Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:53, статья
Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ. Автор статьи делает вывод, что основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских и немецких вузов и школ прежде всего связаны с недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов; с определенной инертностью руководства учебных учреждений; с традиционной подходами министерских структур, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования
При
этом, разумеется, не имеются в виду
российские вузы и факультеты, которые
готовят профессионалов-
В развитии медиаобразования востребована задача формирования медиакомпетентной аудитории, подготовленной к жизни и деятельности в информационном обществе, в связи с чем необходимо наладить медиаобразование будущих педагогов, которым после окончания вуза предстоит идти работать в школы. И, конечно, - необходимо массовое медиаобразование школьников, значительную часть своей жизни проводящих в медийном, виртуальном мире.
В
целом сравнительный анализ современной
медиаобразовательной политики в Германии
и России XXI века показал, что, несмотря
на определенные различия, у нее
есть общий чрезвычайно актуальный
в эпоху изощренных медийных манипуляций
вектор — стремление к развитию
критического и демократического мышления,
творческих способностей на медиаматериале
- на всех уровнях обучения.
Литература
Aufenager, S. (2000). Media Competence as an Educational Challenge of 21st Century. In: Pedagogy and Media: The Digital Shift. Geneva: ICEM-CIME.
Aufenanger, S. (2003). Mediaenpadagogische Uberlegugen zur okonomischen Sozialisation von Kindern. In: MERZ. 2003. N 1, p.11-16.
Aufenanger, S., Schulz-Zander, R. and Spanhel, D. (Eds.) (2001). Jahrbuch Medienpadagogik 1. Oplanden: Leske+Budrich, 463 p.
Bachmair, B. (Ed.) (2010). Medienbildung in neuen Kulturraumen. Wiesbaden: VS Verlag, 360 p.
Blцmeke, S. (2000). Medienpдdagogische Kompenenz. Munchen: KoPдd Verlag, 400 p.
Blцmeke, S. (2003a). Erwerb medienpдdagogischer Kompetenz in der Lehrerausbildung. Modell der Zielqualifikation, Lernvoraussetzungen der Studierenden und Folgerungen fьr Struktur und Inhalte des medienpдdagogischen Lehramtsstudiums. In: Bachmair, B., Diepold, P., De Witt, C. (Hrsg.): Jahrbuch Medienpдdagogik 3. Opladen: Leske + Budrich, s.231-244.
Blцmeke, S. (2003b). Medienpдdagogische Kompetenz: Theoretische Grundlagen und erste empirische Befunde. In: Empirische Pдdagogik (Landau). 17 - 2, s.196-216.
Blцmeke, S. (2003c). Portfolio als Instrument zur Stдrkung. In: Medien und Erziehung (Mьnchen), 47 - 1, s.47-51.
Blцmeke, S. (2003d). Zukьnftige Lehrpersonen und das Medienhandeln von Kindern und Jugendlichen. Eine empirische Studie zu Kenntnissen und Annahmen von Lehramtsstudierenden. In: Zeitschrift fьr Erziehungswissenschaft (Opladen) 6 - 2, s.276-289.
Buckingham D. and Domaille К. (2003). Where Are We Going and How Can We Get There? General Findings from the UNESCO Youth Media Education Survey 2001. In: Feilitzen, С von, Carlsson, U. (Eds.). Promote or Protect? Perspectives on Media Literacy and Media Regulation. Goteborg: The International Clearinghouse on Children, Youth and Media, Nordicom, pp. 41-54.
Burke, B.R. (2008). Media Literacy in the Digital Age: Implications for Scholars and Students. In: Communication Studies Today: At the Crossroads of the Disciplines. Proceedings of the Fourth International Conference of Russian Communication Association ‘Communication-2008’. Moscow: Moscow State University and Russian Communication Association, 2008, p.29-31.
European
Parliament Resolution (2008) on Media Literacy in a Digital World.
16 December 2008 - Strasbourg.http://www.
Gapski, G. (2006). Medienkompetenzen messen? In:.Gapski, G. (Ed.) (2006). Mediaenkompetenzen messen? Dusseldorrf -Munchen: Kopaed, p.13-28.
Groeben, N. (2002). Dimensionen der Mediencompenetz. In: Groeben, N. and Hurrelmann, B. (Eds.). Mediencompenetz. Muchen: Weinheim, p.160-200.
Schorb, B. (2005). Mediencompenetz. In: Huther, J. and Schorb, B. (Eds.) (2005). Grundbergriffe Medienpadagogik. Muchen: Kopaed, p.257-262.
