Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:53, статья

Описание работы

Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ. Автор статьи делает вывод, что основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских и немецких вузов и школ прежде всего связаны с недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов; с определенной инертностью руководства учебных учреждений; с традиционной подходами министерских структур, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования

Работа содержит 1 файл

Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010) сравнительный анализ.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

     Проблемами  развития медиаобразования и повышения  информационной грамотности россиян  в последнее время заинтересовалась и Общественная Палата Российской Федерации. В 2006-2008 годах эти вопросы не раз  рассматривались на ее рабочих заседаниях. 

      17 ноября 2008 года Правительство России  утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе Концепция называет расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования [Концепция…, 2008].

     В мае 2009 года на заседании Московской городской думы были приняты рекомендации внедрения в столичных школах интегрированного и факультативного  медиаобразования.  В 2006-2008 годах  в России возникли новые организации, поддерживающие и развивающие движение медиаобразования: Сибирская Ассоциация медиаобразования (руководитель - И.В.Жилавская), Уральский научно-методический центр  медиакультуры и медиаобразования (http://www.urfomediacenter.ru) под руководством профессора Н.Б.Кирилловой, Региональный Центр медиаобразования (Екатеринбург, директор центра – А.Р.Кантор, http://www.omo-ps.ru), ставший инициатором издания нового российского журнала – «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества», который стал регулярно выходить с 2007 года.

     Набирает  силу научная школа доктора филологических наук, профессора, декана факультета журналистики Белгородского государственного университета, А.П.Короченского, исследующего образовательные  процессы на стыке медиакритики и  медиаобразования [Короченский, 2003].

       При этом все эти новые организации и ассоциации уже успели успешно провести международные и российские конференции по медиаобразованию – в Томске (2006-2010), Белгороде (2006-2010) и Екатеринбурге (2007). С начала XXI века проблемами массового медиаобразования заинтересовался и факультет журналистики МГУ (декан – Е.Л.Вартанова), организовавший две конференции по этой тематике (2003, 2010), проект медиаобразования московских школьников (2009-2010) с вынесением обсуждения этого вопроса на заседании Московской городской Думы (2009).

     В России есть немало российских городов  и учебных заведений, активно  продвигающих идеи медиаобразования –  и в теории – и на практике. Конечно, в первую очередь - это известные  медийные вузы и факультеты (ВГИК, факультеты журналистики МГУ, Санкт-Петербургского  государственного университета и др.), готовящие профессионалов.

     Однако  учебные курсы по медиаобразованию и медиакультуре на сегодняшний  день читаются в Таганрогском государственном  педагогическом институте (А.В.Федоров, И.В.Челышева, Е.В.Мурюкина, Н.П.Рыжих, В.Л.Колесниченко и др.), Дальневосточном государственном  университете (С.В.Салыкова, И.С.Волков и др.), Тверском государственном  университете (О.А.Баранов), Воронежском  государственном университете (С.Н.Пензин), Государственном университете управления (Г.А.Поличко), Московском институте  открытого образования (М.А.Фоминова), Екатеринбургском государственном  университете (Н.Б.Кириллова), Томском  институте информационных технологий (И.В.Жилавская), в Челябинском государственном  университете (И.А.Фатеева), Южно-Уральском  государственном университете (Л.П.Шестеркина, А.В.Минбалеев и др.), Тамбовском государственном  университете (В.А.Монастырский), Бийском  государственном педагогическом университете (В.А.Возчиков и др.), Иркутском государственном  педагогическом институте иностранных  языков (Л.А.Иванова и др.), Курганском государственном университете (Н.А.Леготина), Омском государственном университете (Н.Ф.Хилько и др.), Южном Федеральном  университете (Л.В.Усенко, Е.А.Столбникова), Ростовском государственном экономическом  университете (Г.П.Максимова), в Алтайской  государственной академии культуры и искусств (О.П.Кутькина), Поморском  государственном университете (О.В.Печинкина), Краснодарском университете культуры и искусств (О.В.Печинкина)  и др.

