Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:53, статья

Описание работы

Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ. Автор статьи делает вывод, что основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских и немецких вузов и школ прежде всего связаны с недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов; с определенной инертностью руководства учебных учреждений; с традиционной подходами министерских структур, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования

Работа содержит 1 файл

Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010) сравнительный анализ.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

     При этом, разумеется, не имеются в виду российские вузы и факультеты, которые  готовят профессионалов-практиков  медийной сферы (журналистов, режиссеров, продюсеров, менеджеров по рекламе  и др.), где, само собой, читается целый  спектр учебных дисциплин, связанных  с медиа. Здесь  (как и в немецких специализированных вузах и факультетах) ситуация вполне соответствует европейским  стандартам.

     В развитии медиаобразования востребована задача формирования медиакомпетентной  аудитории, подготовленной к жизни  и деятельности в информационном обществе, в связи с чем необходимо наладить медиаобразование будущих  педагогов, которым после окончания  вуза предстоит идти работать в школы. И, конечно, - необходимо массовое медиаобразование школьников, значительную часть своей  жизни проводящих в медийном, виртуальном  мире.

      В целом сравнительный анализ современной  медиаобразовательной политики в Германии и России XXI века показал, что, несмотря на определенные различия, у нее  есть общий чрезвычайно актуальный в эпоху изощренных медийных манипуляций  вектор — стремление к развитию критического и демократического мышления, творческих способностей на медиаматериале - на всех уровнях обучения.  

Литература

Aufenager, S. (2000). Media Competence as an Educational Challenge of 21st Century. In: Pedagogy and Media: The Digital Shift. Geneva: ICEM-CIME.

Aufenanger, S. (2003). Mediaenpadagogische Uberlegugen zur okonomischen Sozialisation von Kindern. In: MERZ. 2003. N 1, p.11-16.

Aufenanger, S., Schulz-Zander, R. and Spanhel, D. (Eds.) (2001). Jahrbuch Medienpadagogik 1. Oplanden: Leske+Budrich, 463 p.

Bachmair, B. (Ed.) (2010). Medienbildung in neuen Kulturraumen. Wiesbaden: VS Verlag, 360 p.

Blцmeke, S. (2000). Medienpдdagogische Kompenenz. Munchen: KoPдd Verlag, 400 p.

Blцmeke, S. (2003a). Erwerb medienpдdagogischer Kompetenz in der Lehrerausbildung. Modell der Zielqualifikation, Lernvoraussetzungen der Studierenden und Folgerungen fьr Struktur und Inhalte des medienpдdagogischen Lehramtsstudiums. In: Bachmair, B.,  Diepold, P.,  De Witt, C. (Hrsg.): Jahrbuch Medienpдdagogik 3. Opladen: Leske + Budrich, s.231-244.

Blцmeke, S. (2003b). Medienpдdagogische Kompetenz: Theoretische Grundlagen und erste empirische Befunde. In: Empirische Pдdagogik (Landau). 17 - 2, s.196-216.

Blцmeke, S. (2003c). Portfolio als Instrument zur Stдrkung. In: Medien und Erziehung (Mьnchen),  47 - 1, s.47-51.

Blцmeke, S. (2003d). Zukьnftige Lehrpersonen und das Medienhandeln von Kindern und Jugendlichen. Eine empirische Studie zu Kenntnissen und Annahmen von Lehramtsstudierenden. In: Zeitschrift fьr Erziehungswissenschaft (Opladen) 6 - 2, s.276-289.

Buckingham D. and Domaille К. (2003). Where Are We Going and How Can We Get There? General Findings from the UNESCO Youth Media Education Survey 2001. In: Feilitzen, С von, Carlsson, U. (Eds.). Promote or Protect? Perspectives on Media Literacy and Media Regulation. Goteborg: The International Clearinghouse on Children, Youth and Media, Nordicom, pp. 41-54.

Burke, B.R. (2008).  Media Literacy in the Digital Age: Implications for Scholars and Students. In:  Communication Studies Today: At the Crossroads of the Disciplines. Proceedings of the Fourth International Conference of  Russian Communication Association ‘Communication-2008’. Moscow: Moscow State University and Russian Communication Association, 2008, p.29-31.

European Parliament Resolution (2008) on Media Literacy in a Digital World.  16 December 2008 - Strasbourg.http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0598+0+DOC+XML+V0//EN

Gapski, G. (2006). Medienkompetenzen messen? In:.Gapski, G. (Ed.) (2006). Mediaenkompetenzen messen? Dusseldorrf -Munchen: Kopaed, p.13-28.

