Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование образовательной системы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Введение_______________________________________________ 3 стр.
§ 1. Понятие игровых технологий___________________________7 стр.
§ 2.Роль игры в преподавании иностранного языка________________11 стр.
§ 3.Дидактические игры, их особенности________________________26 стр.
§ 4. Классификация игровых технологий________________________33 стр.
§5. Методы и организация исследования по проведению учебных
занятий с использованием современных игровых технологий__39стр.
Заключение._________________________________________________43 стр.
Список литературы.___________________________________________44 стр.
Приложения
Содержание
§ 2.Роль игры в преподавании иностранного языка________________11 стр.
§ 3.Дидактические
игры, их особенности___________________
§ 4. Классификация
игровых технологий____________________
§5. Методы и организация исследования по проведению учебных
занятий с использованием
Заключение.___________________
Список литературы.____________
Приложения
Введение
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование образовательной системы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
По
характеру педагогического
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.
Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.
Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется не достаточно активно.
Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.
Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.
Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.
Гипотеза исследования – с введением в учебный процесс современных игровых технологий значительно повысится познавательный интерес у школьников к изучению иностранных языков.
В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
-
изучить и проанализировать
-
изучить существующие в
-
классифицировать игровые
-
экспериментально проверить
Методологической основой исследования являются основные положения работ отечественных ученых в области:
- психологии (Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной);
- психолингвистики (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.А.Зимней);
-педагогики
(лингводидактики (Н.Д.
Экспериментальная база исследования: 7 «г» класс гимназии №26 города Йошкар-Олы. В эксперименте участвовало 25 учащихся.
Организация и этапы исследования: Исследование проводилось с 2008 по 2009 гг.
На первом этапе определялись проблема и область исследования, изучалась философская, психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по теме исследования.
На втором этапе проводились занятия с использованием ролевых игр среди учащихся 7 «г» класса гимназии №26 города Йошкар-Олы, позволившие определить место игры в сложившейся методической системе, обобщались результаты исследования.
Научная значимость исследования: дано научное обоснование использованию игрового подхода на уроках иностранного языка; конкретизировано понятие «ролевые игры» применительно к обучению школьников; отобран дидактический материал для обучения учащихся школы с использованием игровых технологий.
Теоретическая
значимость исследования состоит в
том, что в качестве основных подходов
к решению проблемы выбраны личностно-
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- результаты исследования могут быть использованы в учебной практике школы;
-
выводы и материалы
Апробация
результатов исследования осуществлялась
в процессе экспериментальной работы
при прохождении педагогической практики
в гимназии №26 города Йошкар-Олы. Данные
результаты исследования докладывались
на методическом объединении школы.
§
1. Понятие игровых
технологий
В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.
По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»[50, С.25].
В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)»[7, С.58].
Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.[12, С.127].
Следует
отметить, что игровой метод далеко
не новый. Возникшая еще в советской
системе образования теория воспитывающего
обучения активизировала применение игр
в дидактике дошкольных систем.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас, не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и «игрой» у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки, общества.
В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных школ можно выделить ряд общих положений:
1.
Игра выступает
2. Игра детей есть самое свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3.
Игра – первая ступень
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
6.
Игра – главная сфера общения
детей; в ней решаются
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Информация о работе Современные игровые технологии на уроках иностранного языка