Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:53, статья

Описание работы

Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ. Автор статьи делает вывод, что основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских и немецких вузов и школ прежде всего связаны с недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов; с определенной инертностью руководства учебных учреждений; с традиционной подходами министерских структур, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования

Работа содержит 1 файл

Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010) сравнительный анализ.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

Выводы

      Германия. Медиаобразование в Германии пока не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа).  Однако Резолюция Европейского Парламента (2008) настоятельно рекомендует введение обязательного школьного медиаобразования (как это уже сделано в Канаде и Австралии).

       Медиаобразование в немецких  школах развито довольно интенсивно  и носит как интегрированный  в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер.  Медиаобразование учителей осуществляется  в основном на специальных  курсах.

     Синтез  теологии, церковной деятельности и  медиапедагогики достаточно типичен  для современной Германии, так  как церковь  имеет собственное  радио, издает газеты, книги, аудиокассеты, выпускает фильмы, телепередачи и  т.д.  Понятно, что среди немецких медиапедагогов религиозного направления  можно найти немало сторонников  «предохранительной» или «защитной» теории медиаобразования. Вот почему активисты из религиозных центров задумываются над  способами воздействия медиа  и стремятся участвовать в педагогическом процессе, отчетливо понимая при этом, что медиа сегодня – неотъемлемая часть повседневной жизни людей, их быта, досуга, воспитания. Следовательно, именно с помощью медиа можно эффективно воздействовать на формирование восприятия и мировоззрения  широкой аудитории.

     Немецкие  медиапедагоги убеждены, что медиаобразование - эффективное средство развития демократического и критического мышления, то есть основная ставка делается на воспитание сознательного  и ответственного гражданина демократического общества. Понимая, что  медиаобразование в школе должно учитывать возрастающее влияние медиа на повседневную жизнь  детей и подростков, медиапедагоги  Германии сегодня делают ставку на развитие медиакомпетентности учащихся разных возрастов, включая семейное воспитание.

       Для того чтобы дать  движению  медиаобразования новый импульс  необходима консолидация  всех    образовательных и медиапедагогических  организаций, медийного сообщества. Именно комплекс школьного и семейного медиаобразования способен  подготовить молодых людей к социально ответственному, критическому, творческому общению с медиа.  И здесь абсолютно правы С.Ауфенангер, С.Блюмеке, Б.Бахмайер и другие ведущие медиапедагоги Германии - нужно, чтобы немецкие школьники  могли ориентироваться в мире медиа, классифицировать медиатексты, опыт и образцы поведения, распространяемые через медиа, и т.д. Исходя из этого, медиаобразование требует совершенствования технического обеспечения учебных заведений и должно охватывать не только школьников, но и самих учителей, взрослую аудиторию. В последние годы группа исследователей под руководством С.Ауфенангера активно занимается экспериментальной работой по медиаобразованию дошкольников.

     К сожалению, влияние немецкой медиапедагогики  фактически ограничено немногими германоязычными  странами. Как правило, за рубежом  теоретические и методические разработки немецкого медиаобразования известны только довольно узкому кругу наиболее продвинутых коллег.

     Россия. В феврале 2008 года в МГУ прошло заседание круглого стола по проблемам медиаобразования, на котором была принята резолюция, где отмечаются достижения научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном педагогическом институте. В резолюции говорится о том, что «накоплен богатейший опыт в области медиаобразования в Москве, Воронеже, Твери, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Кургане, Ростове, Таганроге, Тамбове, Краснодаре, Челябинске. Ведут активную работу по популяризации идей медиаобразования Ассоциация кинообразования и медиапедагогики под руководством А.В.Федорова и Сибирская ассоциация медиаобразования под руководством И.В.Жилавской» (http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087).

         15 апреля 2010 года в МГУ прошло  заседание Совета по вопросам  качества общего образования  в Российской Федерации при  Президиуме Генерального совета  Всероссийской политической партии  «Единая Россия».  С ключевым  докладом по теме «Повышение  качества образования, духовно-нравственное  воспитание детей и подростков: социальная ответственность СМИ»  выступил главный редактор «Учительской  газеты» П.Г.Положевец.  На заседании  выступили - ректор МГУ, академик  В.А.Садовничий, председатель комитета  Госдумы по образованию Г.А.Балыхин,  декан факультета журналистики  МГУ, профессор Е.Л.Вартанова,  профессор Я.Н.Засурский, президент  Ассоциации медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование», проректор по научной работе  Таганрогского государственного  педагогического института А.В.Федоров,  президент Сибирской Ассоциации  медиаобразования И.В.Жилавская  и другие эксперты.

     На  заседании Совета был представлен  журнал «Медиаобразование» (в число  учредителей которого входит Бюро ЮНЕСКО в Москве) и новый диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика», который был подготовлен в 2010 году Ассоциацией медиапедагогики  России, МОО «Информация для всех»  и Таганрогским государственным  педагогическим институтом по заказу Главного управления информационных технологий и связей Смоленской области (диск бесплатно  разослан по ключевым библиотекам регионов России).

     В итоге Совет по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» единогласно  принял Решение «Повышение качества образования, духовно-нравственное воспитание детей и подростков: социальная ответственность  СМИ» (протокол № 5-1 от 15.04.2010 г.), где, в  частности, рекомендовано «предложить  Министерству образования и науки  Российской Федерации: при разработке федерального государственного образовательного стандарта общего образования учесть необходимость включения в него требований, предъявляемых к результатам  и средствам обучения в области  медиаобразования и медиаграмотности; включить в примерные образовательные  программы по направлениям подготовки и специальностям педагогического  профиля специальные курсы по медиаобразованию» [Решение…, 2010].