Groeben, N. (2002). Dimensionen der Mediencompenetz. In: Groeben, N. and Hurrelmann, B. (Eds.). Mediencompenetz. Muchen: Weinheim, p.160-200.

Schorb, B. (2005). Mediencompenetz. In: Huther, J. and Schorb, B. (Eds.) (2005). Grundbergriffe Medienpadagogik. Muchen: Kopaed, p.257-262.

Yoon, J. (2009). The Development of Media Literacy in Russia: Efforts from Inside and Outside the Country. In: Marcus Leaning (Ed.). Issues in Information and Media Literacy: Criticism, History and Policy. Santa Rosa, California: Informing Science Press, 2009, p.189-213.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008).

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции      развития российского медиаобразования 2010»  (Москва) от 2.06.2010. 

Решение Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия»  «Повышение качества образования, духовно-нравственное воспитание детей и подростков: социальная ответственность СМИ». Протокол № 5-1 от 15.04.2010.

Федоров А.В.  Научные исследования в области медиаобразования в России (1960–2008) // Инновации в образовании. 2009. № 3. C.53-117.

Федоров А.В.  Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.  616 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Изд-во ЦВВР. 708 с.

Шариков А.В., Фазульянова  С.Н., Петрушкина Е.В. На пути гармонизации медиа и общества (медиаресурсы и медиаобразование в средних школах г.Самары). Самара, 2006. 50 с.  

Приложение 

Таб. 1. Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ 

N Медиаобразовательная  ситуация Германия Россия
1 Ведущие медиаобразовательные организации  Ассоциация  медиапедагогики и коммуникационной культуры Gesellschaft fьr Medienpдdagogik und Kommunikationskultur – GMK,  http://www.gmk.medienpaed.de),  

Институт исследования и практики медиапедагогики Institut fьr Medienpдdagogik in Forschung und Praxis - http://www.jff.de 

Институт прикладных исследований медиа для детей IFAK: Institut fьr angewandte Kindermedienforschung - http://www.hdm-stuttgart.de/ifak/startseite 

Юго-западный институт медиапедагогических исследований Medienpдdagogischer Forschungsverbund Sьdwest MPFS: http://www.mpfs.de 

Центр медиакомпетентности Университета им. Гомбольдта, Берлин - Humboldt-Universitдt / Humboldt University, Berlin,   

http://www.hu-berlin.de 

Центр медиапедагогики  и медиакомпетентности Университета Майнца – Johannes Gutenberg Universitat Mainz, AG Mediaenpadagogic, http://www.aufenanger.de).  

Ассоциация  кинообразования и медиапедагогики  России

http://edu.of.ru/mediaeducation

http://www.medialiteracy.boom.ru

http://www.mediaeducation.boom.ru  

Научно-образовательный  центр «Медиаобразование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном  педагогическом институте http://edu.of.ru/mediacompetence  

Федерация Интернет-образования  России http://www.fio.ru 

ЮНПРЕСС http://www.ynpress.com 

Медиашкола  ЮНПРЕСС:

http://www.mediashkola.ru 

Лаборатория экранных искусств Института художественного  образования Российской Академии образования

http://www.art-education.ru/otd-dop-ekran.htm 

Лаборатория ТСО и медиаобразования Института  общего среднего образования Российской Академии образования

http://www.mediaeducation.ru 

Научно-исследовательская  лаборатория «Школьная медиатека» Российской Академии образования:

http://www.ioso.ru/scmedia 

Региональный  Центр медиаобразования (Екатеринбург)

http://www.omo-ps.ru/ 

Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования:

http://www.urfomediacenter.ru 

Сибирская Ассоциация медиаобразования и Томский институт информационных технологий

http://tiit.tomsk.ru/home 

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) и медиаобразование:

http://ct-net.net/ru/ct_proj_med_ru 

Портал школьной прессы

http://portal.lgo.ru/

2 Журналы и полнотекстовые электронные библиотеки  по медиаобразованию, издание монографий и учебных пособий  по проблемам медиаобразования Медиаобразовательный       журнал MERZ

Медиакультура (Германия)

http://www.mediaculture-online.de/ 

Медиапедагогика (Германия)

http://www.bpb.de/methodik/QQCQC7,0,0,Medienp%E4dagogik.html 

Медиапедагогика: информационная система (Германия)

Informationssystem Medienpдdagogik

http://www.ism-info.de/ 

Медиапрактика (Германия)

http://websitewiki.wikia.com/Medienpraktisch.de 

Государственное ведомство по делам  несовершеннолетних Нижней Саксонии (раздел «Медиапедагогика), Германия.

