Современные игровые технологии на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование образовательной системы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение_______________________________________________ 3 стр.
§ 1. Понятие игровых технологий___________________________7 стр.

§ 2.Роль игры в преподавании иностранного языка________________11 стр.

§ 3.Дидактические игры, их особенности________________________26 стр.
§ 4. Классификация игровых технологий________________________33 стр.
§5. Методы и организация исследования по проведению учебных
занятий с использованием современных игровых технологий__39стр.
Заключение._________________________________________________43 стр.
Список литературы.___________________________________________44 стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

3 Современные игровые технологии.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

         Бурное развитие воображения у подростков. Их стремление «просмотреть» и «примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию и независимость, приводят к активному использованию игр - фантазирования, игр - грез. Эти игры А.Н. Леонтьев относит к рубежным играм, т.е. находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности.

     В эти игры подростки играют, как  правило, по двое или в одиночестве.

     Одна  из причин заключена в том, что  в реальных играх роли распределяют лидеры.      В играх - фантазирования автор игры не только обеспечивает себе желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями.

           В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству.

     Подростки способны не только придумать весь ход игры, но и без помощи взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность, где игра и труд тесно переплетены.

          В игровой деятельности подростков на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость. Подросток проявляет повышенные требования к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности, он хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в игре необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества.

          Игры подростков по сравнению с играми младших школьников носят более устойчивый характер. Подростки организуются нередко в более или менее постоянные игровые коллективы с распределением ролей, с установлением некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого коллектива. В связи с этим становится более устойчивым и соревнование в игре. Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени. 

           В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой может выступать ролевая игра, т.к. в игровой роли играющий воспроизводит не содержание социальной роли, а «усвоение общественного опыта» и реализация собственной сущности производится человеком посредством выполнения той или иной социальной роли в процессе деятельности. Лишь «выполняя» роль, он включается в систему общественных отношений.

          М.И. Бобнева этот период выделяет как игровой этап в формировании личности и определяет его как закономерный в освоении условий жизнедеятельности.

     Игра дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

     Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в мире и  в жизни, т. е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

     Содержание  учебной игры должно быть  интересно  и значимо для ее участников, а  любое игровое действие должно опираться  на знания, навыки умения, приобретенные  на различных занятиях, и обеспечивать возможность обучаемых принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически  оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.

     Социально-психологическое  воздействие игры обнаруживает себя в преодолении болезни говорения (общения) на иностранном языке и  в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога.

     Игра  формирует способность принимать  самостоятельные решения, оценивать  свои действия, действия других, побуждает  анализировать свои знания.

     Познавательные  игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. Следует согласиться с А.А. Деркачом[12], что наиболее актуально применение ролевых игр на уроках иностранного языка, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого – обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 3.Дидактические игры, их особенности 

     Особый  вариант педагогического общения  представляют дидактические игры, в  ходе которых цели обучения достигаются  при помощи и посредством решения игровых задач. Дидактическая игра, используемая в обучении, представляет собой ситуацию, моделирующую реальность в целях обучения.

     Управляя  процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения. При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в большей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.

     Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли.

     В отечественной педагогической практике в 1940 - 1950-е гг. дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании; в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий. В 1960 - 1970-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 1970 - 1980-х гг. введение обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. С 1980-х гг. широкое распространение получили деловые игры.

     Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

     Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

     Отбор познавательных задач для дидактических  игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:

      1) разнообразные игровые манипуляции  с предметами и игрушками —  подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание;

       2) «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);

      3) осуществление поиска и находки  нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;

      4) загадывание и отгадывание загадок;

      5) выполнение определенной роли;

       б) соревнование (индивидуальное  или коллективное);

      7) особые игровые движения, такие  как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание  вслух, имитация действий [23, С.45].

     Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования  разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике.

     Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

     Чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых задании); показ воспитателем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

     Объявление  игры может проходить в обычной  форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический  материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже  о том, что и как надо выполнять, например, «Найди дерево по описанию», «3апомни буквы», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класс непосредственно перед началом игры. В игре «Что нужно ученику?» участвуют «Букварь», «Пенал», «Портфель», «Тетради», «Карандаши» и др., действуя по заранее подготовленному несложному сценарию. Игра «Сказка в гости к нам пришла» может начаться с прихода сказочных персонажей. И здесь воспитатель сам может не раскрывать игровые действия, а после постановки игровой задачи предложить детям подумать, как играть, что за чем выполнять. При этом поощряет инициативу детей, их находки, догадки [4, С.50].

     Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос (игры «Что это за птица», «Считай дальше», «Скажи наоборот»). С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

     Без заранее установленных правил игровое  действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом - способ его выполнения.

     Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности  учащихся, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).

     Организующие  правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений.

     Овладению игровыми действиями и правилами  способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая  и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспективности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Победителем считается тот, кто получил больше фишек за правильные ответы, и ему можно присвоить звание «умелого пешехода (водителя)», «знатока природы», «художника», вручить вымпел, медаль, флажок. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда (звено), каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.

     Бывает, что дети нарушают правила игры, объясняя это тем, что не знают, как  надо их выполнять, или забыли о них. Воспитателю следует помнить, что усвоение правил не происходит быстро. Требуется многократное их повторение в последующих играх, проверка усвоения, чтобы убедиться в том, что дети будут все делать правильно.

Информация о работе Современные игровые технологии на уроках иностранного языка