     Преподают в различных московских учебных  заведениях и заведующие лабораториями  экранных искусств и медиаобразования и экспериментальной работы Российской Академии образования – Л.М.Баженова и Е.В.Бондаренко, С.И.Гудилина. Продолжает свою плодотворную медиаобразовательную деятельность на ниве документального  кино и арт-хауса кинорежиссер из Перми П.В.Печенкин. Интересные сетевые  медиаобразовательные проекты осуществляются школьниками по учебным пособиям и научном руководстве Е.Н.Ястребцевой, Е.В.Якушиной и О.Ю.Латышева (Российская Академия образования). Аналогичные  интернет-проекты для школьников создаются педагогами Центра медиаобразования г.Тольятти.

       Можно назвать и фамилии наиболее  заметных учителей российских  средних школ, внедряющих медиаобразование  в учебных процесс. Это Е.И.Голубева (московская средняя школе №  1161), Т.П.Кадубец, Л.А.Карепова (средняя  школа № 6 г.Саянска), Т.В.Ковшарова  (иркутская гимназия №3), Ю.С.Скворцова  (средняя школа № 9 г.Воскресенска), Н.Г.Хитцова (иркутская областная  детская школа искусств) А.И.Воронин  (петербургская средняя школа  № 156), И.А.Серикова (лицей «Эрудит» (Рубцовск, Алтайский край) и многих  других. Большинство из перечисленных  выше коллег – члены Ассоциации  кинообразования и медиапедагогики  России.

       По данным А.В.Шарикова [Шариков, 2006, с.40], медиаобразование охватывает  сегодня 14 % школ российских в  городах с населением от 500 тысяч  человек и более. Только в  Москве в процесс медиаобразования  вовлечены десятки средних учебных  заведений — от начальной школы  до гимназии и лицея. 

     Медиаобразование  на материале прессы

      Германия. Массовое медиаобразование на материале прессы в Германии развито не так интенсивно, как, к примеру, во Франции, однако эта деятельность имеет давние традиции.  Очаги медиаобразования на материале прессы есть практически во всех немецких землях.

     Россия.  В России сегмент медиаобразования на материале прессы традиционно развит также весьма широко. Общая координация осуществляется агентством  ЮНПРЕСС (http://www.ynpress.com), основавшем Медиашколу ЮНПРЕСС (http://www.mediashkola.ru). Конференции, слеты юных журналистов, мастер-классы, конкурсы — вот только некоторые аспекты деятельности этой организации. Активно работает также портал школьной прессы -  http://portal.lgo.ru.   К примеру, на сайте Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России по  адресу http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=57903

размещены номера нового медиаобразовательного  журнала, который (в печатном и электронном  формах) выпускается самими школьниками:  «Литературный медиамир» (журнал научных  и творческих работ учителей и  учащихся).

     Медиаобразование  на аудиовизуальном  материале

      Германия. В первом десятилетии XXI века аудиовизуальное медиаобразование в Германии активно развивалось как на уровне подготовки будущих медийных профессионалов в вузах, так и на уровне охвата массовой, прежде всего — школьной аудитории, был проведен ряд семинаров и тренингов, включая материал кино, телевидения, радио и интернета.

        К примеру, Институт медиапедагогики  и медиатехники (Institute fur Mediaenpadagogic und Mediaentechnik, http://www.lokal-global.de)  в Майнце, в котором мне удалось побывать в 2010 году концентрируется на практическом медиаобразовании школьников с помощью выездных обучающихся семинаров в различных школах региона с населением свыше 3 миллионов человек. Происходит это примерно так: сотрудники-медиапедагоги, оснащенные мобильной медийной техникой регулярно выезжают в различные учебные заведения и центра дополнительного образования, чтобы в течение нескольких дней проводить семинары и мастер-классы – как для школьных педагогов, так и для учащихся. При этом школьники под руководством медиапедагогов создают аудиовизуальные медиапродукты, постигают основы медиакультуры.

