Современные игровые технологии на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование образовательной системы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение_______________________________________________ 3 стр.
§ 1. Понятие игровых технологий___________________________7 стр.

§ 2.Роль игры в преподавании иностранного языка________________11 стр.

§ 3.Дидактические игры, их особенности________________________26 стр.
§ 4. Классификация игровых технологий________________________33 стр.
§5. Методы и организация исследования по проведению учебных
занятий с использованием современных игровых технологий__39стр.
Заключение._________________________________________________43 стр.
Список литературы.___________________________________________44 стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

3 Современные игровые технологии.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение_______________________________________________ 3 стр.

§ 1. Понятие игровых технологий___________________________7 стр.

 

§ 2.Роль игры в преподавании иностранного языка________________11 стр.

    

§ 3.Дидактические игры, их особенности________________________26 стр. 

§ 4. Классификация игровых технологий________________________33 стр.

    §5. Методы и организация исследования по проведению учебных

     занятий с использованием современных  игровых технологий__39стр.  

Заключение._________________________________________________43 стр.

Список литературы.___________________________________________44 стр.

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

         Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование образовательной системы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

     В условиях гуманизации образования  существующая теория и технология массового  обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

     По  характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

     Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

     И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

     Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

     Проблемы  стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с  использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.

     Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется не достаточно активно.

     Вот почему проблема использования игровых  технологий в практике обучения рассматривается  нами как актуальная, требующая анализа.

     Цель  исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

     Объект  исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных  языков.

     Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.

     Гипотеза  исследования – с введением в учебный процесс современных игровых технологий значительно повысится познавательный интерес у школьников к изучению иностранных языков.

     В связи с целью и гипотезой  были определены  следующие задачи исследования:

     - изучить и проанализировать научно-методическую  литературу по теме исследования;

     - изучить существующие в практике  обучения иностранному языку виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

     - классифицировать игровые приемы  обучения английскому языку согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;  

     - экспериментально проверить эффективность  применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков;

     Методологической  основой исследования являются основные положения работ отечественных ученых в области:

     - психологии (Д.Б. Эльконина, В.С.  Мухиной);

     - психолингвистики (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.А.Зимней);

     -педагогики (лингводидактики (Н.Д. Гальсковой, А.А. Деркача); методики преподавания иностранного языка (И.Л. Бим, И.А. Зимней, А.Н, Утехиной, А.Н. Леонтьева).

     Экспериментальная база исследования: 7 «г»  класс гимназии №26 города Йошкар-Олы. В эксперименте участвовало 25 учащихся.

     Организация и этапы исследования: Исследование проводилось с 2008 по 2009 гг.

     На  первом этапе  определялись проблема и область исследования, изучалась  философская, психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по теме исследования.

     На  втором этапе проводились занятия  с использованием ролевых игр  среди учащихся 7 «г» класса гимназии №26 города Йошкар-Олы, позволившие определить место игры в сложившейся методической системе, обобщались результаты исследования.

     Научная значимость исследования: дано научное  обоснование использованию игрового подхода на уроках иностранного языка; конкретизировано понятие «ролевые игры» применительно к обучению школьников; отобран дидактический материал для обучения учащихся школы с использованием игровых технологий.

     Теоретическая значимость исследования состоит в  том, что в качестве основных подходов к решению проблемы выбраны личностно-ориентированный  и личностный подход.

     Практическая  значимость исследования заключается в том, что:

     - результаты исследования могут  быть использованы в учебной  практике  школы;

     - выводы и материалы исследования  могут быть использованы при  разработке школьных программ, учебников иностранного языка, методических пособий для учителей.

     Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы при прохождении педагогической практики в гимназии №26 города Йошкар-Олы. Данные результаты исследования докладывались на методическом объединении школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 1. Понятие игровых  технологий 

     В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет  и мотив которой лежат в  самом процессе ее осуществления.

     По  мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая  игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»[50, С.25].

     В «Большой энциклопедии» игра рассматривается  как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения  и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)»[7, С.58].

     Наиболее  приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в  качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.[12, С.127].

     Следует отметить, что игровой метод далеко не новый. Возникшая еще в советской  системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем. 
 

     Игру  как метод обучения, передачи опыта  старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

     На  ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас, не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и «игрой» у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки, общества.

     В общественной практике последних лет  в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский.

     Из  раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных школ можно  выделить ряд общих положений:

     1. Игра выступает самостоятельным  видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

     2. Игра детей есть самое свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

     3. Игра – первая ступень деятельности  ребенка, изначальная школа его  поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

     4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

     5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

     6. Игра – главная сфера общения  детей; в ней решаются проблемы  межличностных отношений, приобретается  опыт взаимоотношений людей.

     Понятие «игровые педагогические технологии»  включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

      

     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

     Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Информация о работе Современные игровые технологии на уроках иностранного языка