Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование образовательной системы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Введение_______________________________________________ 3 стр.
§ 1. Понятие игровых технологий___________________________7 стр.
§ 2.Роль игры в преподавании иностранного языка________________11 стр.
§ 3.Дидактические игры, их особенности________________________26 стр.
§ 4. Классификация игровых технологий________________________33 стр.
§5. Методы и организация исследования по проведению учебных
занятий с использованием современных игровых технологий__39стр.
Заключение._________________________________________________43 стр.
Список литературы.___________________________________________44 стр.
Приложения
Во многих играх есть условие: кто не выполнит правила, совершит ошибку, тот отдает фант (любую свою вещь, фишку, жетон). После окончания игры фанты разыгрываются. Для получения их необходимо выполнить задание, которое определяют дети: рассказать стихотворение на заданную тему, выполнить какое-либо движение (сесть по-турецки, проползти по-черепашьи). Интересными бывают задания типа игр в «превращения» («стань пчелкой», «представь, что ты волшебник»), в «придумки» («придумай сказку про Машеньку», «что могло быть дальше с Незнайкой?»),
Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.
Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность.
Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.
В новых дидактических играх роль ведущего выполняет педагог. По мере усвоения игр эта роль может поручаться хорошо подготовленным детям, а воспитатель незаметно выполняет контролирующую функцию. Чтобы дидактическая игра вошла в самостоятельный фонд игровой деятельности, ребенок должен овладеть умением объяснять игру. Как и в любой игре, дети договариваются, где и во что они будут играть, по своему усмотрению объединяются в группы, осуществляют нужные действия, вступая при этом в игровые и реальные отношения в соответствии с содержанием и правилами игры, а также с желаниями ее участников[22]. Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры с правилами. Это игры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики, и более сложные — шашки, шахматы, игры-головоломки. Предлагая эти игры впервые, воспитатель знакомит с их названием, выполнением игровых действий, закрепляет правила игры в совместной с детьми деятельности. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью.
Умелое
руководство игрой требует
§
4. Классификация
игровых технологий
Сложность классификации игровых технологий заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека.
Сложность классификации игр также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом – для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом – для развлечения и т.д.
Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А.Н. Леонтьев, утверждавший: "... чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, в которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».
Классифицировать игры — это создать (соединить) порядки игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация игр должна позволить ориентироваться в их многообразии, дать о них точную информацию.
Попыток
классификации игр немало. Большинство
из них либо интуитивны, либо делаются
на конкретно собранном материале игр,
специально "под этот" материал. В
педагогической энциклопедии читаем:
"В педагогической литературе принято
различать игры предметные, сюжетные,
подвижные и дидактические. В свою очередь,
сюжетные игры делятся на ролевые, "режиссерские"
и игры-драматизации". Такой подход
явно не
охватывает все
богатство игровой практики, он давно
устарел.
Рис.
1. Классификация педагогических игр
(по Г.К. Селевко)
Обычно
выделяются такие типы игр:
1.Подвижные
игры - разнообразные по замыслу, правилам,
характеру выполняемых движений. Они способствуют
укреплению здоровья детей, развивают
движения. Дети любят подвижные игры, с
удовольствием слушают музыку и умеют
ритмично двигаться под неё;
2.Строительные
игры – с песком, кубиками, специальными
строительными материалами, развивают
у детей конструктивные способности, служат
своего рода, подготовкой к овладению
в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
3.Дидактические
игры – специально разрабатываемые для
детей, например, лото для обогащения естественнонаучных
знаний, и для развития тех или иных психических
качеств и свойств (наблюдательности,
памяти, внимания);
4.Сюжетно-ролевые
игры – игры, в которых дети подражают
бытовой, трудовой и общественной деятельности
взрослых, например, игры в школу, дочки-матери,
магазин, железную дорогу. Сюжетные игры,
помимо познавательного назначения, развивают
детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Сюжетно-ролевые игры уже давно были выделены психологами и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо роли и разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность.
Творческая ролевая игра школьников имеет свое содержание, свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, школьники действуют по соответствующим правилами этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет школьников стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться (тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества. Среди игр, содержащих большие воспитательные возможности, можно выделить:
-игры драматизации, которые подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие от спектакля.
-игры – импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.
С.Т. Шацкий так комментировал эти игры: «Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».
В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.
-игры «на преодоление этапов».Определяются этапы («пункты», «станции»). На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.п. характера.
Определяется число этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимости от тематики и задач игры.
Предусматриваются и игровые роли: «судья», «контролёры», «ассистенты». Игры проводятся чаще всего в виде соревнований между командами. Они могут проходить по различным учебным предметам: географические, литературные и т.д.
-игровой тренинг (для старших подростков)
Игровым тренингом мы условно называем систему игровых упражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.
Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в своей личности, для них можно организовывать «психологические игры». Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно, например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.
Педагогу в этих играх важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30-40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников 7-20 человек. Следует заранее обговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даёт результатов:
Рассмотрим, какие игры (типы игр) учитель может использовать.
Игры с правилами, игры-
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (т.е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.
В
играх-соревнованиях правила
Популярная
настольная игра лото — это пример
игры с правилами и одновременно
игры-соревнования. Элементарная на первый
взгляд, она чрезвычайно полезна для младших
школьников с импульсивным поведением.
От ребенка здесь потребуется быть внимательным
и собранным, чтобы не пропускать у себя
на карточке называемые цифры; быть сдержанным
и не выражать бурно свои эмоции, если
объявленная цифра есть; быть терпеливым
и не указывать другим игрокам на имеющиеся
или пропущенные ими цифры; быть выдержанным
и не обижаться до слез в случае проигрыша.
Классификация
игр дает основание уточнить системы
соподчиненных игр того или иного
целевого назначения, позволяет ориентироваться
в многообразии игровых объектов,
их осмысленного использования.
§5. Методы и организация исследования по проведению учебных
занятий
с использованием
современных игровых
технологий
Игровой
метод для активизации
Теоретические результаты нашего исследования использовались в учебной практике гимназии № 26 при прохождении педагогической практики в 7 «г» классе.
Проведение ролевых игр явилось значимым событием в жизни данного класса, поскольку оно, с одной стороны, стало итогом большой работы класса, а с другой – серьезным испытанием учащихся на самостоятельность и находчивость. Ведь наряду с реализацией заранее подготовленных коммуникативных поступков, приходилось не раз во время игры оперативно реагировать на коммуникативные поступки других персонажей, чаще всего также подготовленные, но нередко совершенно неожиданные для других участников игры, поскольку ход ролевой игры намечался лишь в самом общем виде, а заключительный этап подготовки осуществлялся индивидуально или с помощью учителя.
Информация о работе Современные игровые технологии на уроках иностранного языка