Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:53, статья
Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ. Автор статьи делает вывод, что основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских и немецких вузов и школ прежде всего связаны с недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов; с определенной инертностью руководства учебных учреждений; с традиционной подходами министерских структур, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования
Выводы
Германия. Медиаобразование в Германии пока не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа). Однако Резолюция Европейского Парламента (2008) настоятельно рекомендует введение обязательного школьного медиаобразования (как это уже сделано в Канаде и Австралии).
Медиаобразование в немецких
школах развито довольно
Синтез
теологии, церковной деятельности и
медиапедагогики достаточно типичен
для современной Германии, так
как церковь имеет собственное
радио, издает газеты, книги, аудиокассеты,
выпускает фильмы, телепередачи и
т.д. Понятно, что среди немецких
медиапедагогов религиозного направления
можно найти немало сторонников
«предохранительной» или «
Немецкие медиапедагоги убеждены, что медиаобразование - эффективное средство развития демократического и критического мышления, то есть основная ставка делается на воспитание сознательного и ответственного гражданина демократического общества. Понимая, что медиаобразование в школе должно учитывать возрастающее влияние медиа на повседневную жизнь детей и подростков, медиапедагоги Германии сегодня делают ставку на развитие медиакомпетентности учащихся разных возрастов, включая семейное воспитание.
Для того чтобы дать движению
медиаобразования новый
К сожалению, влияние немецкой медиапедагогики фактически ограничено немногими германоязычными странами. Как правило, за рубежом теоретические и методические разработки немецкого медиаобразования известны только довольно узкому кругу наиболее продвинутых коллег.
Россия.
В феврале 2008 года в МГУ прошло заседание
круглого стола по проблемам медиаобразования,
на котором была принята резолюция, где
отмечаются достижения научной школы
«Медиаобразование и медиакомпетентность»
при Таганрогском государственном педагогическом
институте. В резолюции говорится о том,
что «накоплен богатейший опыт в области
медиаобразования в Москве, Воронеже,
Твери, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге,
Перми, Кургане, Ростове, Таганроге, Тамбове,
Краснодаре, Челябинске. Ведут активную
работу по популяризации идей медиаобразования
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики
под руководством А.В.Федорова и Сибирская
ассоциация медиаобразования под руководством
И.В.Жилавской» (http://www.edu.of.ru/
15 апреля 2010 года в МГУ прошло
заседание Совета по вопросам
качества общего образования
в Российской Федерации при
Президиуме Генерального
На заседании Совета был представлен журнал «Медиаобразование» (в число учредителей которого входит Бюро ЮНЕСКО в Москве) и новый диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика», который был подготовлен в 2010 году Ассоциацией медиапедагогики России, МОО «Информация для всех» и Таганрогским государственным педагогическим институтом по заказу Главного управления информационных технологий и связей Смоленской области (диск бесплатно разослан по ключевым библиотекам регионов России).
В итоге Совет по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» единогласно принял Решение «Повышение качества образования, духовно-нравственное воспитание детей и подростков: социальная ответственность СМИ» (протокол № 5-1 от 15.04.2010 г.), где, в частности, рекомендовано «предложить Министерству образования и науки Российской Федерации: при разработке федерального государственного образовательного стандарта общего образования учесть необходимость включения в него требований, предъявляемых к результатам и средствам обучения в области медиаобразования и медиаграмотности; включить в примерные образовательные программы по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля специальные курсы по медиаобразованию» [Решение…, 2010].
1-2 июня 2010 года в МГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции развития российского медиаобразования 2010», где прошел круглый стол «Роль школьных СМИ в формировании гражданского общества в России», в работе которого участвовали Е.А.Бондаренко, Е.Л.Вартанова, И.В.Жилавская, Г.В.Онкович И.А.Фатеева, А.В.Федоров и другие эксперты в области медиаобразования.
По итогам конференции ее участниками была принята резолюция, в которой подчеркивается важность координации усилий медийных специалистов-профессионалов и медиапедагогов для использования широких возможностей современных медиа в развитии личности человека.
В целях дальнейшего развития и продвижения идей медиаобразования резолюция предложила, в частности, следующее:
- «рекомендовать факультетам
-
рекомендовать факультетам
-
силами рабочей группы по
-
актуализировать необходимость
-
рабочей группе по развитию
медиаобразования в РФ
-
считать изучение языка медиа
в общеобразовательных школах
столь же важным и необходимым,
-
активизировать в центрах
-
рекомендовать органам
-
рекомендовать органам власти
способствовать расширению
-
разработать и внедрить ряд
программ повышения
-
разработать и апробировать
-
разработать концепцию
Российские успехи в этой области в начале XXI века были отмечены и на Западе [Burke, 2008; Yoon, 2009]. «Преподаватели продолжают развивать медиаобразование в относительно трудных условиях, - отмечается в итоговой статье по результатам исследования ЮНЕСКО. - В последние годы существенные достижения были сделаны в таких странах, как Россия» [Buckingham, Domaille, 2003, р. 45].
Однако, как верно отмечалось в резолюции заседания круглого стола по проблемам медиаобразования (МГУ, февраль 2008 года) в российском медиаобразовательном процессе есть и негативные тенденции развития: «накопленный опыт и результаты исследований остаются недостаточно известными и используются в неполную силу, вследствие того, что медиаобразование всё ещё не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения. В развитии медиаобразования недостаточна роль факультетов журналистики, а также медиасообщества в целом. Слабо используются возможности дополнительного образования на факультетах журналистики. Недостаточно осуществляется взаимодействие с уже существующими центрами и многочисленными экспериментальными площадками в области медиаобразования, не в полной мере используется потенциал преподавателей и исследователей ведущих факультетов».
Основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских вузов и школ, прежде всего, связаны, на наш взгляд:
- с
явным недостатком
- с
определенной инертностью
- с
традиционной подходами