деятельности, но и посещения различных кружков и секций. Так, большинство мальчиков посещают кружки восточных единоборств.
Было определено, что в группе нет явных лидеров, и это способствовало сплоченности и организованности класса в выполнении общих дел, умению коллективно планировать их и распределять задания между собой. Общий уровень поведенческой дисциплины высок, а к отдельным нарушителям дисциплины группа относится негативно.
Следует отметить также, что у каждого учащегося имеется свободная морально-психологическая позиция.
Все вышеуказанное было учтено при подготовке и проведении в классе ролевых игр.
Слово «игра» значительно повышало заинтересованность и личностную сопричастность учащихся к занятиям. Следует отметить также, что, ориентируясь, прежде всего на удовольствие, получаемое от самого процесса игры, учащиеся могли в различной степени осознавать заложенные в ролевой игре неигровые цели, направляемые на развитие навыков диалогической и монологической речи, закрепление лексики по новым темам, обучение межличностному общению.
Ролевые игры проводились в классе регулярно и учащиеся к ним уже привыкли, поэтому в начале новой темы они сами выясняли перспективу проведения новой ролевой игры (Приложение №1 «Методика проведения ролевой игры»).
Одним из видов ролевой игры, распространенной на уроках иностранного языка, является составление диалогов. В период педагогической практики данный вид работы также многократно применялся. Приведем пример. На одном из уроков проводилось аудирование. Незнакомые слова заранее были выписаны на доску, для того, чтобы учащиеся переписали их в тетради. Прослушав диалог, учащиеся выполнили разнообразные упражнения, в число которых входили: «Ответьте на вопросы», «Преобразуйте предложения, заменив выделенные слова словами из диалога» и так далее. Эти упражнения явились своеобразной подготовкой к ролевой игре в виде составления диалогов, аналогичных прослушанному.
Группа разделилась на пары, причем во многих случаях оказалось так, что «более сильные» ученики составили пары с «менее сильными». Так, Максим Р., который занимается дополнительно с репетитором и обладает более высокими знаниями английского, оказался в паре с Тимуром Х., у которого ярко выраженные склонности к изучению точных наук. Максим взял инициативу на себя и распределил роли. Тимуру досталась роль продавца, а Максиму – роль покупателя.
Как выяснилось позднее, Тимур мечтает открыть в будущем свой магазинчик. Максим, зная об этом, распределил роли именно таким образом.
Во время проигрывания диалога Тимур преобразился. С помощью Максима он подобрал необходимые для составления диалога слова и выражения, и у мальчиков получился очень живой и интересный диалог. Мальчики, особенно Тимур, очень комфортно и уверенно чувствовали себя в данной коммуникативной ситуации.
Хотелось бы отметить, что во время прохождения практики использовались и другие виды ролевых игр, которые были оформлены нами в виде приложения (Приложение №2 «Ролевые игры»).
В психолого-педагогической литературе отмечается, что если занятия с использованием игровых технологий не принесли желаемого результата, то они являются потенциально губительными для учебного заведения, угнетающими обучаемых и вредными для профессиональной репутации самого педагога. Полноценная и качественная оценка образовательной результативности на занятиях с использованием игровых технологий, установление с этой целью разнообразной обратной связи, позволит проконтролировать результаты обучения и своевременно внести необходимые изменения. Обратная связь и оценка качества нужны, прежде всего, самому преподавателю-руководителю игры, как по ходу ее проведения, так и после окончания. К таким приемам можно отнести разнообразные опросы в виде анкет или письменных отзывов. В нашем случае был изготовлен свой собственный опросник, который раздавался учащимся в конце занятий и собирался сразу же после заполнения.
Опросник включал в себя следующие вопросы:
В первое время учащиеся затруднялись отвечать на данные вопросы, в дальнейшем, в ходе проведения ролевых игр, они уже осознанно отвечали на вопросы. Это, в свою очередь, позволяло увидеть содержательные результаты игры и уже на следующей игре производить необходимые изменения.
Таким
образом, учет мнений и интересов
учащихся способствовал созданию атмосферы
сотрудничества, что, в свою очередь,
явилось важным условием для повышения
мотивации учащихся к изучению иностранного
языка и, в целом, повысило успеваемость
учащихся.
В ходе исследования была выявлена методологическая структура и функции ролевой игры.
В частности, были выделены следующие функции:
- побудительно-мотивационная;
- ориентирующая;
- компенсаторная;
- воспитательная.
Нами
рассмотрены методы использования
ролевой игры при обучении иностранному
языку, в котором различаются
этапы и распределение
Заключение
В результате исследования, мы приходим к выводу о том, что:
-
использование на уроках по
иностранному языку игровых
- нами в данной работе опытным путем (опираясь на результаты педагогической практики) была доказана методологическая ценность применения ролевых игр на уроках иностранного языка, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка ряд психических новообразований. Это воображение и сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, ребенок стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность;
-
методологические и
Значит, гипотеза исследования подтвердилась, что с введением в учебный процесс современных игровых технологий значительно повысится познавательный интерес у школьников к изучению иностранных языков.
Список
использованной литературы
Информация о работе Современные игровые технологии на уроках иностранного языка