Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:53, статья
Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ. Автор статьи делает вывод, что основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских и немецких вузов и школ прежде всего связаны с недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов; с определенной инертностью руководства учебных учреждений; с традиционной подходами министерских структур, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования
Проблемами
развития медиаобразования и повышения
информационной грамотности россиян
в последнее время
17 ноября 2008 года Правительство России утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе Концепция называет расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования [Концепция…, 2008].
В
мае 2009 года на заседании Московской
городской думы были приняты рекомендации
внедрения в столичных школах
интегрированного и факультативного
медиаобразования. В 2006-2008 годах
в России возникли новые организации,
поддерживающие и развивающие движение
медиаобразования: Сибирская Ассоциация
медиаобразования (руководитель - И.В.Жилавская),
Уральский научно-методический центр
медиакультуры и
Набирает
силу научная школа доктора
При этом все эти новые организации и ассоциации уже успели успешно провести международные и российские конференции по медиаобразованию – в Томске (2006-2010), Белгороде (2006-2010) и Екатеринбурге (2007). С начала XXI века проблемами массового медиаобразования заинтересовался и факультет журналистики МГУ (декан – Е.Л.Вартанова), организовавший две конференции по этой тематике (2003, 2010), проект медиаобразования московских школьников (2009-2010) с вынесением обсуждения этого вопроса на заседании Московской городской Думы (2009).
В России есть немало российских городов и учебных заведений, активно продвигающих идеи медиаобразования – и в теории – и на практике. Конечно, в первую очередь - это известные медийные вузы и факультеты (ВГИК, факультеты журналистики МГУ, Санкт-Петербургского государственного университета и др.), готовящие профессионалов.
Однако
учебные курсы по медиаобразованию
и медиакультуре на сегодняшний
день читаются в Таганрогском государственном
педагогическом институте (А.В.Федоров,
И.В.Челышева, Е.В.Мурюкина, Н.П.Рыжих, В.Л.Колесниченко
и др.), Дальневосточном
Преподают
в различных московских учебных
заведениях и заведующие лабораториями
экранных искусств и медиаобразования
и экспериментальной работы Российской
Академии образования – Л.М.Баженова
и Е.В.Бондаренко, С.И.Гудилина. Продолжает
свою плодотворную медиаобразовательную
деятельность на ниве документального
кино и арт-хауса кинорежиссер из
Перми П.В.Печенкин. Интересные сетевые
медиаобразовательные проекты осуществляются
школьниками по учебным пособиям
и научном руководстве Е.Н.
Можно назвать и фамилии
По данным А.В.Шарикова [Шариков,
2006, с.40], медиаобразование охватывает
сегодня 14 % школ российских в
городах с населением от 500 тысяч
человек и более. Только в
Москве в процесс
Медиаобразование на материале прессы
Германия. Массовое медиаобразование на материале прессы в Германии развито не так интенсивно, как, к примеру, во Франции, однако эта деятельность имеет давние традиции. Очаги медиаобразования на материале прессы есть практически во всех немецких землях.
Россия.
В России сегмент медиаобразования на
материале прессы традиционно развит
также весьма широко. Общая координация
осуществляется агентством ЮНПРЕСС
(http://www.ynpress.com), основавшем Медиашколу
ЮНПРЕСС (http://www.mediashkola.ru). Конференции,
слеты юных журналистов, мастер-классы,
конкурсы — вот только некоторые аспекты
деятельности этой организации. Активно
работает также портал школьной прессы
- http://portal.lgo.ru. К примеру, на сайте
Ассоциации кинообразования и медиапедагогики
России по адресу http://www.edu.of.ru/
размещены номера нового медиаобразовательного журнала, который (в печатном и электронном формах) выпускается самими школьниками: «Литературный медиамир» (журнал научных и творческих работ учителей и учащихся).
Медиаобразование на аудиовизуальном материале
Германия. В первом десятилетии XXI века аудиовизуальное медиаобразование в Германии активно развивалось как на уровне подготовки будущих медийных профессионалов в вузах, так и на уровне охвата массовой, прежде всего — школьной аудитории, был проведен ряд семинаров и тренингов, включая материал кино, телевидения, радио и интернета.
К примеру, Институт
Спектр деятельности Евангелического медиацентра в Ганновере включает консультирование, прокат медиа (аудио, видео, книги, CD-ROM, диапроекторы и т.д.), проведение курсов повышения квалификации, собственные публикации, медиапродукцию, организацию выставок и сотрудничество со специалистами в области медиа и культуры. Здесь существует также творческая видеомастерская, где учащиеся могут экспериментально работать с цветом, светом и формой, апробировать технические эффекты в области изображения (видеоклипы) и т.д.
Россия. Массовое аудиовизуальное медиаобразование — традиционная область деятельности Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России
(http://edu.of.ru/
Медиаобразование с помощью интернет-сайтов
Германия. Учитывая стремительный рост влияния интернет-сайтов на подрастающее поколение, немецкие медиапедагоги активизировали свою деятельность в данном направлении. Это касается не только расширения функций и поддержки ведущих медиаобразовательных сайтов (см. список в таблице 1), содержащих тексты и аудиовизуальные файлы медиаобразовательного характера, но и проведения семинаров и круглых столов по тематике интернет-образования. В итоге это привело к существенному увеличению числа посещений немецких медиапедагогических сайтов.
Россия. С 2005 года помимо печатной появилась
и полная электронная версия всероссийского
журнала «Медиаобразование» (http://edu.of.ru/medialibrary
В 2008 году силами Межрегиональной
организации «Информация для
всех» (http://www.ifap.ru) и Ассоциации кинообразования
и медиапедагогики России (http://edu.of.ru/
Интересные сетевые медиаобразовательные проекты осуществляются школьниками по учебным пособиям и научном руководстве Е.Н.Ястребцевой (Российская Академия образования). Аналогичные интернет-проекты для школьников создаются педагогами Центра медиаобразования г. Тольятти.
Публикации по медиаобразовательной тематике