Landesstelle Jugendschutz Niedersachsen

http://www.ljs-materialien.de/index.php?page=shop.browse&category_id=8&option=com_virtuemart&Itemid=26 

Немецкими медипедагогами

изданы десятки  монографий,  учебных пособий  и методических  рекомендаций по проблемам массового

медиаобразования.  Список

журнальных  статей по вопросам медиаобразования еще  более обширен. Многие из этих материалов можно

найти в свободном  доступе на сайте

 http://www.mediaculture-online.de/ 

Журнал  «Медиаобразование» (печатная и электронная  версии)

http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/

http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm

http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=6096

http://www.edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34437 

Журнал  – «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества»

http://www.omo-ps.ru/ 

Журнал  «Медиатека и мир»

http://www.rsl.ru/index.php?f=494 

Открытая  электронная библиотека "Медиаобразование": http://edu.of.ru/medialibrary

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского  гуманитарного научного фонда (РГНФ - http://www.rfh.ru).

Грант № 08-06-12103 в. Научный руководитель проекта - д.п.н., профессор, президент Ассоциации кинообразования  и медиапедагогики России А.В.Федоров. 

Электронная Библиотека на сайте  «Информационная  грамотность и  медиаобразование»:

http://www.mediagram.ru/library/ 

С  2000 по 2010 года в России издано свыше 40 монографий и 20 учебных пособий по проблемам  массового медиаобразования.

Список изданной литературы для вузов, специализирующихся в области журналистики, рекламы, кино и телевидения гораздо более  обширен.

3 Главные задачи медиаобразования - Развитие  практических умений обращаться  с медиатехникой и создавать  собственные медиатексты (например, школьную прессу, интернет-сайты,  видеофильмы и т.д.); 

- Развитие  критического, демократического мышления  на медийном материале, умений  анализа медиатекстов различных  видов и жанров 
 

 

- Развитие  критического мышления,  критической  автономии аудитории на основе  умений квалифицированного анализа  медиатекстов  различных видов  и жанров  (одна из основных  целей практически всех медиаобразовательных  организаций России, приоритетна  для Ассоциации кинообразования  и медиапедагогики России и  научной школы «Медиаобразование  и медиакомпетентность»);  

- Развитие  практических умений обращаться  с медиатехникой и создавать  собственные медиатексты (одна  из основных целей практически  всех медиаобразовательных организаций  России, приоритетна для  Федерации  Интернет-образования России,  ЮНПРЕСС,  Сибирской Ассоциации медиаобразования); 

- Развитие  эстетического восприятия и вкуса  школьников и студентов (Ассоциация  кинообразования и медиапедагогики  России, лаборатория экранных искусств  Института художественного образования  РАО); 

- Защита детской  аудитории от вредного воздействия  медийного насилия  (Ассоциация  кинообразования и медиапедагогики  России);

4 Основные  медиаобразовательные теории «практическая»  теория; 

    теория развития критического мышления; 

 семиотическая  теория; 

 культурологическая  теория;

эстетическая  теория;  

 теория  развития критического мышления;  

культурологическая  теория развития личности;  

«практическая»  теория; 

социокультурная теория;

      
5 Базовые медиаобразовательные модели
    – Практические (изучение использования медиа на практике) - на всех уровнях обучения. 

    – Развития критического и демократического мышления, творческих способностей на медиаматериале - на всех уровнях обучения. 

-  Социокультурного  развития личности (в области  развития эстетического восприятия  и вкуса, интерпретации, анализа  и т.д.) – на всех уровнях  обучения; 

- Образовательно-информационные (изучение теории и истории  медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей  школы; 

- Развития  критического и демократического  мышления, творческих способностей  на медиаматериале - на всех уровнях  обучения.  

- Воспитательно-эстетические  модели (изучение моральных, философских  проблем на медиаматериале), преимущественно  в старших классах и вузах;  

- Практические (изучение использования медиа  на практике) - на всех уровнях  обучения, включая школы, вузы  и учреждения дополнительного  образования;  

- Социокультурного  развития личности (в области  развития восприятия и вкуса,  критического мышления, интерпретации,  анализа медиатекстов и т.д.) –  на всех уровнях обучения.

