Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:53, статья

Описание работы

Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ. Автор статьи делает вывод, что основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских и немецких вузов и школ прежде всего связаны с недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов; с определенной инертностью руководства учебных учреждений; с традиционной подходами министерских структур, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования

Работа содержит 1 файл

Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010) сравнительный анализ.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

      Германия. С 2000 по 2010 год в Германии было опубликовано свыше сотни изданий (монографий, учебных пособий, сборников статей) по теме медиаобразования. Среди них можно отметить книги С.Ауфенангера [Aufenanger, 2001], С.Блюмеке [Blцmeke, 2000], Б.Бахмайера [Bachmair, 2010], Б.Шорба [Schorb, 2005] и др. видных немецких медиапедагогов.

     Россия. В 2000-х годах в России резко увеличилось количество публикаций на медиаобразовательную тему. С 2001 по 2010 годы было издано свыше 60 монографий и учебных пособий, десятки научных сборников и сотни статей по тематике медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности.  С 2005 года при поддержке МОО «Информация для всех» и Московского бюро ЮНЕСКО в России стал издаваться Всероссийский журнал «Медиаобразование» (4 номера в год). Подробно с полными текстами российских монографий, учебных пособий, научных сборников и журналом «Медиаобразование» можно познакомиться на сайте «Научная библиотека «Медиаобразование» (http://edu.of.ru/medialibrary).

     Разработка учебных программ, пособий и инструктивной документации по медиаобразованию

      Германия. В Германии разработаны подробные программы и методические рекомендации по медиаобразованию для начальной и средней школы, лицеев — как для школьной аудитории, так и для учителей. В частности, предполагается, чтобы учащиеся сравнивали точки зрения авторов медиатекстов разных видов и жанров, обнаруживали их противоречия, идентифицировали источники информации, анализировали сюжетные конструкции, аудиовизуальный ряд, экономические механизмы рекламы, аргументировано обосновывали свою точку зрения, умели создавать собственные медиатексты и т.д. В итоге аудитория должна обладать развитым критическим мышлением по отношению к медиа и медиатекстам, основанным на демократических ценностях [Aufenanger and all, 2001; Blцmeke, 2000; Gaspski, 2006].

     Как известно, в  Германии каждая земля  определяет свою образовательную политику.  К примеру, Евангелический медиацентр в Ганновере предлагает богатый  выбор программ для различных  групп людей. К основной аудитории  относятся в первую очередь общины с их церковной образовательной  работой, а также учителя, которым  нужны материалы для занятий, кинокружки и т.д. 

       Медиаобразование - одно из направлений  деятельности и Департамента  по защите молодежи Северной  Саксонии (LJS). Основная цель работы  с медиа тут снова «предохранительная»  - защитить  детей и молодежь  от негативных последствий воздействия  медиа. LJS работает в основном  с  воспитателями,   социальными  педагогами, учителями и т.д. Им  предоставляются возможности изучить   теорию и историю медиа, методические  подходы в медиаобразовании с  помощью специальных  занятий  по повышению квалификации,  информационных  мероприятий, семинаров, совместных  и независимых проектов, разработки  информационных и рабочих материалов,  организации и координации кружков.  LJS выпускает свой собственный  журнал, где печатаются статьи, в  том числе и на тему медиа  и медиаобразования.

     В этом смысле заслуживает внимания опыт немецкого государственного института  повышения квалификации в школьном обучении и медиапедагогике (NLI), разрабатывающего и распространяющего медиапедагогическую  информацию и документацию, учебные  пособия,  занимающегося организацией консультаций, семинаров,  медиатек (подбор и содержание собраний аудиовизуальных  медиа и дидактического компьютерного  обеспечения, их прокат  и распространение), медиакурсов для учителей,  сотрудников  внешкольных учреждений образования  и культуры,  для взрослых и  т.д.

