Современные игровые технологии на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование образовательной системы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение_______________________________________________ 3 стр.
§ 1. Понятие игровых технологий___________________________7 стр.

§ 2.Роль игры в преподавании иностранного языка________________11 стр.

§ 3.Дидактические игры, их особенности________________________26 стр.
§ 4. Классификация игровых технологий________________________33 стр.
§5. Методы и организация исследования по проведению учебных
занятий с использованием современных игровых технологий__39стр.
Заключение._________________________________________________43 стр.
Список литературы.___________________________________________44 стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

3 Современные игровые технологии.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     Реализация  игровых приемов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом[18].

     Место и роль игровой технологии в учебном  процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания  учителем функций и классификации  педагогических игр.

     В первую очередь следует разделить  игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические[19].

     Профессиональное  мастерство педагога проявляется в  том, что он должен уметь организовывать деятельность воспитанников, развивать  их творческие способности, индивидуальность с помощью игры.

     Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых  ориентаций:

     — Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

     — Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли..., нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

     — Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности,

     — Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация  к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.  

     Задачи  игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:

     — развитие коммуникативных качеств  у детей в игре;

     — развитие воображения как основы творческой деятельности;

     — развитие у детей образной памяти, внимания, речи;

     — формирование в процессе игр нестандартного мышления;

     — развитие координации и мелкой моторики;

     — организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;

     — исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как нормативные требования к организации игры детей. Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм.  

     Таким образом, целостное, взаимосвязанное  применение принципов эффективной  организации игровой деятельности может гарантировать высокое  дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на играющих.

     § 2.Роль игры в преподавании иностранного языка 

     Среди сложных задач общеобразовательной  школы значится проблема совершенствования  обучающей и воспитательной деятельности на уроках иностранного языка.

     В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями,  игровых технологий.

     Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.

     Познавательные  мотивы обучающихся, содержащиеся в  самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык  связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания  мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.

     Проблема  использования игровых технологий в организации учебных занятий  в дидактике освещена недостаточно и часто носит декларативный характер. Между тем, привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.

     А. Н. Леонтьев в работе « Совершенствование  методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе» определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает « противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) – с другой.

     Это противоречие может разрешиться  у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой  деятельности, в игре»[28, С.15].

     Игра  – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.

     Игра  дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.

     Игра  обеспечивает эмоциональное воздействие  на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.

     Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически  и психологически продуманное использование  ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся. 

     Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту, проблеме.

     Психологическое воздействие игры на разных людей  неодинаково, оно определяется индивидуальными  особенностями личности.

     Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения (общения) на иностранном (и родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других, побуждает актуализировать свои знания.

     С психологической точки зрения мотивация, создаваемая игрой, то есть игровая  мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивациями.

     Игра  по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них (теория Э. Берна)[3] .

     Одним из основных принципов современных игровых технологий  является принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Такая форма обучения позволяет,

     -  во-первых, опираясь на ранее сформированные  понятия, термины, суждения, знания, овладевать новыми;

     -  во-вторых, изученные понятия обогатить,  дополнить новым содержанием;

     -  в-третьих, установить новые связи  и отношения изученных понятий  с другими понятиями данного  учебного курса и других дисциплин. 

     Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога.

     Как следует из определения О.Ю. Болтневой, «условная природа игры, использование  драматических приемов – музыки, пения, костюмов – все это способствует формированию иллюзии реальности, того, чего не хватает в языковой аудитории. Возможность активно действовать в иллюзорной реальности способствует развитию различных групп навыков, в том числе и навыков межкультурной коммуникации»[6, С.75]. 

     Переводя  задачу обучения иностранному языку  в задачу иноязычного общения в процессе совместной деятельности, имеющую личностную значимость для каждого участника этой деятельности, мы создаем условия для мощного скачка уровня мотивации овладения языком, речью, общением.

     На  наш взгляд, методика использования игровых приемов в обучении иностранным языкам разработана, главным образом, в дидактике раннего обучения (для детей дошкольного, младшего школьного возраста). Применение современных игровых технологий при обучении иностранному языку эффективно не только в школьном возрасте, но и применительно к взрослой аудитории. Следует уделить внимание играм, предполагающим элементы соревнования между отдельными коллективами, интеллектуальным играм (кроссвордам, лото, головоломкам) и, особенно, дидактическим и ролевым  играм.

     Эффект  игры основан на таком механизме  памяти как непроизвольное запоминание. В игре обучаемые (взрослые и дети) запоминают неосознанно то, что не стремились запомнить. В этом смысле можно говорить о зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается. Игра является той самой деятельностью, которая создает эмоционально стимулирующую заинтересованность и способствует непроизвольному запоминанию.

     Начиная с дошкольного возраста, игра становится ведущей деятельностью у ребенка.

     Но  если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем  дошкольном возрасте в процессе ролевых  игр он поглощен познанием отношений  окружающих людей, что формирует  новые потребности.

            Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй его половине своего высшего уровня. В игре в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает ребенку выполнение правил. 

             По содержанию игры детей третьего и четвертого года жизни разнообразны. Большое место занимают игры подвижные (догонялки, прятки), манипулятивные с предметами (двигающимися предметами, игрушками для катания). Очень любят дети игры с песком и водой, к четвертому году жизни дети производят не только неосмысленные движения со строительным материалом, но и пытаются что-то конструировать. На третьем году жизни проявляется стремление детей к коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для игры, часто играют, забывая, что около них находятся товарищи, а впоследствии уже вся игра принимает коллективный характер, хотя строгого распределения ролей нет, и дети обычно не замечают, что состав играющих уже имеется.

Информация о работе Современные игровые технологии на уроках иностранного языка