     Спектр  деятельности Евангелического медиацентра  в Ганновере  включает консультирование, прокат медиа (аудио, видео, книги, CD-ROM, диапроекторы  и т.д.), проведение курсов повышения квалификации, собственные  публикации,  медиапродукцию, организацию  выставок и сотрудничество со специалистами  в области медиа и культуры. Здесь существует также творческая видеомастерская, где учащиеся могут  экспериментально работать с цветом, светом и формой, апробировать технические  эффекты в области изображения  (видеоклипы) и т.д.

      Россия. Массовое аудиовизуальное медиаобразование — традиционная область деятельности Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

(http://edu.of.ru/mediaeducation). Помимо учебных курсов по аудиовизуальному образованию в вузах, школах и учреждениях дополнительного образования в России проводятся образовательные кинофестивали, семинары и конференции. В течение многих лет такого рода медиаобразовательные фестивали проводятся под руководством председателя Правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России профессора Г.А.Поличко. Из последних начинаний стоит отметить кинообразовательно-досуговый проект «СТОП! СНЯТО!» в Твери (http://www.cinema-stop.ru) под руководством кинорежиссера, члена Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.Михалева.

     Медиаобразование  с помощью интернет-сайтов

      Германия. Учитывая стремительный рост влияния интернет-сайтов на подрастающее поколение, немецкие медиапедагоги активизировали свою деятельность в данном направлении. Это касается не только расширения функций и поддержки ведущих медиаобразовательных сайтов (см. список в таблице 1), содержащих тексты и аудиовизуальные файлы медиаобразовательного характера, но и проведения семинаров и круглых столов по тематике интернет-образования. В итоге это привело к существенному увеличению числа посещений немецких медиапедагогических сайтов.

       Россия. С 2005 года помимо печатной появилась и полная  электронная версия всероссийского журнала «Медиаобразование» (http://edu.of.ru/medialibrary). В 2000-х годах был создан ряд российских сайтов медиаобразовательной тематики: Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (http://edu.of.ru/mediaeducation  http://www.medialiteracy.boom.ru http://www.mediaeducation.boom.ru ), Федерация интернет-образования России (http://www.fio.ru), агентство ЮНПРЕСС: (http://www.ynpress.com), Медиашкола ЮНПРЕСС (http://www.mediashkola.ru), Лаборатория экранных искусств Института художественного образования Российской Академии образования (http://www.art-education.ru/otd-dop-ekran.htm), Лаборатория ТСО и медиаобразования Института общего среднего образования Российской Академии образования (http://www.mediaeducation.ru), Научно-исследовательская лаборатория «Школьная медиатека» Российской Академии образования (http://www.ioso.ru/scmedia), научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном педагогическом институте (http://www.tgpi.ru), Региональный Центр медиаобразования в Екатеринбурге (http://www.omo-ps.ru), Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования – (www.urfomedicenter.ru), Сибирская Ассоциация медиаобразования и Томский институт информационных технологий (http://tiit.tomsk.ru/home). Под руководством А.В.Федорова был создан сайт открытая электронная научная библиотека «Медиаобразование»  (http://edu.of.ru/medialibrary).

       В 2008 году силами Межрегиональной  организации «Информация для  всех» (http://www.ifap.ru) и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://edu.of.ru/mediaeducation) был создан портал «Информационная грамотность и медиаобразование» http://www.mediagram.ru, включающий полные тексты монографий, учебных пособий и программ, авторефератов и статей по теме медиаобразования и информационной грамотности. Все они находятся в свободном доступе и могут использоваться как в учебном процессе, так и в процессе медийного самообразования широкой аудитории.

     Интересные сетевые медиаобразовательные проекты осуществляются школьниками по учебным пособиям и научном руководстве  Е.Н.Ястребцевой (Российская Академия образования). Аналогичные интернет-проекты для школьников создаются педагогами Центра медиаобразования г. Тольятти.

Публикации  по медиаобразовательной тематике

Информация о работе Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