        Россия.  С 2000 по 2010 год  российские медиапедагоги разработали около 40 учебных программ для школ и вузов и опубликовали свыше 20 учебных пособия для учебных заведений различного уровня. Полные тексты учебных пособий и программ можно прочесть и скачать по адресу http://edu.of.ru/medialibrary

Исследования  по медиаобразовательной тематике

      Германия. Развитие медиакомпетентности на основе демократического и критического мышления учащихся остается приоритетной целью большинства медиапедагогов Германии [Aufenanger and all, 2001; Blцmeke, 2000; Gaspski, 2006 и др.].

      В течение XXI века в Германии было защищено несколько десятков магистерских и  докторских диссертаций медиаобразовательной тематики, что сравнимо с аналогичными показателями в России, где с 2000 по 2010 годы было защищено 12 докторских и 60 кандидатских диссертаций по медиаобразовательной тематике.

     В целом медиаобразование (в немецкой литературе используется термин Medienpadagogik – медиапедагогика) в Германии понимается как разнообразный спектр  всевозможных учебных занятий, связанных с  медиа.    Впрочем,  немецкие медиапедагоги (D.Baake и др.) предлагают и более широкую трактовку медиаобразования, которое должно охватывать  все социально-педагогические, социально-политические и социально-культурные идеи и мероприятия (для детей, молодежи, взрослых и пожилых людей), касающиеся  медиа и медиакультуры.

     Внутри  общего направления медиапедагогики  существуют различные разделы:

- медиавоспитание  (с этическим приоритетом);

- медиадидактика (какие медиа могут или должны  использоваться для достижения  педагогически обоснованных целей);

- медиаисследование  (все научные действия, чтобы найти  и/или проверить цели, средства, свидетельства,  гипотезы, имеющие отношение к  медиа, и  также  их систематизировать).

      Немецкие  ученые [Aufenanger and all, 2001; Bachmair, 2010; Blцmeke, 2000; Gaspski, 2006; Schorb, 2005 и др.] выделяют сегодня  несколько ключевых концепций медиаобразования, которые могут пересекаться и  взаимодополнять друг друга:

- практическая - концепция деятельности, связанной  с обучением практическому использованию  медиа и созданию медиатекстов  различных видов и жанров.

- предохранительная  (в других странах она фигурирует  под названием «прививочной»  или «инъекционной»), направленная  на защиту детской и молодежной  аудитории от вредных влияний  медиа;

- развития  критического, аналитического мышления  по отношению к медиакультуре.  Здесь главная задача – подвести  аудиторию к критическому восприятию  и анализу медиатекстов;

- социально-экологическая.  Здесь главной является проблема  аудитории, делается попытка больше  узнать об индивидуальных формах  общения человека с медиа, чтобы  помочь ему прийти к новому  уровню общения с прессой, кинематографом  или телевидением с помощью  таких методов как самонаблюдение  и саморефлексия; 

- информационно-технологическая.  Цель этой концепции - передача  знаний и навыков по эффективному  обращению с новыми информационными  и коммуникационными технологиями. В основе ее лежит идея о  том, что в ближайшем будущем  нельзя будет обойтись без   компьютерных знаний, поэтому   в школах должен преподаваться  предмет «компьютерная грамотность. 

      В последние годы в Германии на первый план выходит проблема медиакомпетентности [Aufenanger, 2000; Blцmeke, 2003]. Особенно это касается учителей / преподавателей. Например, профессор  С.Блюмеке [Blцmeke, 2003a] включает в модель развития медиакомпетентности современного педагога:

       - умения использования медиа  в образовательном процессе (выбор,  анализ, оценка, дидактика и технология  медиаобразования);

      - ясность медиаобразовательных целей,  их соответствие ведущим педагогическим  идеям и актуальной медийной  технике;

      - соответствие требований профессиональной  подготовки (личных и институциональных)  образовательной системе и собственной  медиакомпетентности.

      В исследованиях С.Ауфенангера  [Aufenanger,  2000, 2001, 2003] медиакомпетентность  включает такие показатели, как когнитивный/информационный, моральный, социальный, аффективный, эстетический, практического участия. В работах  Н.Гроэбена [Groeben, 2002] выделяются такиt индикаторы медиакомпетентности как когнитивный/информационный, восприятия, способностей, критического выбора, практического участия, коммуникативности.  В трудах Б.Шорба [Schorb, 2005] эти показатели представлены более расширенно: информационный, функциональный, структурный, жанровый, оценочный, практический.