Здесь можно  выделить как теоретическую (блок подготовки аудитории в области теории медиа  и медиаобразования и блок развития медиаобразовательной мотивации и  технологии) и практическую (блок креативной деятельности, блок перцептивно-аналитической  деятельности) составляющие (А.В.Федоров). Плюс диагностические и результативный компоненты модели, с соответствующими показателями медиакомпетентности (мотивационным, контактным, информационным, перцептивным, интерпретационным/оценочным, практико-операционным/деятельностным и креативным); 

- Образовательно-информационные (изучение теории и истории  медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей  школы.

 

6 Ключевые  темы медиаобразовательных занятий Медиакомпетентность, медиаобразование, медиаграмотность, медиакультура, язык медиа, аудитория  медиа, категории медиа, технологии медиа, медийные агентства, медийные репрезентации, теория и история медиакультуры, проблемы медийного насилия  и  др. Медийное  восприятие, аудиовизуальное восприятие, язык медиа, аудитория медиа, категории  медиа, технологии медиа, медийные агентства, медийные репрезентации, медиакомпетентность, медиакультура, медиаграмотность, теория и история медиакультуры, проблемы медийного насилия  и др.
7 Грантовая поддержка научных  исследований в области  медиаобразования  Государственные  гранты и гранты различных  структур Европейского Союза,  ЮНЕСКО.  

Число диссертаций  немецких педагогов по медиаобразовательной тематике, защищенных  в XXI веке сопоставимо аналогичным российским показателем.

Гранты Министерства образования и науки Российской Федерации, включая Федеральные  целевые программы (2000-2010), Российского  гуманитарного научного фонда, Российского  фонда (2000-2010), Российского фонда  фундаментальных исследований (2002-2004),

Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России» (2003-2005), ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов («Институт «Открытое общество», МИОН – Иноцентр, Фулбрайт, IREX, DAAD и др.). Всего было получено свыше 40 научно-исследовательских грантов.  

С начала XXI века в России было защищено уже свыше 70 диссертаций по тематике медиаобразования.

8 Положительные и негативные  тенденции  развития медиаобразовательного  процесса  Медиаобразование  не является обязательным (за  исключением специализированных  вузов, школ и факультетов,  ориентированных на подготовку  профессионалов в сфере медиа).  Однако Резолюция Европейского  Парламента (2008) настоятельно рекомендует  введение обязательного школьного  медиаобразования (как это уже  сделано в Канаде и Австралии).

      

Медиаобразование  в школах развито довольно интенсивно и носит как интегрированный  в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер.  

 Медиаобразование  учителей осуществляется в основном  на специальных курсах.

 

 Для того, чтобы дать  движению медиаобразования  новый импульс необходима консолидация  всех    образовательных и  медиапедагогических организаций,  медийного сообщества. 

       Ведется интенсивная научно-исследовательская  работа по тематике медиаобразования  при грантовой поддержке  Министерства  образования и науки Российской  Федерации, Российского гуманитарного  научного фонда, Российского фонда  фундаментальных исследований, Программы  Президента РФ «Поддержка ведущих  научных школ России», ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов. 

       Медиаобразование не является  обязательным (за исключением специализированных  вузов, школ и факультетов,  ориентированных на подготовку  профессионалов в сфере медиа).  

       Медиаобразование в школах развито  все еще слабо и носит как  интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер.

            

       Медиаобразование студентов педагогических  вузов и учителей также не  является обязательным и охватывает  ограниченный круг учреждений. Вместе  с тем с официальным открытием  (с 2002 года) вузовской специализации  «Медиаобразование» имеются перспективы  расширения спектра высших учебных  заведений России, внедряющих медиаобразование  в учебный процесс. 

       В развитии медиаобразования  недостаточна роль педагогических  вузов, факультетов журналистики, а также медийного сообщества  в целом. 

        Трудности развития медиаобразования  на современном этапе также  связаны:

- с явным  недостатком целенаправленно подготовленных  медиапедагогов;

- с определенной  инертностью руководства вузов,  не торопящихся делать конкретные  шаги для чтения медиаобразовательных курсов;

- с традиционными  подходами структур Министерства  образования и науки, концентрирующих  свое внимание на поддержке  учебных курсов по информатике  и информационным образовательным  технологиям при значительно  меньшем внимании к актуальным  проблемам медиапедагогики.

       В целом медиаобразование все  еще не продвинулось от стадии  эксперимента к стадии широкого  практического применения.

     Необходима консолидация педагогических  вузов, факультетов журналистики, медиапедагогов-экспериментаторов  и также медийного сообщества, координация взаимодействия  государственных  структур, уже существующих медиаобразовательных  центров и экспериментальных  площадок в данной области.

Информация о работе Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