       1-2 июня 2010 года в МГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции развития российского медиаобразования 2010», где прошел круглый стол «Роль школьных СМИ в формировании гражданского общества в России», в работе которого участвовали Е.А.Бондаренко,  Е.Л.Вартанова, И.В.Жилавская, Г.В.Онкович И.А.Фатеева, А.В.Федоров и другие эксперты в области медиаобразования.

      По  итогам конференции ее участниками  была принята резолюция, в которой  подчеркивается важность координации  усилий медийных специалистов-профессионалов  и медиапедагогов для использования  широких возможностей современных  медиа в развитии личности человека.

  В целях дальнейшего развития и  продвижения идей медиаобразования  резолюция предложила, в частности, следующее:

   - «рекомендовать факультетам журналистики  университетов создание и открытие  центров (кафедр) медиаобразовательной  тематики; а также гуманитарным  вузам - специальных кафедр, факультетов  масс-медиа, массовых коммуникаций, информационных технологий в  образовании с учетом медиаобразовательной  специфики;

  - рекомендовать факультетам журналистики  российских вузов ввести в  программы профессиональной    подготовки    журналистских    кадров    разделы по новым  медиаобразовательным технологиям  работы с аудиторией; - рекомендовать вузам введение в систему подготовки специалистов государственного  и муниципального  управления,  предприятий и организаций       различных форм собственности курсов по работе  со  СМИ, медиакультуре и информационной грамотности;

  - силами рабочей группы по развитию  медиаобразования в РФ с привлечением  широкой     медиаобразовательной     общественности,     ученых     и     практиков медиаобразования  разработать и   предложить  Министерству науки и образования  РФ   для   реализации   Комплексную   межведомственную   программу   развития медиаобразования  в Российской Федерации;

  - актуализировать необходимость повсеместного введения курсов  медиаобразовательного цикла в систему общего, начального профессионального и среднего профессионального образования;

  - рабочей группе по развитию  медиаобразования в РФ разработать  проект стандарта медиаобразовательных  программ в соответствии с  различными уровнями образования;

  - считать изучение языка медиа  в общеобразовательных школах  столь же важным и необходимым,  как и изучение родного языка  и литературы;

  - активизировать в центрах досуга, клубах, домах творчества процессы  подготовки учебных программ, курсов  дополнительного образования для  развития критического мышления  молодежи по отношению к средствам  массовой информации, основанных  на эффективных методах медиаобразования;

  - рекомендовать органам управления  образованием, молодежной и информационной  политики на всех уровнях всемерно  поддерживать медиаобразовательные  конкурсы, слеты, фестивали и форумы, издание самодеятельных газет  и журналов, выпуск теле- и радиопрограмм,  создание сайтов и другие формы  медиаактивности молодежи; 

  - рекомендовать органам власти  способствовать расширению сети  медиацентров в  образовательных  учреждениях, на территориях муниципальных  образований, федеральных центров,  как базовых точек роста для  массового медиаобразования и  повышения медиакультуры молодежи;

  - разработать и внедрить ряд  программ повышения квалификации  по медиакультуре и информационной  грамотности для действующих  государственных и муниципальных  служащих, руководителей организаций  и предприятий, которые по  долгу службы имеют дело с  различными видами медиа, либо  управляют  медиапроцессами;

  - разработать и апробировать методы  медиаобразования взрослых (преподавателей, воспитателей, родителей), а также  медиаобразовательные программы  для лиц, в силу ряда причин  нуждающихся в особых контактах  со СМИ: пенсионеры, инвалиды, представители  некоммерческого сектора и др.;

  - разработать концепцию информального  медиаобразования (самообразования  в течение всей жизни)» [Резолюция…, 2010].

     Российские  успехи в этой области в начале XXI века были отмечены и на Западе [Burke, 2008;  Yoon,  2009]. «Преподаватели продолжают развивать медиаобразование в относительно трудных условиях, - отмечается в итоговой статье по результатам исследования ЮНЕСКО. - В последние годы существенные достижения были сделаны в таких странах, как Россия» [Buckingham, Domaille, 2003, р. 45].

     Однако, как верно отмечалось в резолюции  заседания круглого стола по проблемам  медиаобразования (МГУ, февраль 2008 года) в  российском медиаобразовательном процессе есть и негативные тенденции  развития: «накопленный опыт и результаты исследований остаются недостаточно известными и используются в неполную силу, вследствие того, что медиаобразование всё ещё не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического  применения. В развитии медиаобразования недостаточна роль факультетов журналистики, а также медиасообщества в  целом. Слабо используются возможности  дополнительного образования на факультетах журналистики. Недостаточно осуществляется взаимодействие с уже  существующими центрами и многочисленными  экспериментальными площадками в области  медиаобразования, не в полной мере используется потенциал преподавателей и исследователей ведущих факультетов».

     Основные  трудности более широкого внедрения  медиаобразования в учебный процесс  российских вузов и школ, прежде всего, связаны, на наш взгляд:

- с  явным недостатком целенаправленно  подготовленных медиапедагогов;

- с  определенной инертностью руководства  ряда педагогических вузов (как  известно, в рамках дисциплин  регионального компонента и учебных  курсов по выбору вузам предоставлены  широкие возможности введения  новых дисциплин разнообразной  тематики, но ученые советы вузов  пока крайне робко выделяют  часы под медиаобразовательные дисциплины, столь необходимые будущим учителям);

- с  традиционной подходами структур  Министерства образования и науки,  концентрирующих свое внимание  на поддержке учебных курсов  по информатике и информационным  образовательным технологиям при  значительно меньшем внимании  к актуальным проблемам медиаобразования.

Информация о работе Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