Yoon, J. (2009). The Development of Media Literacy in Russia: Efforts from Inside and Outside the Country. In: Marcus Leaning (Ed.). Issues in Information and Media Literacy: Criticism, History and Policy. Santa Rosa, California: Informing Science Press, 2009, p.189-213.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008).
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции развития российского медиаобразования 2010» (Москва) от 2.06.2010.
Решение Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Повышение качества образования, духовно-нравственное воспитание детей и подростков: социальная ответственность СМИ». Протокол № 5-1 от 15.04.2010.
Федоров А.В. Научные исследования в области медиаобразования в России (1960–2008) // Инновации в образовании. 2009. № 3. C.53-117.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Изд-во ЦВВР. 708 с.
Шариков
А.В., Фазульянова
С.Н., Петрушкина Е.В. На
пути гармонизации медиа
и общества (медиаресурсы
и медиаобразование
в средних школах г.Самары). Самара, 2006.
50 с.
Приложение
Таб.
1. Современное
медиаобразование в
Германии и России (2000-2010):
сравнительный анализ
N | Медиаобразовательная ситуация | Германия | Россия |
1 | Ведущие медиаобразовательные организации | Ассоциация
медиапедагогики и Институт исследования
и практики медиапедагогики Institut fьr
Medienpдdagogik in Forschung und Praxis - http://www.jff.de Институт прикладных
исследований медиа для детей IFAK:
Institut fьr angewandte Kindermedienforschung - http://www.hdm-stuttgart.de/ Юго-западный
институт медиапедагогических Центр медиакомпетентности Университета им. Гомбольдта, Берлин - Humboldt-Universitдt / Humboldt University, Berlin, http://www.hu-berlin.de Центр медиапедагогики
и медиакомпетентности |
Ассоциация
кинообразования и http://edu.of.ru/ http://www.medialiteracy.boom. http://www.mediaeducation. Научно-образовательный
центр «Медиаобразование и Федерация Интернет-образования
России http://www.fio.ru ЮНПРЕСС http://www.ynpress.com Медиашкола ЮНПРЕСС: http://www.mediashkola.ru Лаборатория экранных искусств Института художественного образования Российской Академии образования http://www.art-education.ru/ Лаборатория ТСО и медиаобразования Института общего среднего образования Российской Академии образования http://www.mediaeducation.ru Научно-исследовательская
лаборатория «Школьная http://www.ioso.ru/scmedia Региональный Центр медиаобразования (Екатеринбург) http://www.omo-ps.ru/ Уральский научно-методический
центр медиакультуры и http://www.urfomediacenter.ru Сибирская Ассоциация медиаобразования и Томский институт информационных технологий http://tiit.tomsk.ru/home Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) и медиаобразование: http://ct-net.net/ru/ct_proj_ Портал школьной прессы http://portal.lgo.ru/ |
2 | Журналы и полнотекстовые электронные библиотеки по медиаобразованию, издание монографий и учебных пособий по проблемам медиаобразования | Медиаобразовательный
журнал MERZ
Медиакультура (Германия) http://www.mediaculture- Медиапедагогика (Германия) http://www.bpb.de/methodik/ Медиапедагогика: информационная система (Германия) Informationssystem Medienpдdagogik http://www.ism-info.de/ Медиапрактика (Германия) http://websitewiki.wikia.com/ Государственное ведомство по делам несовершеннолетних Нижней Саксонии (раздел «Медиапедагогика), Германия. Landesstelle Jugendschutz Niedersachsen http://www.ljs-materialien.de/ Немецкими медипедагогами изданы десятки монографий, учебных пособий и методических рекомендаций по проблемам массового медиаобразования. Список журнальных статей по вопросам медиаобразования еще более обширен. Многие из этих материалов можно найти в свободном доступе на сайте http://www.mediaculture- |
Журнал
«Медиаобразование» (печатная
и электронная
версии)
http://www.mediagram.ru/ http://www.ifap.ru/projects/ http://www.edu.of.ru/ http://www.edu.of.ru/ Журнал – «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества» http://www.omo-ps.ru/ Журнал «Медиатека и мир» http://www.rsl.ru/index.php?f= Открытая электронная библиотека "Медиаобразование": http://edu.of.ru/medialibrary Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ - http://www.rfh.ru). Грант № 08-06-12103
в. Научный руководитель проекта - д.п.н.,
профессор, президент Ассоциации кинообразования