       Россия. С 2000 по 2010 год научно-исследовательские проекты российских ученых по медиаобразовательной тематике неоднократно получали грантовую поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации (включая Федеральные целевые программы), Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России», ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов («Институт «Открытое общество», МИОН – Иноцентр, Фулбрайт, IREX, DAAD, Foundation Maison des Sciences de l'Homme и др.). Всего было получено свыше 40 научно-исследовательских грантов. В моих предыдущих работах [Федоров, 2001; 2007; 2009 и др.]   был дан подробный российских исследований в области медиаобразования. Полные тексты российских монографий и авторефератов диссертаций  можно прочесть и скачать по адресу http://edu.of.ru/medialibrary

        К примеру, процесс развития  критического мышления и медиакомпетентности аудитории предусматривает активное использование методов анализа медиатекстов и функционирования медиа в социуме. Среди этих методов можно выделить следующие:

- контент-анализ  (Content Analysis);

- структурный анализ  (Structural Analysis);

- сюжетный/повествовательный  анализ (Narrative Analysis);

- анализ стереотипов  (Stereotypes Analysis);

- анализ культурной  мифологии (Cultural Mythology Analysis);

- анализ персонажей  (Character Analysis);

- автобиографический (личностный) анализ (Autobiographical  Analysis);

- иконографический  анализ (Iconographic Analysis);

- семиотический анализ  (Semiological Analysis);

- идентификационный  анализ (Identification Analysis)

-идеологический  и философский  анализ (Ideological and Philosophical              Analysis);

- этический анализ  (Ethical Analysis);

- эстетический анализ  (Aesthetical Analysis).

- культивационный  анализ (Cultivation Analysis);

-герменевтический анализ культурного контекста (Hermeneutic Analysis of Cultural Context);

     Все эти методы так или иначе включают анализ таких ключевых понятий медиаобразования как «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «язык медиа» (media language), «медийные технологии» (media technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences) и др. Разумеется, изучение этих понятий происходит в комплексном, междисциплинарном, интегрированном виде, погруженном в социокультурный контекст,

     Медиаобразовательная  активность на международном  уровне

      Германия. Немецкие медиапедагоги в 2000-2010 годах продолжают активно участвовать во всех медиаобразовательных акциях ООН, ЮНЕСКО, Европейского Союза и Совета Европы, в международных конференциях по медиа и медиаобразованию в различных странах мира,  регулярно выезжают за границу для проведения специализированных семинаров и лекций.  Большое значение для немецких педагогов, бесспорно, имеет принятая Европейским парламентом Резолюция [European Parliament Resolution, 2008], в которой провозглашается обязательность внедрения медиаобразования во всех школах (с 1 по 12 классы) стран Европейского Союза, и, следовательно, и Германии.

      Россия. Благодаря полученным российскими учеными научно-исследовательским грантам, они в 2000-2010 годах имели возможность работать в ведущих научных центрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Брюсселя, Берлина, Будапешта, Торонто и др. городов мира, участвовать в крупнейших международных научных конференциях по медиаобразованию (в США, Канаде, Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Испании, Бразилии, Польше, Чехии и др.). В западных журналах и научных сборниках был опубликован ряд статей российских авторов [A.Fedorov, A.Novikova, A.Sharikov].

       В 2008 году Таганрогский государственный  педагогический институт и Ассоциация  кинообразования и медиапедагогики  России стали официальными партнерами  ООН в новом проекте: был  подписан соответствующий договор  с руководством Программы ООН  «Альянс цивилизаций» (United Nations’  Alliance of civilizations – AoC) о создании  русскоязычного сегмента всемирного  портала Media Literacy Education Clearinghouse («Палата  медиаобразования и медиаграмотности»  – http://www.aocmedialiteracy.org). 
 

Информация о работе Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