и медиапедагогики России А.В.Федоров. Электронная Библиотека на сайте «Информационная грамотность и медиаобразование»: http://www.mediagram.ru/ С 2000 по 2010 года в России издано свыше 40 монографий и 20 учебных пособий по проблемам массового медиаобразования. Список изданной литературы для вузов, специализирующихся в области журналистики, рекламы, кино и телевидения гораздо более обширен. |
3 | Главные задачи медиаобразования | - Развитие
практических умений - Развитие
критического, демократического мышления
на медийном материале, умений
анализа медиатекстов
|
- Развитие
критического мышления, критической
автономии аудитории на основе
умений квалифицированного - Развитие
практических умений - Развитие
эстетического восприятия и - Защита детской
аудитории от вредного |
4 | Основные медиаобразовательные теории | «практическая»
теория; теория развития
критического мышления; семиотическая
теория; культурологическая теория; |
эстетическая
теория; теория
развития критического культурологическая
теория развития личности; «практическая»
теория; социокультурная теория; |
5 | Базовые медиаобразовательные модели |
– Развития
критического и демократического мышления,
творческих способностей на медиаматериале
- на всех уровнях обучения. - Социокультурного
развития личности (в области
развития эстетического - Образовательно-информационные
(изучение теории и истории
медиакультуры и языка медиа),
преимущественно на уровне |
- Развития
критического и - Воспитательно-эстетические
модели (изучение моральных, - Практические
(изучение использования медиа
на практике) - на всех уровнях
обучения, включая школы, вузы
и учреждения дополнительного
образования; - Социокультурного развития личности (в области развития восприятия и вкуса, критического мышления, интерпретации, анализа медиатекстов и т.д.) – на всех уровнях обучения. Здесь можно
выделить как теоретическую (блок подготовки
аудитории в области теории медиа
и медиаобразования и блок развития
медиаобразовательной мотивации и
технологии) и практическую (блок креативной
деятельности, блок перцептивно-аналитической
деятельности) составляющие (А.В.Федоров).
Плюс диагностические и - Образовательно-информационные
(изучение теории и истории
медиакультуры и языка медиа),
преимущественно на уровне
|
6 | Ключевые темы медиаобразовательных занятий | Медиакомпетентность, медиаобразование, медиаграмотность, медиакультура, язык медиа, аудитория медиа, категории медиа, технологии медиа, медийные агентства, медийные репрезентации, теория и история медиакультуры, проблемы медийного насилия и др. | Медийное восприятие, аудиовизуальное восприятие, язык медиа, аудитория медиа, категории медиа, технологии медиа, медийные агентства, медийные репрезентации, медиакомпетентность, медиакультура, медиаграмотность, теория и история медиакультуры, проблемы медийного насилия и др. |
7 | Грантовая поддержка научных исследований в области медиаобразования | Государственные
гранты и гранты различных
структур Европейского Союза,
ЮНЕСКО. Число диссертаций немецких педагогов по медиаобразовательной тематике, защищенных в XXI веке сопоставимо аналогичным российским показателем. |
Гранты Министерства
образования и науки Российской
Федерации, включая Федеральные
целевые программы (2000-2010), Российского
гуманитарного научного фонда, Российского
фонда (2000-2010), Российского фонда
фундаментальных исследований (2002-2004),
Программы Президента
РФ «Поддержка ведущих научных школ
России» (2003-2005), ЮНЕСКО, ряда зарубежных
фондов («Институт «Открытое общество»,
МИОН – Иноцентр, Фулбрайт, IREX, DAAD и др.).
Всего было получено свыше 40 научно-исследовательских
грантов. С начала XXI века в России было защищено уже свыше 70 диссертаций по тематике медиаобразования. |
8 | Положительные и негативные тенденции развития медиаобразовательного процесса | Медиаобразование
не является обязательным (за
исключением
Медиаобразование
в школах развито довольно интенсивно
и носит как интегрированный
в базовые предметы, так и автономный
(факультативный, кружковой) характер. Медиаобразование
учителей осуществляется в
Для того,
чтобы дать движению медиаобразования
новый импульс необходима |
Ведется интенсивная научно-
Медиаобразование не является
обязательным (за исключением
Медиаобразование в школах
Медиаобразование студентов
В развитии медиаобразования
недостаточна роль
Трудности развития - с явным
недостатком целенаправленно - с определенной
инертностью руководства вузов, - с традиционными
подходами структур
В целом медиаобразование все
еще не продвинулось от стадии
эксперимента к стадии
Необходима консолидация |